Вы здесь
ПО ЗОВУ СЕРДЦА И ДУШИ
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Сегодня свой профессиональный праздник отмечают люди одной из самых уважаемых и нужных в нашей стране профессий - учителя. Слова поздравлений будут звучать в адрес педагогов, работающих в самых разных образовательных организациях - в обычных школах, учреждениях дополнительного образования, интернатах и специальных коррекционных заведениях. К числу последних относится ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 33 города Ставрополя», коллектив которой в эти дни отмечает не один, а целых два праздника. Потому что вместе с Днем учителя учебное заведение празднует юбилей - полвека с момента своего образования.
В настоящее время школа № 33 - современная организация, главной целью которой является коррекция отклонений в развитии детей средствами образования, воспитания, трудовой подготовки, а также социально-психологическая реабилитация воспитанников для последующей их интеграции в общество. Эти сложнейшие задачи решает замечательный коллектив, в состав которого входят как опытнейшие профессионалы, так и молодые специалисты, только начавшие свой трудовой путь. Работают эти педагоги, напомню, с особыми детьми. И, отдавая им свое сердце, добиваются очень хороших результатов. Но обо всем по порядку.
Школа для детей с умственной отсталостью была образована в Ставрополе в 1966 году. До этого для детей с проблемами в развитии существовали специальные классы, сформированные на базе восьмилетней школы № 15. Однако со временем учащихся становилось все больше. Поэтому появилась необходимость в создании отдельного учебного заведения для детей с умственной отсталостью. Соответствующее решение было принято городским отделом народного образования в 1965 году. Разместилось учебное заведение в здании другой восьмилетней школы - № 33 по улице Маяковского, построенном в 1939 году.
Первоначально для учащихся было организовано 8 классов, по одному в параллели. Но со временем классов стало больше. В настоящий момент в школе 272 воспитанника и 23 класса.
Так как вместить их всех здание старой восьмилетки не могло, то в 1976 году к ней пристроили новый трехэтажный корпус, а еще пару лет спустя новую столовую и два спортивных зала. Тем самым школа № 33 обрела свой современный облик, который знаком многим жителям краевого центра.
Но вернемся в прошлое. Дети учились, а вместе с ними учился и педагогический коллектив. Первым директором школы стала Мария Викторовна Тарасова. На момент создания учебного заведения для Ставрополя работа с особыми детками - была новым направлением. Чтобы познакомиться с методиками коррекционной работы, программами и учебниками Мария Викторовна и ее замы ездили в специальные коррекционные заведения Москвы и Ленинграда. Полученными там знаниями они делились с коллективом, организовывая специальные курсы для учителей.
Серьезное внимание в те годы уделялось внеклассной работе с учащимися. Был создан духовой оркестр, кружок гитаристов, школьный хор. Очень ярко в школе проходили смотры строя и песни. Последняя традиция дошла и до наших дней.
Параллельно педколлектив решал еще один крайне значимый вопрос - как вписать воспитанников в жизнь, сделать так, чтобы они и после завершения обучения не оставались на обочине, а могли найти свое место в обществе. Решение было найдено - сделать упор на трудовое воспитание.
В школе были созданы трудовые бригады. Девочки - шили, а мальчики занимались ремонтом мебели. Основы закладывались в школе, а трудовую практику воспитанники проходили на базе ателье и мебельного комбината. Помимо этого трудовые десанты проходили на базе городской овощной базы и в плодопитомнике.
Ставка на трудовое воспитание - является неотъемлемой частью школьной жизни и в наши дни.
- В первую очередь мы обучаем детей труду. У нас три столярные мастерские и столько же швейных. С 1997 года открыт 10 профессиональный класс углубленной трудовой подготовки, по окончании обучения в котором ребята сдают экзамены и получают квалификационные разряды по специальностям «швея» и «столяр-строитель». И могут устроиться на работу на предприятия города. А кто-то может продолжить учиться дальше - на базе политехнического колледжа создана группа для воспитанников нашей школы, - рассказывает заместитель руководителя по учебно-воспитательной работе Елена Овсянникова.
Вместе с ней я побывала в одной из таких мастерских. Первое, на что обратила внимание, - красивейшие салфетки в виде цветов.
- Это мы готовим украшения к празднику. И детям это занятие по душе. У них вообще огромное желание что-то сделать своими руками - готовить какие-либо поделки, плести изделия из бисера, что-либо шить. И мы им такую возможность обеспечиваем. Трудовое обучение начинается с 5 класса. Сначала учащиеся шьют простые изделия - носовые платки, салфетки, а в старших классах это уже бывают довольно сложные изделия - платья, брюки и так далее. А еще интересно то, что тяга к шитью проявляется не только у девочек. Порой посещать уроки шитья просятся и мальчики. И мы им не препятствуем. Может, из них вырастут настоящие мастера. Такое в практике было. Один из наших воспитанников устроился в ателье и успешно работал, - рассказала учитель трудового обучения Валентина Быкова.
