Вы здесь

НА СЛОВАХ - ОДНО, А НА ДЕЛЕ?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Реальные зарплаты учителей в России существенно ниже тех, о которых сообщает Росстат. При этом поручение Президента РФ Владимира Путина о доведении зарплаты учителей до средней по региону выполняется зачастую лишь «на бумаге» - благодаря бюрократическим приемам, а не реальной работе по улучшению благосостояния педагогов. По-прежнему есть примеры полной или частичной невыплаты зарплаты преподавателям. Такие выводы следуют из результатов мониторинга, проведенного в феврале во всех регионах экспертами ОНФ совместно с Фондом «Национальные ресурсы образования».

«Многие учителя, комментируя данные статистики, говорили о том, что данные статистики в части оплаты труда педагогов сильно завышены, а те, чья зарплата более-менее дотягивала до официальной, отмечали, что это достигается за счет колоссальной нагрузки, - сообщили в ОНФ. - Поэтому мы решили провести масштабное исследование зарплат и нагрузки учителей, чтобы получить реальную картину условий труда педагогов по всей России.

В общей сложности представители ОНФ пообщались почти с 5 тысячами учителей. Педагоги указывали не только уровень их средней зарплаты, но и величину оклада, и все надбавки при их наличии до вычета НДФЛ.

Мониторинг показал, что уровень зарплаты школьных педагогов в разных регионах может отличаться в несколько раз. По мнению учителей, самые низкие средние зарплаты сохраняются сегодня в республиках Ингушетия (13 471 рублей), Дагестан (14 503 рублей), Марий Эл (14 647 рублей), Адыгея (15 825 рублей), Чувашия (15 666 рублей), а также в Ивановской (15 200 рублей) и Курганской (15 932 рублей) областях. Все эти показатели существенно ниже средних по экономике регионов. О самых высоких зарплатах сообщили преподаватели в Чукотском АО (57 625 рублей), Москве (55 971 рублей), Ямало-Ненецком АО (50 157 рублей), Камчатском крае (49 883 рублей), Сахалинской области (41 388 рублей).

Официальные статистические данные по некоторым регионам значительно отличаются от тех данных, которые приводят учителя. Так, например, в Самарской области, где участие в мониторинге приняли более 700 педагогов, средняя зарплата составляет 21 865 рублей, а по официальной статистике - 27 544 руб. Схожая ситуация - в Алтайском крае. Согласно данным, полученным в ходе мониторинга от 770 преподавателей региона, средняя зарплата составляет 14 432 рубля, а по официальным данным - 17 772 рубля.

Но и эту зарплату учитель получает не за одну ставку. По данным мониторинга, больше всего работать приходится учителям Чукотского АО (в среднем 32 часа в неделю), Алтайского края (29 часов), Костромской области (28 часов). В некоторых случаях нагрузка доходит до 52-54 часов за совмещение нескольких предметов (Новосибирская область, Удмуртская Республика). При этом на многих ложится еще и административная работа - более 30 процентов респондентов отметили, что совмещают педагогическую деятельность, например, с работой завуча, методиста или библиотекаря.

Сами учителя не всегда разбираются в том, из чего и как формируется их зарплата. Около 15 процентов педагогов не знакомы с положением об оплате труда, 8 процентов - сообщили о том, что коллективный договор подписали под давлением администрации.

«При существующей сегодня системе оплаты труда учителя гарантированно получают только базовую часть. К ней добавляются стимулирующие выплаты за классное руководство, внеурочную деятельность, проверку тетрадей. Они могут распределяться директором школы, учебно-методической комиссией, профсоюзом и другими органами по своему усмотрению. Объем стимулирующих надбавок нередко снижается без объяснения причин, некоторые учителя сообщают, что стимулирующие выплаты им вообще не начисляются. Величина оклада же многих учителей составляет около трети от той суммы, что они получают в среднем. Например, преподаватель из Республики Алтай с нагрузкой 36 часов в неделю имеет оклад 3145 рублей, а в среднем получает 14 тысяч руб. в месяц за счет доплат за совмещение, стимулирующих выплат, классного руководства, неаудиторной занятости и т.д.», - отметили в ОНФ.

Эксперты отмечают, что уровень заработной платы педагога зависит не только от нагрузки, но и от величины норматива подушевого финансирования образовательных программ. В ряде регионов эти нормативы снижаются, что прямо влияет на зарплату. «В Пермском крае с января этого года норматив подушевого финансирования школ снизился на 6,4 процента. Кроме того, в прошлом году ряд городских школ был недофинансирован, в результате чего размер зарплаты большей части педагогов стал ниже средней по региону», - отметили в ОНФ.

В нашем Ставропольском крае снижение нормативов привело к уменьшению выплат стимулирующей надбавки за качество - важной составляющей зарплаты педагога. Зарплаты уменьшились с 24 590 рублей в 2014 году до 23 328 рублей в 2016 году. В Астраханской области зарплаты снижались за счет сокращения стимулирующих выплат, и в том числе за качество работы.

Мониторинг ОНФ также показал, что необходимость исполнения указа Президента РФ о доведении зарплаты педагогов до уровня средней по региону зачастую подталкивает руководителей регионов принимать сомнительные решения. Так, в Республике Карелия учитывают все возможные выплаты, в том числе компенсации коммунальных услуг для учителей в сельской местности, компенсации проезда и т.д. В результате целевой показатель по средней заработной плате достигается, хотя реальная зарплата педагогов не повышается. При этом стимулирующие выплаты в некоторых школах не выплачиваются, сообщили в региональном отделении ОНФ.

В Республике Бурятия нужный показатель роста зарплаты учителей достигается за счет интенсификации труда. Нагрузка увеличивается до полутора ставок, в зарплату включаются доходы от платных услуг.

Наряду со снижением уровня зарплаты участились факты ее задержки и невыплаты - об этом сообщили 10 процентов опрошенных. Согласно данным Росстата, на 1 января задолженность по зарплате педагогам превысила 3 миллиона рублей. Причина - нехватка у образовательных организаций собственных средств.

«Немедленной и решительной должна быть реакция на невыплату зарплат учителям, в том числе со стороны органов прокуратуры», - считают в ОНФ. Задача же исполнительной власти в регионах - не допускать снижения нормативов финансирования школ, обеспечивать выплаты стимулирующих и иных надбавок на достойном уровне.

Ирина ВАСИЛЬЕВА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
5 + 10 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.