Вы здесь
АЛЛА СЕДЫХ: «ПОРЯДОК ТАМ, ГДЕ ЕСТЬ АКТИВНОСТЬ»
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Ситуация в сфере жилищно-коммунального хозяйства продолжает оставаться в топе проблем, наиболее волнующих россиян. Да, сегодня предпринимаются меры для наведения порядка в этой области, однако нерешенных вопросов очень много: инфраструктура изношена до предела, не становится моложе жилищный фонд, не всегда добросовестно работают управляющие компании и так далее. Сфера эта настолько многогранна, что перечисление можно продолжать долго. Важно то, что все процессы, инициированные органами власти, находятся под пристальным вниманием общественности, в том числе представителей регионального центра общественного контроля в жилищно-коммунальной сфере «ЖКХ-контроль», где не понаслышке знают о том, что происходит сегодня в отрасли. О том, какие проблемы требуют первоочередного внимания, корреспондент «Ведомостей» побеседовала с руководителем организации Аллой Седых.
- Алла Владимировна, давайте начнем нашу беседу с того, какую роль играет общественный контроль в жизни жилищно-коммунального комплекса края?
- Функций у региональной организации «ЖКХ-контроль» несколько.
С одной стороны, граждане не всегда могут прямо обратиться со своей проблемой в органы власти или контролирующие структуры. Кто-то не может сформулировать, что его тревожит, другим мешают личные барьеры, третьим не хватает времени. Бывает так, что люди уже обратились куда-то, но не были услышаны, а проблема у них серьезная. Тогда они идут к нам.
С другой стороны, вопросов сегодня действительно много. И если все будут обращаться, к примеру, в министерство ЖКХ, то принимать граждан в ведомстве придется с утра до ночи. Вот потому с ними работаем мы. Выслушиваем, смотрим документы, и если жалоба обоснованная, готовим обращения в определенные структуры, к примеру в жилищную инспекцию, прокуратуру и так далее. Ведь зачастую население-то и не знает, куда обращаться с тем или иным вопросом и как правильно сформулировать вопрос, чтобы получить нужный ответ. Поэтому иногда человек получает ответ, но не тот, который ожидал, или ходит «по кругу» - ищет ту структуру, которая даст нужный ответ.
Еще один момент. К нам несколько раз обращались представители домов, собственники которых разуверились в действиях управляющих компаний. Они не желали платить деньги посредникам и приняли решение о создании ТСЖ. Понятно, что председатель товарищества, который берет на себя всю ответственность по содержанию дома, должен изучить массу документов. Мы рассказываем желающим создать ТСЖ, какие документы нужны, как провести подготовительную работу и что делать в дальнейшем. В этом нам очень помогает электронная программа «Система управления многоквартирным домом», которую мы недавно выписали.
Но работаем мы не только с председателями ТСЖ. Недавно «ЖКХ-контроль» выиграл региональный грант и начал воплощать в жизнь проект «ЖКХ-контроль спешит на помощь». Целевая группа, на которую он ориентирован, - люди с ограниченными возможностями здоровья, а именно слуха. Для них, да и не только для них, но и для всех желающих, проводятся лекции на различные темы сферы ЖКХ, к примеру, «Как правильно читать платежку, «Куда и как правильно пожаловаться», «Защита прав потребителей в ЖКХ». Пытаемся донести до них информацию в доступной форме, причем лекции вместе с презентациями записываются на диск, а потом накладывается сурдоперевод. Готовый материал размещается на сайте НП «ЖКХ-контроль» и распространяется через общество глухонемых по краю.
В то же время мы не только проводим лекции, но и готовы непосредственно помочь тем, кто обращается к нам, к примеру, в написании заявления в управляющую компанию или подготовке иска в суд - все зависит от ситуации.
Важно и то, что региональный «ЖКХ-контроль» взаимодействует с органами власти. Мы принимаем участие в общественных советах при губернаторе края, министерстве ЖКХ, управлении по жилищному и строительному надзору, в заседаниях комитетов думы Ставропольского края и доносим на них реальную информацию о том, что происходит в крае. Нас слышат и не оставляют озвученные вопросы без внимания.
- Что представляет сегодня «ЖКХ-контроль» на Ставрополье, в каких городах региона у вас есть свои представительства?
- Как я уже говорила, наша общественная организация - краевая, а значит, по-хорошему, ее подразделения должны быть созданы во всех городах и районах Ставрополья. Работа в этом направлении ведется. Но все, как это бывает, упирается в материальный вопрос, да и человеческий фактор имеет место быть - кто-то раньше работал, а сейчас не может продолжать трудиться по состоянию здоровья, у кого-то - проблемы в семье. Сейчас у нас хорошо работают отделения в Михайловске, Невинномысске, Светлограде, Буденновске, налаживается работа в Ипатово и городах КМВ. Надеюсь, что со временем подразделения «ЖКХ-контроль» появятся и в других населенных пунктах края.