Если говорить о том, что еще любят воспитанники, то многим из них по душе занятия адаптивной физической культурой, участие во всевозможных театрализованных представлениях. А еще некоторые дети дружат с книгой, и с удовольствием приходят в школьную библиотеку. Там им помогают выбрать книги и проводят дополнительные внеклассные занятия.
Ну и конечно же, воспитанники школы во внеурочное время, как и их сверстники, обожают смотреть мультики. В тот день, когда я побывала в школе, проводились родительские собрания. И пока учителя обсуждали с родителями насущные проблемы, внимание детей было приковано к экрану установленного в коридоре телевизора.
Рассказывая о школе, следует отметить, что она оснащена в соответствии с современными нормами и требованиями. Неотъемлемая часть образовательного процесса - компьютерное оборудование, интерактивные доски. В школе имеется замечательно оборудованный кабинет психологической разгрузки. Заходишь сюда, и так и хочется хоть на несколько минут расположиться в удобном кресле, посидеть в тишине и полюбоваться на морской пейзаж, запечатленный на экране на одной из стен...
К слову, психолого-педагогическое направление - одно из важнейших в этой школе. Учитывая то, что учатся в школе «особенные» детки.
- В школу принимают и очень тяжелых ребят, у которых помимо основного диагноза есть масса сопутствующих проблем со здоровьем, в том числе нарушение координации движения, речи. А потому большое значение имеет целенаправленная коррекционная работа, затрагивающая все высшие нервные процессы - внимание, память, мышление. Задача нашей службы - прежде всего психолого-педагогическое сопровождение учащихся. Хотя в наши обязанности входит и работа с родителями, и с педагогическим коллективом. Используются разные методики, проводим групповые и индивидуальные занятия. А так как для многих из наших воспитанников игровая деятельность наиболее понятной, то именно через нее пытаемся координировать и корректировать все психические функции. Один из методов, который зарекомендовал себя с самой лучшей стороны, - песочная терапия. Он дает возможность безболезненно донести до ребенка определенный объем информации, - рассказывает педагог-психолог Наталья Дзагкоева.
- И все-таки Наталья, почему вы пришли работать именно сюда? - не могла не спросить я.
- Я психолог по образованию, и коррекционная работа с особенными детками меня всегда привлекала. Работа с конкретным ребенком над формированием и коррекцией каких-то функций - идеальная возможность увидеть результат своего труда, - ответила она.
Тот же самый вопрос в этот день я задала и другим педагогам школы. В том числе продолжателям трудовых династий.
- С 1973 года в этой школе учителем-логопедом работала моя мама Людмила Федоровна Овсянникова. В свое время она закончила Свердловский педагогический институт по специальности олигофрено-педагогика, проработала здесь почти три десятка лет. И часто говорила мне, что это хорошая специальность для женщины. Я видела, как она радовалась результатам своих учеников. Нам очень часто звонили домой родители, которым она давала какие-то советы. В общем, нет ничего удивительного в том, что с самых ранних лет я хотела быть учителем - играла с куклами и учила их, потом стала «обучать» подружек. В итоге, когда пришло время поступать в вуз, решила идти по маминым стопам. Поступила в Ставропольский педагогический институт на отделение дефектологии факультета начальных классов, а в 1994 году, будучи студенткой 4 курса, пришла работать в школу. И работаю здесь по сей день, - рассказывает педагог-логопед Ольга Ишкова.
По стопам родителей пришли работать в 33 школу и педагоги Елена Викторовна Малеева и Ольга Владимировна Чернобаева. Обе они представительницы одной династии - Тарасовых. Помните, я писала выше о первом директоре школы Марии Викторовне Тарасовой. Так это ее внучки. А еще в этой же школе работали их мама Бронислава Григорьевна Сугакова и дядя Сергей Григорьевич Тарасов. Общий трудовой стаж этой династии 115 лет. И это однозначно еще не предел.
- Конечно, работать здесь очень непросто. Но, когда в результате эта работа дает результат, это приносит такую радость и удовлетворение, что понимаешь - делаешь ты это не зря, - говорили мои собеседницы.
А я слушала и думала о призвании. У каждого из нас оно свое, и те, кто трудится в 33 школе, пришли в профессию действительно по зову души. И отдают ей себя целиком и полностью. Но ведь именно таким и должен быть труд педагогов, людей которые через всю жизнь несут в себе любовь к детям, дарят им знания, раскрывают их возможности, даря им тем самым путевку в жизнь.
Ирина ПОСТОВАЯ.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru
Добавить комментарий