Вы здесь

БЛИЗОК СЛОН, ДА НЕ ДОСТАНЕШЬ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Установленный больше года назад на холме вблизи Южного обхода краевого центра слон стал уже привычным для всех нас сооружением. Как материальное подтверждение истины, что Ставрополье – родина слонов. Хорошо виден с трассы Невинномысск – Ставрополь, удивляет как нечто необычное. И вызывает естественное желание понять, из чего и как сделан, почему светится и так далее. Тем более, что создатели чуда подают его вроде как арт-объект, призванный взращивать в нас прекрасное, доброе и вечное. Ну а раз так, то и в нас самих появляется к нему встречная тяга – постоять вблизи, прикоснуться к источнику этого самого прекрасного, доброго и вечного. Авось и нам добавится… Не случайно вопрос: «Ты уже был у слона?» в последнее время присутствует в разговорах все чаше.
Гонимые именно этим вопросом мы и отправились к слону в минувшие новогодние каникулы.

На колесах не проедешь
По карте кратчайшее расстояние из краевого центра к арт-объекту вроде как через поселок Демино. Да и побывавшие там подсказали: за учхозом, направо вдоль лесополосы идет накатанная полевая дорога. По ней и надо ехать. Увы, съезд на эту дорогу оказался перекопан. Похоже, собственника земли сельхозназначения достали слонопоклонники, вот и применил высшую меру.
Возвращаемся по Южному обходу, разворачиваемся аж у Татарки (трасса с разделительной бетонной полосой, влево там, где захочешь, не свернешь) и пытаемся съехать хоть где-то на полевую дорогу. Они просматриваются у всех лесополос, и ведут на холм, прямо к слону. Увы, не выйдет, справа на всем протяжении трассы глубокий, покрытый бетоном водосборный кювет.
Еще раз разворачиваемся. Съезжаем с дороги на так называемый скотопрогон. В былые времена здесь была большая молочнотоварная ферма (сейчас от нее остались лишь бетонные остовы коровников), вот проектировщики скотопрогон и заложили. Дорога от него, естественно, полевая, идет как раз в направлении слона. Но колея такая разбитая и глубокая, наполненная грязью, что даже на полноприводном кроссовере ехать рискованно.
В общем, понятно, что никак на обычной машине не проехать, дороги к слону нет. Не подумали о ней те, кто его в этом месте ставил.
Пешком дойти можно, но противно
Бросаем машину и идем дальше пешком вдоль лесополосы. Место для пеших прогулок просто прекрасное. Справа изрезанная речушками-ручьями живописная долина. Раскинулась, как на картинке. За ней – Стрижамент. Даже сейчас, зимой, долина разноцветная. Там озимые зеленеют, там просто черная пашня, особенно сочная на серо-желтом фоне сухой травы и кустарников. Слева обработанное поле, а за ним – не менее живописный склон холма, на котором как раз и стоит наш слон.
Место прекрасное, но… Место это загажено просто донельзя. Мусором самого разного калибра. Под скотопрогон, выходит, теперь люди вместо животных ныряют. Которых в свою очередь так и хочется назвать скотами. В общем, как вы яхту назовете… На грузовиках ныряют, с которых вываливают мусор. Преимущественно строительный. И не только на грузовиках. Но и на бочках. То здесь, то там видны следы слива с машин ассенизаторов. И, соответственно, запах…
В одном месте, правда, встретили следы рекультивации – сотки две территории засыпано свежим черноземом. Но это только в одном месте. Глядя на все это, понимаешь, что мусорная реформа, об успешной реализации которой наши начальники постоянно трубят, в плане защиты природы ничего не принесла. Как валили мусор в лесополосы, так и валят. Да и трудно ожидать другое. Ведь повези оставшийся после строительства или ремонта дома мусор на свалку, там с тебя сдерут кругленькую сумму. Почти по 700 рублей за кубометр. Второй раз не повезешь.
Отдельная тема – сливы с ассенизаторских машин. Весь окружающий краевой центр частный сектор, не говоря уже о близлежащих селах, не имеет централизованной канализации. Выгребные ямы, естественно, наполняются, стоки вывозятся. Куда? Формально вроде механизм отработан – на очистные сооружения, ОСК. Но реально, во всяком случае, машины частников, – туда же, куда и мусор, в лесопосадки. Потому как на очистных за слив надо платить. А перед тем взять лицензию, что непросто. В итоге ассенизаторские бочки постоянно снуют по окраинам, их путь всегда лежит за город.
С другой стороны, скотопрогон это виадук, мост над дорогой, а значит идеальное место для установки камер, которые бы отслеживали проезжающие под ним автомобили. Но таких камер на мосту не видно. Иногда, правда, в этом месте стоит машина с зеленой эмблемой какой-то охраняющей природу организации на борту. Похоже, как раз контролирует нелегальный свал мусора. Судя по тому, что его в лесопосадке предостаточно, плохо контролирует.
В общем, пешком до слона дойти можно. Но если от скотопрогона – то по всякой дряни. Что противно и не соответствует задаче: прогуляться по природе, получить от этого удовольствие.
Мы впереди планеты всей
