Вы здесь
ТАКОЙ РАЗНЫЙ ЛЕРМОНТОВ
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).На первую в наступившем году выставку в Государственный музей-заповедник М.Ю.Лермонтова (Пятигорск) собрались представители творческого сообщества Кавминвод, всем сердцем преданные таланту самого «пятигорского» поэта. В выставочном зале «Дома Алябьева» представлены живописные, графические, скульптурные образы поэта, объединенные одной, но неисчерпаемой лермонтовской темой.
«Боюсь не смерти я...» - эти лермонтовские строки служат и своеобразным эпиграфом к откровениям художников, и призывом к зрителю: попытаться понять, каков он - Лермонтов для каждого мастера. В самом названии выставки словно зашифрован дух борьбы светлого и демонического, не угасавший в душе поэта до самого рокового дня, а сегодня воплощенный в полотнах художников нашего времени. «Два столетия отделяют нас от той эпохи, но образ Лермонтова не перестает волновать нас, - говорит директор музея-заповедника Ирина Сафарова. - В этом проекте мы хотели обратиться к образу самого Михаила Юрьевича Лермонтова. Нам хотелось показать, как видят нашего великого поэта XIX века наши современники - люди XXI века. К образу поэта в разные времена обращалось немало художников. С Лермонтовым все не так просто: у него крайне мало прижизненных портретов, и все они очень разнятся».
И действительно, знаменитый портрет Лермонтова, написанный П. За-болотским, очень отличается от созданного однополчанином поэта, бароном Д. Паленом. Существует знаменитый автопортрет поэта - и здесь он другой. Известны работы Ф. Будкина, А. Клюндера. Все это Лермонтов, и он совершенно разный. «Наш проект, - рассказывает заведующая экспозиционным отделом Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова Ольга Алексенко, - будет интересен зрителям своим разнообразием. Живописных полотен здесь около пятидесяти. Мы рады показать картины известных ставропольских художников: Виктора Чемсо, Алексея Соколенко, которые в свое время передали в дар музею эти полотна. Здесь есть интересные работы наших земляков Виктора Комарова, Олега Чернова, Сергея Кулешова, а также Владимира Кутявина из Белгорода и московского художника Константина Петрова. Два листа графики представила Ирина Шаховская. Она обратилась к сюжетной теме образ демона и ангела - разговор о предках Лермонтова. Также из собрания музея представлены бюсты Лермонтова, созданные Б. Королевым и М. Минкиным».
Какой он, Лермонтов в представлении художников наших дней? Ирина Сафарова напомнила, что о внешности поэта не было документальных свидетельств. Именно поэтому современные художники обращаются к уже известным произведениям. Но и они, как и их предшественники, видят Лермонтова по-своему. Представленные работы неизбежно рождают мысленный диалог и даже спор со зрителем, который пытается, в свою очередь, понять, как сам живописец воспринимает поэта и какие грани его неразгаданной души хотел передать на холсте. В портретах авторов передана мечтательность и трагичность, романтизм и обреченность. Есть полотна, где читается глубина чувств и страстей, противоборствующих в душе убежденного фаталиста. Стоящий на утесе Лермонтов Е. Горина пронзает взглядом пространство и время, а Лермонтов с полотна В. Арзуманова смотрит в самую душу зрителя - во взгляде сквозит и печаль, и пройденные испытания, и нечто неуловимое, что свойственно только тому, кто способен предчувствовать будущее.
Ставропольский художник В. Иванов наполнил свое полотно (часть диптиха) аллегорическими символами противоборства тьмы и света, на фоне которых образ поэта словно обращается к зрителю с мыслью о непримиримости и, одновременно, неразделимости противоположностей. Трагедией пронизан почти монохромный портрет поэта, принадлежащий кисти В. Чемсо: багровая тень небытия вытесняет с полотна известково-бледный свет последних часов жизни тяжело раненного молодого офицера. А Владимир Кутявин, с которым музейщики дружат уже несколько десятилетий, представил светлый, пронизанный солнечными нитями, романтичный образ. Загадка такого восприятия Лермонтова в трепетном отношении художника - мастер буквально боготворит гениального поэта и, кстати, не продает эти картины. «Творчество Лермонтова постоянно подвигает нас к созданию новых произведений, посвященных ему, его произведениям и воспетому им Кавказу, - пояснил постоянный интерес художников к образу поэта Александр Рубец. Эти слова подтвердил и заслуженный деятель культуры КЧР, поэт Анатолий Трилисов, который прочитал свои стихотворные строки, навеянные впечатлениями о выставке.
Через два дня после открытия в «Доме Алябьева» удивительной выставки «Боюсь не смерти я...» жители и гости города-курорта вновь собрались в музее-заповеднике М.Ю. Лермонтова. На этот раз в гравюрах народного художника России Германа Паштова перед ними предстали персонажи кавказских поэм Лермонтова: «Демон», «Исмаил-бей», «Кавказский пленник», «Мцыри», «Беглец». О признанном мастере графического искусства и о его творчестве можно рассказывать достаточно долго. Вот только некоторые факты. Уроженец Кабардино-Балкарии, Герман Паштов уже много лет живет и работает в Красноярске, где в художественном институте открыл книжную мастерскую и единственную в стране студию ксилографии (ныне уже почти забытого искусства - гравюры по дереву). Действительный член РАХ, народный художник России, заслуженный художник РФ и Кабардино-Балкарской Республики, профессор, основатель и бессменный руководитель Сибирской студии ксилографии при Союзе художников России. Кроме всего прочего, Паштов - один из авторов Государственного герба Кабардино-Балкарии, а также автор иллюстраций ко всем кавказским поэмам Лермонтова. И все 47 гравюрных оттисков находятся в фондах Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова. Их-то до конца февраля и могут увидеть посетители выставки.
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru
Добавить комментарий