Вы здесь

«На окраине тропика Рака»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Окончание. Начало - «Три дня в Пекине» в №№20-23 за 2021г.   
Продолжение - «От Пекина до Шанхая» в №№! 12,15-16,21, 27 за 2022г.,  
Продолжение. Начало  - «На окраине тропика Рака» № 5 2023 г. 

– Вот у него никогда не бывает простуды, кашля, – комментировала выкрутасы фокусника ведущая шоу. Как подобные манипуляции мобилизуют защитные силы организма, девица распространяться не стала. Она только прибавила, что иммунитет к змеиным укусам у народности мяо вырабатывается с детства. Еще одно, совсем не слабое представление. Другой человек той же народности мяо проводит ладошкой по докрасна раскаленной толстой цепи. Через какое-то мгновение он наносит на руку тонкий слой мази и всё, на ней не осталось никаких следов ожога. После столь мощного маркетингового хода началась активная реклама мази. Но поскольку никто из нас не собирался проверять, насколько горяча раскаленная цепь, желающих приобрести чудодейственное, дорогостоящее средство не нашлось.
Ну, не беда, у хозяев змеиного домика целый арсенал лекарственных средств, могущих заинтересовать гостей. Кроме этого, в продаже были изделия из змеиной кожи - сумочки, мужские пояса. И тут дела у организаторов шоу пошли веселее. Но и это было не все. В зал внесли двух жертвенных змей, быстренько отсекли им головы, выцедили в сосуды кровь и желчь, залили змеиные ингредиенты водкой. Всё, напиток под названием «коктейль здоровья» готов. Стоимость стаканчика свежеприготовленного пойла на наши тысяча рублей. И ведь народ потянулся! Говорят, что этот термоядерный коктейль действует как мощнейшее возбудительное средство. Пусть говорят. Лично я остался в счастливом неведении о его свойствах.
* * * 
Ли и мяо. Две народности, две судьбы, сплетенные одна с другой. Аборигены острова Хайнань. С их бытом, традициями, искусством знакомит фольклорная деревня ли и мяо. У ее входа – высокая, украшенная причудливыми узорами, каменная арка. Домики и павильоны деревни уютно укрыты густым покровом тропической зелени. Сами аборигены живут в близлежащих селениях, в благоустроенных домах со спутниковыми антеннами. В фольклорную деревню они приезжают, чтобы поведать многочисленным гостям о том, как жили их предки, какие обычаи дошли до нашего времени, показать свое песенное и танцевальное искусство. Первыми на Хайнане с давних времен поселились племена ли. Однажды они восстали. Для подавления восстания власти направили на остров более воинственные племена мяо. Со временем вражда прошла, сейчас обе народности живут в мире и согласии. Что же, собственно говоря, известно о товарищах ли и товарищах мяо? Представители первой народности - более миролюбивые, спокойные, улыбчивые, в отличие от мяо. Численность ли более миллиона человек. Они по-разному называли себя – «сяо», «ци», «мэйфу», «бэньли». Нынешнее название появилось в эпоху Тан. Женщины-лиянки любят украшать себя татуировками. Они наносят их на лицо, шею, ноги. Согласно преданиям ли, женщины без татуировок после ухода в мир иной не будут приняты предками и навсегда останутся несчастными одинокими призраками. Есть и иная трактовка этого обычая: татуировки молодым женщинам наносятся сразу после брака, чтобы на них не засматривались чужие мужчины.
