Вы здесь

«ГИЛЬДИЯ МАСТЕРОВ. ДОСТОЯНИЕ»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Краевой музей изобразительных искусств продолжает представление новых выставок музейного проекта, организованного в рамках юбилейной программы «Территория искусства» к 60-летию образования музея - фестиваль мемориальных коллекций художников Ставрополья.

В этот раз зрителям предлагается показ произведений художников из фонда музея, получивших академическое образование и учившихся в Академии художеств, с именами которых тесно связана как история развития музея, так и история художественного процесса в нашем крае. Это заслуженные художники России Герасим Артемович Киракозов (1928-2014), Евгений Федорович Биценко (1930-2020), члены Ставропольской организации Союза художников Михаил Пантелеевич Толстиков (1915-2000), Виктор Семенович Дибров (1930-2011). В музее находится около двухсот работ этих мастеров, поступивших в разное время в музейное собрание, в том числе благодаря передаче в дар от самих авторов или членов их семей.

Через год исполнится 265 лет со дня основания в России Академии художеств, которая играла и играет огромную роль в развитии отечественной культуры, в том числе выполняя одну из основных задач - получение художественного образования. Как известно, в состав Академии художеств входит одно из самых престижных учебных заведений - институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в Санкт-Петербурге (Ленинграде).

До середины 1950-х годов прошлого века в Ставрополе было известно только одно имя художника-академиста В.И. Смирнова, прибывшего в наш город в 1873 году и оставшегося здесь на постоянное место жительства.

И только в 1956 - 1957-х годах на Ставрополье прибывают выпускники ЛИЖСА им. И. Репина - Е.Ф. Биценко и Г.А. Киракозов, которые сразу активно включаются в художественную жизнь и выставочную деятельность. Путь к практической работе художников-профессионалов был длительным, оба начали его в 1944-1945 годах, поступив и закончив сначала художественные училища в Рязани, Краснодаре, а потом шесть лет учебы в Академии.

Удивительно стремление, уже казалось бы, получивших среднее профессиональное образование художников к дальнейшей учебе. Но, видимо, стоило и дальше овладевать рисунком, композицией, живописью у первых руководителей персональных мастерских после восстановленной системы их работы, у профессоров И.П. Степашкина (Е.Ф. Биценко), Р.Р. Френца (Г.А. Киракозов).

В эту же плеяду руководителей мастерских Академии входил и профессор живописи А.А. Осьмеркин, у которого учился в 1936-1940 гг. один из старейших художников Ставропольского Союза художников М.П. Толстиков, поступивший в Академию художеств сразу после окончания с отличием литографско-художественного техникума в Москве.

Сельский паренек из ставропольского степного села Кугульта пройдет серьезные испытания после четырех лет обучения у видного мастера живописи, так и не сумев пройти процедуру восстановления обучения после несправедливо проведенных шести лет в трудовом лагере.

К счастью, Михаил Пантелеевич сумел стойко пережить все эти несправедливые трудности и создать очень оптимистические работы, которые представлены на выставке.

Работ Виктора Семеновича Диброва в музейной коллекции немного, но в его творческой судьбе весьма интересен тот факт, что он еще мальчишкой начал увлекаться рисованием. Жил и учился во время войны в школе пос. Прохладного Кабардино-Балкарии и каким-то образом узнал, что в Самарканде в эвакуации находится часть живописного факультета Всероссийской Академии художеств. Как он добрался до этого среднеазиатского города - вообразить трудно, но в Академию он поступил.

Но, к сожалению, почти сразу факультет начал уезжать назад в Ленинград, ехать вновь испеченному студенту в этот город в зиму было просто нереально. Правда, всех желающих перевели в Ташкентский театральный институт на театрально-декорационное отделение. Виктор Семенович успешно закончил его в 1951 году. Впоследствии ему посчастливилось продолжить обучение в мастерской Академии художеств народного художника РСФСР, академика Г.Г. Нисского, одного из основоположников сурового стиля советской живописи 50-60-х годов прошлого века.

У зрителей есть возможность увидеть особенности академической художественной школы представляемых авторов в ретроспективе созданных ими произведений от 60-х до 90-х годов XX века.

Философские вещи о месте человека в нашем мире в пастелях Е. Биценко, мастерски выполненные портреты людей творческого труда, притягивающие своей яркой индивидуальностью, Г. Киракозова, академические рисунки и сюжеты повседневной жизни простого человека М. Толстикова, посвящение памяти о военном детстве В. Диброва.

Наталья АЛЕКСАНДРОВА.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 0 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.