Но вот мы уже у подножия холма, на котором стоит арт-объект. Карабкаемся по склону сквозь высокую сухую траву и колючий шиповник. На удивление, склон чистый, мусора не видно. Понятно, почему: машины в гору не идут. Минут пятнадцать – и мы у цели. Весь пеший путь от скотопрогона занял не больше часа.
Сооружение, прямо скажу, гигантское. Если верить прикрепленной к нему табличке – самое крупное из нескольких подобных на всей планете. Даже гордость берет: мы впереди планеты всей! Ноги слона опираются на бетонные фундаменты. Сам он сварен из окрашенной белой краской гладкой арматуры. Внутри каждого элемента – хобота, ног, бивней, туловища – сварен укрепляющий контур из той же арматуры. Сложнейший, и по всему выходит правильный, инженерный расчет проекта и его исполнения, раз слон с сентября 2022 года стоит. Иначе бы объект на наших ветрах развалился.
Фонари подсветки, похоже, питаются от солнечных батарей. Во всяком случае, столбов с проводами рядом нет. Сейчас, зимой, подсветка не работает. Выходит, аккумуляторы – накопители энергии – слабенькие, или их недостаточно.
На площадке, где стоит слон, относительно чисто. Окурки и салфетки валяются, но совсем немного. Может убирают, а может ветер сдувает. Ни скамеек, ни каких иных предметов, где человек мог бы отдохнуть после подъема, нет. В общем, рассчитано на лошадей, они, как известно, даже спят стоя.
С высоты, на которой стоит слон – а холмом ранее мы назвали это место неправильно, поскольку вокруг него ровное плато – открывается просто сказочный вид на окрестности. Вот он, рукой подать, Стрижамент. Далее на горизонте Эльбрус в шапке облаков. В хорошую погоду отсюда будет самый лучший вид на весь Большой Кавказ.
Вдруг, о чудо, у слона появился автомобиль, фольксваген. В нем семейная пара с ребенком. Выходит, заезд сюда есть? Еле пробрался, признался водитель, назад так не поеду. Там внизу к трассе есть выезд? Мы сказали, что не рискнули ехать.
Шутки в сторону
Я не сторонник называть Ставрополье родиной слонов. Как-то это несерьезно. Это должно быть из серии пошутили – и хватит. Но, как мы все знаем, краевые власти упорно уже несколько лет проталкивают этот слоган, пиарятся с его помощью, и даже, как видим, выделили немалые деньги – а это десятки миллионов, не меньше, – на железный символ, на сооружение арт-объекта в виде гигантского слона. В этой связи абсолютно непонятно, почему они же не обеспечили к нему широкий доступ людей? Неужели думают, что народ удовлетворится разглядыванием силуэта слона с километрового, а то и больше, расстояния?
А надо ведь для этого самого доступа совсем немного. Проложить пусть даже гравийную, но дорогу на более-менее близкое к нему расстояние, завершить ее парковкой. Съезд с трассы на скотопрогон для этого место идеальное. Надо только постараться мусор вокруг расчистить. Или от того же учхоза. И дальше – проложить тропу по склону до самого арт-объекта. Деньги на это уйдут небольшие, во всяком случае, на несколько порядков меньшие, чем на самого слона.
Экологическая тропа по Стрижаменту так ведь устроена. Гравийная парковка у дороги и тропинка по лесу. Выложены камнем только первые десять метров. Дальше – ногами натоптано. Да еще мосточки из жердочек через ручьи брошены. И все. Но народ валом валит на эту тропу, хотя там, в лесу, кроме Каменного хаоса и смотреть особо не на что. За чистым воздухом, за лесным микроклиматом и чисто природными красотами валит.
А тут, кроме природных красот еще и целый дорогостоящий, да еще по своему единственный в мире, арт-объект. И нет организованного доступа к нему. Я уж не говорю, что нет зоны отдыха вокруг слона. Где можно просто посидеть и выпить принесенной с собой водички. Странно все это. И это в то время, когда мы без особого успеха пытаемся развить туризм, сокрушаемся, что в крае недостаточно объектов показа.
По большому счету, слона можно было бы связать тропой и со Стрижаментом, с его экологической тропой. Как раз по краю живописной долины. Не такое там и большое расстояние, всего несколько километров. Люди из Архыза в Домбай по горам ходят, и ничего, популярность этого маршрута только растет.
Экскурсия превращается в происшествие
Назад, к машине возвращались по другой, чистой от мусора лесополосе. Она вывела нас к трассе. А потом свернули под прямым углом и еще шли вдоль этой самой трассы. На «языке треугольников» шли по катетам, более длинной дорогой, тогда как туда прошли по гипотенузе. Брели среди автомобильного рева и угарных газов. Глазу было приятнее, зато носу и ушам – не очень. Трасса – не место для пеших прогулок.
Слева от нас, вдоль дороги на пахоте стоял уже знакомый нам Фольксваген. Застрявший, что называется, капитально. Водитель все же рискнул проехать к трассе. Не вышло. Экскурсия у семьи не получилась, превратилась в происшествие. Теперь, бедняга, ждал вездеход-эвакуатор. Табличка с телефоном такого эвакуатора стояла в кучке камней у дороги. Похоже, тут такое каждый день, раз бизнес по вытаскиванию из грязи уже обосновался.
Остается только радоваться, что этот бизнес прозорливее и находчивее, чем наши власти.
 

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
2 + 4 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.