- Над какими основными вопросами и проблемами вы сегодня работаете?
- Так сразу сказать непросто, потому что перечень очень обширный. Если в общем, то это все, что касается многоквартирных домов, и то, что тревожит жителей частного сектора. Потому что и МКД, и частный сектор связаны с ЖКХ. Бывают проблемы со счетчиками, неправомерные отключения света и многие другие ситуации.
По многоквартирным домам, конечно, обращений больше, потому что люди у нас все-таки не привыкли быть собственниками. Они считают, что их имущество - только квартира. А то, что прежде чем зайти в нее, нужно пройти общественный коридор, или чтобы вода поступала, нужно, чтоб в подвале было все в порядке, их не волнует. А это неправильно. Ведь та же крыша - общее имущество, и в содержание ее должны вкладываться и жители первых этажей. Пойдут дожди, затопит верхние этажи, а затем вода быстренько дойдет и до первого.
- Как, на ваш взгляд, обстоит дело в сфере управления многоквартирными домами? Много ли обращений к вам поступает на нерадивых управленцев или же ситуация за последнее время начала меняться к лучшему?
- Увы, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами не принесло ожидаемого результата. Не дает должного эффекта и ужесточение законодательства, а коррективы вносятся постоянно. Многие компании все равно работают не так, как должны. Потому что в первую очередь управляющие компании нацелены на коммерческую выгоду. У людей, которые работают в компаниях, свои семьи, они должны их накормить, обуть, одеть и так далее. В итоге налицо масса фактов недобросовестного отношения к собственникам.
На чем управляющая компания может заработать легкие деньги? Это текущий ремонт. Нередки факты завышения сметной стоимости работ. Могут дать подписать акты выполненных работ при том, что никто их не делал. В договоре, как это и оговорено законодательством, прописано, что техосмотр инженерных коммуникаций в подвале проводится 4 раза в месяц, на деле же представители управляющей компании могут делать это один раз за месяц или вовсе не делают. В строке «текущий осмотр» закладывается определенная сумма на мелкий ремонт - к примеру, устранение свища или замена неработающего крана. На деле у недобросовестных УК деньги на эту работу не идут, а оплачивают ее по статье «текущий ремонт», то есть собственникам приходится платить два раза.
Следующий момент. Минстроем РФ определен минимальный перечень работ, который должен производиться в доме. Управляющая компания обязана обозначить эти мероприятия и подсчитать, во что обойдется их выполнение. Но в случае, если это будет сделано, платеж по первой строке составит более 30 рублей с квадратного метра. Конечно, собственники на это не согласятся. И поэтому управляющие компании вынуждены занижать тариф. Естественно, дом не обслуживается как надо. Собственники получаются обманутыми. Но и платить, чтобы выполнялось все как надо, очень немногие собственники согласны.
Но даже если граждане согласятся на этот перечень, ведь нет никакой гарантии, что все мероприятия будут выполняться. Многое для управляющей компании станет чистым доходом. Ведь там прописаны некоторые мероприятия, выполнение которых проверить невозможно.
К примеру, в многоквартирных домах необходимо обследовать общедомовое имущество. А это не только подвал и техэтаж, но и стояки горячего и холодного водоснабжения, трубы канализации, которые проходят в квартирах. Далеко не все собственники пускают проверяющих, кого-то может просто не быть дома. А если в доме 200 квартир, сколько понадобится времени, чтоб их обойти? А если таких домов 40-70?
Или другой вопрос - как осмотреть состояние наружных стен высотки, а у нас сейчас много 10, 12, 16-этажных домов? Вы будете вышку вызывать? Или альпинистов приглашать? То есть такие вещи, которые сделать нереально, или тариф будет не тот, который сейчас предлагают УК, чтобы дом остался в компании, а не ушел к конкурентам.
Сталкиваемся мы и с тем, что управляющие компании переманивают дома - снижают на рубль, на два оплату по верхней строке, бывает, и «покупают» старших домов, делают фиктивные протоколы, подделка подписей процветает. Законом предусмотрена уголовная ответственность за подделку подписей в протоколе, но еще мы не слышали о том, что к кому-то это было применено.
- Пару месяцев назад в крае побывала руководитель российского центра «ЖКХ-контроль» Светлана Разворотнева. Говоря о капремонте, она отметила, что ситуация в регионе начала стабилизироваться. Какие болевые точки остаются актуальными?
