Вы здесь

ПОЛНЫЙ ЦУГЦВАНГ, ИЛИ 17 ПАКЕТИКОВ ЧАЯ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Крайне редко случается так, что региональные новости волнуют широкую общественность. Во всяком случае, если речь идет не о копании в грязном семейном белье со смакованием интимных подробностей типа кто, когда, кому изменил и от кого родился ребенок. И тем примечательнее на этом фоне выглядит история 70-летней пенсионерки из Ивановской области, получившая недавно громкий резонанс. Напомню, о чем шла речь.

В августе 2016 года женщина похитила с чужой кухни кетчуп и немного сахара на 70 рублей, а в начале декабря - две банки тушенки, упаковку макарон, сахар, печенье и 17 пакетиков чая на 560 рублей. Несмотря на незначительный размер кражи, поступки пенсионерки были квалифицированы следователями как тяжкие преступления, поскольку она проникла в дом соседа, открыв входную дверь забытым в замочной скважине ключом. В суде обвиняемая пояснила, что пошла на этот шаг из-за голода и безысходности. Мизерной пенсии в размере 7300 рублей едва хватало, чтобы оплатить кредит на холодильник (старый сломался) и коммунальные платежи. Собственно, две вышеперечисленные позиции и съедали львиную долю бабушкиного бюджета, оставляя ей на житье-бытье чуть больше тысячи рублей.

Да уж, жуткая ситуация и совершенно двоякая. С одной стороны, к действиям правоохранительных органов не придерешься: есть состав преступления, собраны доказательства, подтверждающие вину подсудимой, следовательно, должно последовать и наказание. И вмененный ей год лишения свободы условно вместо шести лет - можно считать, что отделалась легким испугом. Но с другой...

В адвокатских кулуарах и среди почитателей творчества А.П. Чехова до сегодняшнего времени очень популярна следующая история. Однажды известный еще в царской России адвокат Плевако защищал в суде старушку, укравшую чайник стоимостью в
50 копеек. Прокурор, зная, что защищать старушку будет Плевако, решил заранее парализовать воздействие его предстоящей речи и сам высказал все, что можно было использовать для смягчения приговора: старая больная женщина, горькая нужда, кража незначительная, обвиняемая вызывает жалость, а не негодование. И все же собственность, подчеркнул прокурор, является священной, и, если позволить посягать на нее, страна погибнет.

Выслушав речь прокурора, Плевако поднялся и сказал: «Много бед и испытаний пришлось претерпеть России более чем за тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Двенадцать языков обрушилось на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь... старушка украла чайник ценою в пятьдесят копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно». Гениальный экспромт Плевако спас женщину от тюрьмы, суд ее оправдал.

К чему я клоню? Да все к тому же, что сейчас на дворе хоть и двадцать первый век, а взаимоотношения власти с народом по-прежнему, как в капле воды, прослеживаются в высказывании Плутарха, что «для простого народа великая честь, если люди высокопоставленные им не пренебрегают». А пренебрегать же у нас могут по полной программе. Или кто-то из чиновников хочет сказать, что случай с ивановской бабушкой из ряда вон выходящий и ни в одном уголке России такого больше не происходит?

Год назад возле нашей многоэтажки была только одна бабулечка, постоянно что-то искавшая в мусорных баках. Растоптанные башмаки с облупившимися носами, разношенная кофта со свисающими рукавами, вылинявшие брюки неопределенного размера и две грязные хозяйственные сумки в руках... Выходя утром на работу и возвращаясь вечером домой, честно говоря, мы уже даже не обращали на тетю Нину внимания, поскольку привыкли к ней как - уж простите за цинизм - к чему-то само собой разумеющемуся. Одно время даже ходил слух, что у нее живет дочка в Москве, и бабушка вовсе не бедствует, а просто страдает неким психическим заболеванием, поэтому к ней лучше близко не подходить, помощь не предлагать и вообще делать вид, что ее не видишь. Впрочем, молва поговорила и забыла, а она осталась и все так же, ковыряясь железной палкой в контейнере, выискивала там себе пропитание и одежду. Сейчас таких стариков уже трое.