А как вам другой обычай народности ли с изрядным отголоском времен матриархата. Когда девочке исполнялось лет двенадцать-тринадцать, ей выделяли отдельную хижину и она могла свободно жить с любым мужчиной племени. Замуж лиянка могла выйти только после рождения ребенка, причем, не обязательно за отца новорожденного. Способность к деторождению, продолжение рода – вот что было главным приоритетом у этой малой народности. Соображения морали, получается, отступали на второй план. Сейчас, поговаривают, власти приплачивают за искоренение подобных обычаев, но насколько преуспели в этом, неизвестно. Лиянок считают изобретательницами ткацкого станка и хлопчатобумажной ткани. Даже самая известная ткачиха Китая Хуан Даупо, жившая семью веками ранее, брала уроки мастерства у женщин народности ли. Лиянки - большие модницы, любят украшать одежду кораллами, жемчугом, бубенчиками. Народность мяо более многочисленная – около одиннадцати миллионов человек. Кроме Хайнани, их поселения есть и в других китайских провинциях. Диаспоры мяо также проживают за границей: в Таиланде, Австралии, Вьетнаме, Лаосе и иных странах. Легенда о появлении этой народности такова. Некий правитель, терпящий поражение, пообещал выдать свою дочь за того, кто принесет ему голову вождя врагов. Вскоре голова была доставлена владыке, но принес ее не человек, а пятицветная собака Паньху. Отцу ничего не оставалось делать, как выполнить свое обещание, и отдать псу свою дочь. Тот увел ее в горы. Мяо считают себя потомками, появившимися на свет от того диковинного брака. В честь верховного божества Паньху они проводят праздник, по ходу которого женщины надевают головной убор, напоминающий уши собаки. Другой символ мяо-голова буйвола. Устрашающие рога и черепа этого животного можно встретить в фольклорной деревне чуть ли не на каждом шагу. Так подчеркивается воинственность и суровость народности. Десятый лунный месяц – начало Нового года у мяо. Празднуют они его двенадцать дней. В это время совершаются жертвоприношения, устраиваются бой быков, лошадиные скачки, танцы с барабаном. Для обозначения народностей, подобных ли и мяо, в китайском языке есть понятие «шаошу миньцзу» – нацменьшинства, малочисленные народности. Титульная нация хань называется «ханьцзу». Все они объединяются понятием «чжунгочжэнь», что можно перевести буквально как «гражданин Китайской Народной Республики».
Всего в Китае 56 народностей, в том числе и титульная хань. До образования КНР малых народностей насчитывалось около 500, но потом было принято решение округлить эту цифру, уменьшить число «шаошу миньцзу». Фольклорная деревня ли и мяо находится в долине Бинлангу. Для посетителей деревни придуманы всевозможные развлечения. Можно пострелять из самодельного деревянного арбалета, попробовать добыть рыбу с помощью длинных деревянных дротиков, покататься на лодках, пройтись по канатной дороге над ущельем, заглянуть в террариум с живыми и засушенными змеями. В который раз удивляют мяо – ходят по битому стеклу, взбираются по лестнице из ножей, голыми руками, ногами и даже языком прикасаются к раскаленному бруску. И никаких волдырей, красных полос. Мастера рискованных трюков только посмеиваются, слыша восторженные восклицания. А это что за воинственные крики в летнем зрительном зале? В унисон им вторит музыка. Надо поспешить – начинается концерт с участием артистов обеих народностей. Их никак не меньше сотни: стройные, подтянутые парни, с тонкими чертами восточной красоты, гибкие и грациозные девушки. Сцена буквально встроена в природный ландшафт – слева льется водопад, крутится мельничное колесо, справа подступает тропическая зелень.
Один из номеров концерта – популярный танец мечей. В его основе история двух юношей, двух противоположных характеров – скромного и заносчивого. Влюбились они в одну и ту же девушку, попросили ее определиться в своем выборе. Красавица предпочла скромного, гордец не стерпел обиды, напал на избранника с двумя мечами. Тот сумел отразить нападение, защитившись палкой с монетами.
Другой, не менее популярный номер называется танец жердей. Несколько человек держат в руках длинные бамбуковые палки, сводя и разводя их в сторону. В промежутках между жердями под ритмичный перестук бамбука танцуют парни и девушки. Нужны здесь ловкость и сноровка – одно неверное движение и номер будет испорчен. После выступления танец жердей предлагают исполнить желающим, но повторить его удается далеко не всем. Звучит песня о повседневной жизни аборигенов, и внезапно на сцене появляется утиный выводок вместе с небольшим стадом коз. Им позволяют побыть здесь с минуту, а потом быстренько выпроваживают. И как всё ладно, и складно получается – птицы и животные послушны, как на цирковой арене. Впервые вижу концерт с участием подобных «артистов». Должно быть, именно так ли и мяо хотели показать свою неразрывную связь с природой, животным миром. А это всегда и было основой бытия двух самобытнейших, ведших до середины прошлого века практически первобытный образ жизни, народностей Китая. 
