Вы здесь
«ЖИРНЫЕ КОТЫ» СВОЕГО ДОБИЛИСЬ
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).В минувший четверг краевая Дума все же приняла в двух чтениях законопроект, который уже успели прозвать «законом жирных котов». Его суть - увеличение минимального размера выдела из земель сельхозназначения с 30 до 2500 гектаров.
Вся процедура выглядела так, как будто законодателем принимается что-то второстепенное, или даже третьестепенное. В повестке дня его просто спрятали за безликой формулировкой «О внесении изменений в закон «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений». И поставили аж 21 вопросом, в самый конец, в компании сугубо технических, перед установлением правил формирования каких-то списков. Раз в конце повестки дня - то и рассматривали после перерыва, когда и губернатор В. Владимиров ушел, и депутаты Госдумы РФ. А может и специально слиняли, чтобы не присутствовать при некрасивом деле. Да и журналистов стало меньше. Доклада толком не было. Председатель комитета сказал несколько общих фраз. Вопросов, тем более дискуссии, не случилось. Депутаты дружно нажали на кнопки: 39 «за», 1 «против», 1 «воздержался».
Что это значит? А значит то, что депутаты снова вернули на село крепостное право. Теперь земельные паи, которые формально являются частной собственностью граждан, (а значит, и неприкосновенны как любая частная собственность, распоряжаться ими могут только собственники), на практике навечно закреплены в пользовании за теми, кто взял их в аренду. То есть за крупными землепользователями. Собственнику пая самостоятельно отмежевать свою землю и выйти из общего массива в те же фермеры практически станет невозможно. Оно и раньше было непросто, но норма 30 гектаров позволяла владельцу пая выйти, объединившись еще с двумя пайщиками (размер пая обычно в пределах 10 гектаров). Теперь же, чтобы выйти, нужно объединиться 250 пайщикам. Что практически нереально. Технологии раскола пайщиков, их массового обмана, приемы прямого шулерства на собраниях настолько отработаны, что шансов нет. Тем более, что у «жирных котов» практически неограниченный финансовый, а значит, и юридический ресурс.
В последние годы конкуренция за землю в крае резко выросла. Зерно давно уже в стабильной цене, и приносит тем, кто обрабатывает пашню, высокие прибыли. Нынешний и следующий годы - это период массового перезаключения договоров аренды. Естественно, началось соревнование землепользователей, предложение собственникам паев лучших, чем они имели ранее, условий аренды. И фермеры пытаются перетянуть к себе пайщиков, и сельхозпредприятия. Ничего страшного в этом процессе нет, конкуренция еще никому не мешала, наоборот, она была и есть двигатель общественного развития. Пайщики от нее только выиграли. За два года стоимость арендной платы реально выросла вдвое. Рыночная стоимость самой земли в несколько раз возросла. А это значит, что люди на селе стали жить богаче. Так что и весь край выиграл.
Конечно, это не могло понравиться тем, кто как раз и обрабатывает землю пайщиков и платит им арендную плату. В первую очередь, крупным компаниям. Они начали терять сверхприбыли. Выход для них был только в одном: хочешь и дальше обрабатывать землю - плати пайщикам больше, чем предлагают конкуренты. Но зачем, когда можно не платить? Когда можно договориться с властью и запретить пайщикам выходить со своей землей? Так и родилась идея закона о 2500 гектарах.
Родилась под самым, на первый взгляд, безобидным предлогом повышения эффективности развития сельского хозяйства. Мол, только крупное землепользование позволяет применять самую высокопроизводительную технику, современные технологии. И только на его основе мы добьемся ежегодного получения 10 и более миллионов тонн зерна. А растаскивание пашни на клочки губит интенсификацию, а с ней и высокие урожаи, на корню. Что совсем не бесспорно. С одной стороны, не всегда земля уходит мелким пользователям. Чаще даже - переходит к крупным. С другой - в интенсификации сельхозпроизводства размер пашни играет совсем не главную роль.