А еще недалеко от нас располагается большой продуктовый гипермаркет, рядом с которым торгует цветами и бабушка Люда. Хотя как торгует? На противоположной стороне от магазина расположена остановка для общественного транспорта. И вот она весной и летом реально утопает в цветах, поскольку ее оккупируют пенсионного возраста дачницы и наперебой предлагают купить астры, розы, дубки, пионы - в общем все, что зацвело на даче. А бабушка Люда еле ходит. Максимум на что ее хватает, это купить на цветочном рынке два - три букета и стоять с ними вечером в зной и стужу возле магазина в надежде, что кто-то из случайных прохожих почувствует в себе прилив романтизма по отношению ко второй половинке и купит у нее розочку за 150 рублей.

Тьфу, чуть не забыла про бабушку Нюсю, которой тоже далеко за шестьдесят. Она носит примечательную махровую шапку с пятью бубенчиками, обожает биатлон (на чем собственно с ней и сошлись) и торгует яблоками. Правда, постоянного места «дислокации» у нее нет, она все время курсирует по нашему микрорайону. Причина? Стихийная торговля в Ставрополе запрещена, «а ребятки, дай Бог, им здоровья, и так меня уже два раза без штрафа отпускали». Собственно, чтобы не было третьего, и останавливается то возле детского садика, то возле мини-рынка, то на остановке.

Получают ли все мои случайные знакомые пенсию? Конечно. Но, видимо, совсем не большую, раз приходится пользоваться советом главы комитета Совета Федерации по социальной политике, председателя общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров России» Валерия Рязанского, который, комментируя ситуацию с ивановской бабушкой, заявил: «Может, этот человек еще в силах работать. Может, порекомендовать устроиться на какую-то работу, которая позволяла бы материально что-то дополнять в семью».

Нет, я, конечно, не вчера на свет родилась и прекрасно понимаю, что власть с корнями оторвана от народа, но чтобы настолько? Чтобы не знать таких элементарных вещей, что в городе с великим трудом сегодня может найти работу здоровый мужчина, не то что немощный старик?! А что же тогда говорить о селе?

Да и положа руку на сердце, не отпахали ли наши бабушки и дедушки свое? На тех же великих советских стройках, БАМах, поднимая целину, возводя «национальные достояния»? Например, моя бабуля всю жизнь проработала в колхозе простой рабочей: грузила зерно, доила коров, много тяжкого физического труда испробовала, прежде чем заработать свою минимальную пенсию. Хотя... Как там чиновник сказал, комментируя 7300 рублей ивановской бабушки, дескать, «должны существовать меры социальной поддержки для такой категории людей. Саму пенсию никто не поправит - это результат предыдущей трудовой деятельности»? Так что вон оно как в жизни выходит, читатель. Когда ты всю жизнь честно работаешь, а государство платит за твой труд копейки - это реалии кризиса и временных особенностей, а когда впоследствии этого самого кризиса и временных особенностей ты можешь рассчитывать лишь на минимальную пенсию - так сами виноваты, сколько заработали - столько и получите.

«Когда те, которые повелевают, потеряли стыд, те, которые повинуются, теряют уважение». Это не мои слова, а архиепископа Парижского Жана де Рец. А от себя же добавлю, что по мне, так вся эта ивановская история - еще один звоночек для нас сегодняшних о нашем будущем. Мы же любим к разным ворожеям и гадалкам обращаться, чтобы судьбу заранее узнать? А тут же и денег тратить на магические ритуалы не нужно, когда чиновники без прикрас и так правду-матку выдают. Вон сколько лет уже пенсионное законодательство реформируется, а в итоге получается полный цугцванг. Нет, это я не ругаюсь, читатель. Это такое положение в шашках и шахматах, при котором любой ход игрока ведет исключительно к ухудшению его позиции. Поэтому, может, тоже уже того? Следует подыскивать себе местечко возле мусорного бака? А вообще гадко все это, ой как гадко. Гадко от того, что такая ситуация в нашей стране возможна, и вдвойне гаже от реакции чиновников на нее.

А между тем, как рассказывают коллеги журналисты, за пропавшие миллиарды министр Сердюков отделался выговором за халатность, а его подруга Васильева отбывала наказание в собственной 11-комнатной квартире, при этом регулярно посещая бутики. Ну да! Они же не 17 пакетиков чая украли!

Марина КАНДРАШКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 голос)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
2 + 0 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.