* * * 
Время уплотняется, начинаешь осознавать, что недели маловато для такого большого острова, как Хайнань и увидеть удастся далеко не всё, что достойно внимания. Выход один – урезать пляжные радости. Записываюсь в группу, которая завтра утром берет курс на остров обезьян. По приезде туда выяснилось, что это не остров, а лесисто-гористый полуостров Наньвань, где в естественных условиях обитает почти двухтысячная колония макак. Добираемся к ним на самом длинном в Китае фуникулере, предварительно сфотографировавшись с ряженым «царем обезьян», с этаким хайнаньским Сунь Укуном. Хвостатые обитатели заповедника попадаются на каждом шагу: на дорожках, беседках, на деревьях и кустарниках. Они в нем хозяева, к ним надо приноравливаться – не надевать украшений, не носить яркую и пеструю одежду, не брать с собой еду, не держать в руках пакеты, что может спровоцировать обезьянью агрессию.
Пищи им хватает с лихвой, в лесных зарослях полно кокосовых орехов, бананов, манго, но тропические лакомства тоже со временем приедаются, хочется чего-то другого. И макаки выходят к людям, попрошайничают, а то и бесцеремонно выхватывают из рук, из пакетов всё, что можно унести. Убежище от обезьян-попрошаек можно найти в крытых беседках. В одной из них и заперлось китайское семейство, надумавшее сделать перекус. И происходит следующая комическая сценка. Одна из макак, увидев начало трапезы, подбежала к двери беседки, начала ее дергать изо всех обезьяних сил. Силенок оказалось маловато, и обезьянка, ничего не добившись, вскочила на крышу и оттуда внимательно наблюдала за перекусом. Семейство на нее ноль внимания, только похохатывало, глядя на недовольные гримасы зверушки. Другая макака, с нахальными глазками, быстрее молнии оказалась на плече у туристки, попыталась похозяйничать в сумочке, но была тут же изгнана прочь. Слышен возмущенный возглас – молодой человек, вздумавший покормить обезьяну, был ею же слегка оцарапан. За такой проступок животное может быть помещено в обезьянью тюрьму, которая находится на территории заповедника. В тюрьме провинившимся дают только рис и воду. Так, с небольшими приключениями, мы и добрались до сцены, где идет приготовление к шоу с участием приматов. Под руководством невысокого роста мужичка с хлыстом в руке обезьяны бегают, прыгают, жонглируют, ходят по канату. Пока дрессировщик наблюдает за питомцами, к нему незаметно подбирается крупный самец с бамбуковой палкой и немедленно пускает ее в дело. Потом срывает с дрессировщика шляпу и убегает. Из подобных незамысловатых трюков и состояло всё шоу с участием обезьян. Намного интереснее мне было понаблюдать за работой каллиграфа. Неизвестно каким чудом – и это очередной сюрприз Саньи – он оказался на острове обезьян. Скромно так сидит в сторонке и работает. До этого о мастерах каллиграфии мне приходилось лишь читать. Творчество каллиграфа в Китае на такой же высоте, как и поэта, писателя, художника. Писать иероглифы красиво и изящно во все времена считалось большим искусством. Выработка каллиграфического почерка зависела от гибкости пальцев. Поэтому мастер каллиграфии должен был постоянно перебирать правой рукой два небольших шарика, не давая пальцам «застыть». Для этой тонкой работы нужно было иметь бумагу, тушь, кисточку и тушечницу. Все эти предметы, наряду с самим искусством каллиграфии, были объектом своеобразного культа в кругах интеллигенции. В китайском языке даже было выражение «четыре драгоценности»: библиотека, тушь, бумага и кисточка с тушечницей.