Откройте учебники, там все прописано. Ну а 10 миллионов тонн... По-моему, в наше рыночное время успех давно пора мерить не тоннами, а рублями. Доходами хозяйств, селян. Еще одна страшилка - землю скупают иностранцы. То сириец приобрел больше тридцати тысяч гектаров, то французы зашли и предлагают демпинговые цены. Однако и здесь «лекарство» чуть в другой плоскости. Скупка иностранцами земли сельхозназначения у нас запрещена законом. Но если приобретают через так называемые «прокладки», то с ними и боритесь, опять же законодательно.
Но в нашем случае, похоже, и учебники никто не открывал, и над совершенствованием правового поля не думал. Ни в исполнительной, ни в законодательной власти. Сразу схватились за запретительный кнут. Напомню, что впервые «жирные коты» попытались протащить свою сомнительную, иначе не скажешь, идею весной этого года, еще в прошлом депутатском созыве. Тогда депутат от Невинномысского округа, ставленник крупнейшего ставропольского латифундиста Сагала выдвинул законопроект о 2500 гектарах. Прежний состав Думы был, как мы теперь понимаем, совестливее: и голосовали, что называется, впритык, чуть ли не половина депутатов была «против», и приняли его только в первом чтении. Дали возможность общественности высказаться. В процессе обсуждения фермеры на нескольких массовых митингах выступили резко отрицательно. Законопроект в итоге был отозван.
Казалось, краевая власть одумалась, повернулась лицом к людям. Выходит, мы тогда с этим выводом ошиблись. Она просто взяла тактическую паузу. Чтобы не раздражать людей перед выборами. А теперь, когда с помощью этих же людей переформатировалась, то вернулась к идее и пошла на них же в атаку. Просто нагло обманула землевладельцев. Забрала то еще немногое, что у них осталось - право распоряжения своей землей.
Подавляющее большинство мандатов в нашей Думе - у «Единой России». Партия, которая на своих знаменах несет идею объединения страны, в нашем крае раскалывает людей? Похоже на то. Теперь ее сподручнее называть «Партия жирных котов». Уже на 15 декабря намечен съезд фермеров края, который, уверен, ясно скажет ей об этом, а также то, что им с такой партией не по пути. Похоже, в крае, который отличался до этого политической стабильностью, появился сильный ее раздражитель. Не надо быть сильно умным, чтобы понимать: люди будут бороться за свои права на землю. И чем дальше - тем больше. И надо быть не умным, чтобы не понимать последствий этой борьбы. Земля не то, за что воюют понарошку. Вся история страны об этом говорит.
В Думе есть также депутаты от ЛДПР, от «Справедливой России», которые в предвыборный период взяли критику законопроекта о 2500 гектарах чуть ли не за основу своей программы. Обещали помощь и поддержку фермерам. Почему же теперь они промолчали? Подурили народ, прошли в Думу, и заботы граждан уже по боку?
Сейчас некоторые лица в краевой власти оправдываются, что и закон еще не до конца принят, и мониторить будут его целых полгода... Вранье все это. Закон принят в двух чтениях, а значит, окончательно. Нет сомнений, что губернатор В. Владимиров его подпишет. Потому как он его сторонник, «жирные коты», прежде всего, обработали первое лицо исполнительной власти. Без него бы наша ручная Дума на такое не решилась бы. Ну а насчет мониторинга... Раз его будут проводить те люди, которые сегодня у власти, в результатах лично у меня сомнений нет. Нам объявят, что все путем.
И еще. На этом заседании Думы председатель Г. Ягубов чуть ли не главным своим словом сделал эпитет «уважаемый». И представляя выступающих, его лепил, и говоря о ком-то. И к месту, и не очень. Лучше бы эта вежливость, и лучше - к народу, была в сути решений, а не в их обрамлении. А то как-то приторно получается.
Для справки. Нигде в Российской Федерации подобной ограничивающей нормы - 2500 гектаров, нет. Самое большое ограничение - 50 гектаров. Так что мы тут впереди планеты всей.
Александр ЕМЦОВ.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru
Добавить комментарий