- Действительно, мы не только принимаем участие в приемке отремонтированных домов, но и контролируем те МКД, которые находятся на гарантии. И если появляются проблемы, сообщаем в фонд капитального ремонта края. Регоператор нас слышит, взаимодействие налажено, проблемы медленно, но устраняются.
Но есть и ряд болевых моментов. Один из них - то, что зарегистрированный на торги подрядчик после того как получил лот, нанимает субподрядчика. Тот в свою очередь привлекает суб-субподрядчика и так далее. В итоге дом ремонтируют непрофессионалы.
Технадзор должен по идее «жить» в доме, однако на деле проверяющие бывают в МКД нечасто.
В каждом доме должен вестись журнал капитального ремонта, в котором ежедневно должна отражаться все проделанная работа. Но где мы ни бывали, таких журналов ни у кого не видели.
Вместе с тем 95 процентов собственников относятся ко всему, что происходит в их доме, индифферентно. И только там, где жители, пусть и не имеющие специального образования, но неравнодушные, которые пристально контролируют все, что происходит - сколько строительных материалов привезли, какого качества, на что потратили, то есть стоят над душой у строителей, - там качество ремонтов более-менее хорошее.
В то же время сегодня остро встает другая проблема - нехватка денег на капитальный ремонт. По программам муниципальных образований в краткосрочные планы включается больше домов, чем позволяет отремонтировать бюджет фонда капитального ремонта. Многие люди увидели программу в действии и стремятся к тому, чтоб ремонт в их доме произошел раньше сроков, обозначенных в программе. Но в то же время взнос на капитальный ремонт в крае заниженный. 6,36 рубля - это необоснованная сумма, да и 7,11 рубля - тоже. Тем более что не все платят, хотя работа с должниками сегодня ведется очень серьезная.
Если продолжать тему капитального ремонта, то нужно отметить еще один серьезный момент. Муниципальные образования в некоторых случаях включили в региональную программу бараки, которые сейчас стоят полупустыми и которые нужно сносить. Деньги в ремонт вкладываются, а кто заплатит? Почтовые ящики забиты платежками, а люди там не проживают? Кому нужен такой ремонт? Решения требует и дальнейшая судьба домов с износом более 70 процентов. Ни о каком ремонте тут речь идти не должна. По закону эти дома изначально не должны входить в программу капремонта, но на деле бывает иначе.
- Говоря о капитальном ремонте, нужно затронуть и лифтовый вопрос. Видите ли вы какие-либо пути решения лифтового кризиса, ведь вскоре довольно приличное количество подъемников в крае могут навсегда остановиться? И если да, то какое?
- Да, по регламенту Таможенного союза с 2020 года будут выводиться из работы подъемники, которые не отвечают требованиям. Так что или придется реконструировать старые подъемники, или менять их на новые. У нас в крае огромное количество лифтов реконструкции уже не подлежит. Решение пока на уровне Правительства РФ и в фонде содействия реформированию ЖКХ видят в запуске системы кредитования. То есть люди берут кредит, устанавливают лифт, а потом выплачивают банку. Других вариантов для того, чтоб поменять лифты, пока нет.
Почему сложившаяся ситуация стала возможной - это отдельный вопрос. По-хорошему, управляющие компании заблаговременно должны предупреждать собственников о том, что срок действия подъемников подходит к концу, а составляет он, напомню, 25 лет. По моему мнению, когда лифт отслужил четыре пятых этого срока, надо начинать заблаговременно собирать деньги на его замену. А у нас управляющие компании этого не делают, потому что это лишние траты и дома могут от них уйти. В итоге ситуация становится все хуже. И что будет дальше, неизвестно никому.
- Еще один проект, за реализацию которого в числе первых взялся наш край, - реформа системы обращения отходов. Как вы оцениваете ситуацию?
- Вы знаете, пока какие-либо оценки ставить рано: мусор как вывозился, так и вывозится. С жалобами о том, что его не вывезли, к нам особо не приходят. Мы говорили, что у нас завышенная норма накопления мусора. Это так и остается. Были такие случаи, когда мусор вместо того, чтоб вывезти на полигон, выгружали в лесополосе или в пустынном месте, когда полный бак не забирали, а примяв мусор, ставили обратно.
Но это все-таки тема отдельного разговора, вернуться к которому следует позже, когда будет какая-то ясность.
А пока я хотела бы обратиться к жителям края: если вам нужна помощь, звоните по телефонам 8-928-304-74-85 и 9-918-780-18-76 с понедельника по пятницу с 10.00 до 14.00, электронная почта: controljkx@mail.ru.
Беседовала Ирина ПОСТОВАЯ.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru
Добавить комментарий