В домах китайских чиновников и интеллигенции часто можно было увидеть на стенах окантованные работы известных каллиграфов рядом с картинами мастеров живописи и графики. В городах многие вывески магазинов были написаны художниками-каллиграфами. В дореволюционном Пекине на фасадах магазинов можно ещё было увидеть вывески, написанные корифеями каллиграфии 400–500 лет тому назад. Рукописи таких мастеров ценились наряду с самыми лучшими картинами. Прославленный каллиграф, художник и эксперт Ми Фу считал, что живописное произведение подделать возможно, а каллиграфическое нет: различия в энергетических вибрациях штриха неизбежно выдает фальсификатора. Видеть работу каллиграфа вживую – одно удовольствие. По его солидной, спокойной манере письма было видно, что немолодой человек в своей профессии не новичок, а настоящий мастер. Внимательный, сосредоточенный взгляд, уверенные движения рук, плавный ход кисти и на бумаге появляются любовно выписанные, разной величины иероглифы. Зрителей всё прибавляется – не каждый день увидишь, как рождается новое каллиграфическое произведение, может быть, новый шедевр…
 * * * 
Тихоходное суденышко, часто кланяясь носом набегающим волнам, везет нас с острова обезьян мимо плавучей рыбацкой деревни. Название ее Синцунь. В нос ударяет резкий рыбный запах, идущий со стороны морского поселения. Живут в домах на море даньцы, относящие себя к титульной нации хань. Рассказывают, что около полутысячи лет назад их предки хотели поселиться на суше, но то ли не смогли выплатить высокий налог на землю, то ли не получилось поладить с аборигенами, в итоге так и остались век вековать на воде. Их лодки, соединенные между собой, были превращены в жилища, со временем образовались целые улицы, разделенные морем. Живут даньцы замкнуто, на сушу выбираются только по неотложным делам. Занимаются рыбной ловлей, выращиванием в садках жемчуга, оказывают транспортные услуги на воде. Они не торопятся отдавать своих детей в школу, поэтому многие в деревне не умеют ни читать, ни писать. Зато рано приучают их к морскому делу. Браки стараются заключать внутри общины. Таков уклад жизни даньцев.
На обед с морепродуктами к ним любят заезжать туристы после посещения острова обезьян. Но у нас сегодня на вторую половину дня отнюдь не гастрономические планы – едем на термальные источники Наньтянь. Один из самых известных спа-комплексов Саньи довольно компактен. Его изысканно благоустроенная до самого дальнего уголка территория украшена цветниками, зелеными лужайками, изящными топиарными фигурками, фонтанами, искусственными водопадами. Особо популярны у посетителей спа-комплекса бассейны, наполненные горячими термальными водами с добавлением кофе, мяты, вина, женьшеня, лаванды, имбиря, кокосового молока, ягод годжи, лимона, всеми видами лекарственных трав и даже китайской водки. Выбираю кофейный бассейн, один из самых посещаемых. Китайцев сегодня мало, так что в очереди не пришлось стоять. Ощущения в высшей степени приятные, необычные, очень бодрит кофейный запах. Вода с добавками кофе омолаживает кожу, делает ее эластичной. Хотелось бы подольше побыть в бассейне, но медицина рекомендует ограничиваться пятнадцатью минутами. Чуть погодя, выйдя из кофейного рая, погружаюсь в кокосовый бассейн. Чем полезны термальные воды с кокосом? В кокосовом молоке содержатся кислоты, которые помогают избавиться от грибков, вирусов. Его полезные вещества легко впитываются в кожу, способствуют закреплению загара. Переходя от водоема к водоему, успеваю еще попробовать термальные источники с имбирем, лавандой, женьшенем. На большее не хватило времени, да и с медицинской точки зрения для первого раза этого более, чем достаточно. Усталость как рукой сняло, отдых получился замечательный. 

Продолжение следует...

 

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 голос)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
2 + 0 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.