Вы здесь
Все начинается с любви…
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).В каждом городе есть люди, имена которых у всех на слуху. Их жизнь и судьба, их дела и работа неотделимы от его истории. В Ставрополе, среди прочих, это актриса Ставропольского академического театра драмы им. М. Ю. Лермонтова, заслуженная артистка России Светлана Колганова. В последний мартовский день любимица нескольких поколений зрителей и горожан отметила 60-летний юбилей!
И это все о ней…
Она сразу же обращает на себя внимание, едва появившись на сцене. И не важно – в главной ли роли, в эпизоде ли. А сценических образов за 36 лет служения в ставропольской драме было создано предостаточно - в ее творческом портфеле около 250 ролей! Думала ли Света в детстве, что она, обычная девочка из Иваново, из простой рабочей семьи, в 40 лет получит звание заслуженной артистки России, а созданные ею актерские образы зрители будут помнить на протяжении многих лет? Наверное, читатель сейчас удивится, но ответ – да, думала. Потому что, сколько себя помнит, она с самого раннего детства безапелляционно заявляла: «Я буду артисткой».
И стала! Несмотря на сопротивление родителей, нежелание педагогов трех разных театральных вузов видеть в ней актрису, на собственные попытки изменить судьбе и состояться в другой профессии. Между неудачными попытками «стать артисткой», Светлана отучилась один семестр в Ивановском энергетическом институте, весьма успешно закончила 1 курс филологического факультета Ивановского педа, год проработала на заводе автокранов. Не задержалась нигде – ее чертежи, заляпанные слезами, читать было невозможно, правила грамматики навевали зеленую тоску, а автокраны снились в ночных кошмарах. И тогда Света устроилась работать в один из городских театров инструктором ивановского отделения всероссийского театрального общества (ВТО), чтобы прикоснуться к профессии хоты бы с изнаночной стороны. Там она окончательно поняла, что кроме театра ей ничего не интересно, и что она будет пытаться еще и еще.
Работа в театре помогла проанализировать свои ошибки, определиться с образом и репертуаром для экзаменов. А может сама Мельпомена, видя такое желание, упорство и преданность мечте, взяла ее под свое крыло. Как бы там ни было, но осенью 1984 года Светлана Колганова стала студенткой театрального отделения Воронежского государственного института искусств.
Казалось бы, все, можно успокоиться, Рубикон пройден. Как же первокурсники тогда ошибались: учиться оказалось ничуть не легче, чем поступить. Отчислять студентов за профнепригодность стали после первой сессии, нужно было много работать, чтобы выдержать огромную конкуренцию, особенно среди девочек. Светлане было труднее, чем другим. На втором курсе - головокружительная любовь и рождение сына. От академического отпуска отговорили мастера курса, растить Гришу тогда помогали родители, друзья, однокашники.
«Не знаю, как я справилась, - говорит Светлана, - но институт я окончила вместе со своим курсом. Многие из моих однокурсников, среди которых был Федор Добронравов, прямиком отправились в Москву, к Константину Райкину в «Сатирикон». А я с двухлетним Гришей уехала в Ставрополь».
В ставропольской драме молодого специалиста ждали. Дело в том, что за несколько месяцев до выпуска, Света приезжала в театр, где показывалась художественному совету. Девушка видела, что тогдашнему худруку она не нравится. Как и часто бывало в ее жизни, помог – «или пан, или пропал». Тогда, собрав воедино волю и другие всевозможные резервы, она так пронзительно сыграла Марютку из повести Б. Лавренева «Сорок первый», что единогласно и безоговорочно была принята в труппу.
И чуть ли не в первый рабочий день получила главную роль - Липочка в пьесе А. Островского «Банкрот». Ее буквально за несколько репетиций ввели в спектакль и отправили на гастроли. Как говорит Светлана, это был колоссальный опыт – главная роль, ввод в спектакль, гастроли. А еще через год молодая актриса получила роль, которая сделала ее не только знаменитой, но и любимицей зрителей всех возрастов, сразу и навсегда. Восемнадцать лет сказка «Сестра моя, Русалочка» (режиссер Валентин Бирюков) собирала аншлаги, до последних спектаклей на нее невозможно было достать билеты. Эта постановка самая любимая для актрисы. Но не только. Практически любой житель края называет «Русалочку» любимым спектаклем детства. И не просто называет, а вспоминает слова, актеров, костюмы… и свои слезы. История сказочной любви никого не оставляла равнодушным, а для многих такие сильные эмоции, до слез, от истории, разворачивающейся на сцене, были впервые. Одним словом, классический пример Великой Силы Искусства.
Сказочных образов потом было еще много, но определяющими в творческой жизни актрисы стали не роли волшебных героинь, а огромное разнообразие женских характеров, которые она обрела благодаря тогдашнему художественному руководителю Алексею Малышеву и режиссеру Валентину Бирюкову.
Валентин Валентинович - первый режиссер, с которым Светлана начала свой профессиональный путь. «Игра в фанты», «Со-ба-ки!», «Чудеса преображения» - спектакли были сделаны хорошей молодой командой, энергичной и дерзкой. У режиссера и актеров – Владимира Зори, Юрия Иванкина, Лолиты Скляровой, Захара Федосеева, Василия Савинова - может не все получалось, но желание работать и творить было огромным. А когда в театр пришел Алексей Александрович Малышев, то у Светланы начался второй этап учебы, но уже в условиях профессионального театра.
«Если в работах Бирюкова главное слово было «эксперимент», то с Малышевым – «я - исповедую», «театр классический», «театр психологический», - рассказывает актриса. - Я стала играть репертуар, который и формирует русского актера. Было много классики, а если ставились современные пьесы, то такие, что душу выворачивали. Дело в том, что я отношусь к тем актерам, которые для того, чтобы вжиться в образ, сильно мучают себя – раскачивают собственную эмоциальность, жертвуют многим, живут этим образом, все время к нему возвращаются. Очень сложно было работать в пьесе Б. Шоу «Пигмалион». У меня долго не получалась Элиза. Мне тогда помогали все, особенно мой партнер Михаил Михайлов. Бесконечно уважаемый и дорогой Михаил Павлович… За ним наслаждение было даже просто наблюдать. Как он ведет себя на сцене, как двигается, как говорит. Он никогда не ограничивался какими-либо рамками, вел себя на сцене абсолютно свободно. С ним бесполезно было что-то зарепетировать - никогда нельзя было предугадать, как он себя поведет. У него была одна задача – получать на сцене удовольствие. А как он будет делать, не знал никто и никогда. Именно он однажды сильно поддержал меня, сказав, что Алексей Александрович никогда не ставит на мертвечину. И это такое сложное слово дало мне понять, ага, я живая, в меня верят, я могу меняться, смогу развиваться. Михаил Павлович стал моим крестным отцом не только в профессии, но в жизни».
Вот так, шаг за шагом, с бесконечной верой режиссеров в актеров, а актеров в режиссеров, с притирками и слезами шествовала Светлана по актерской стезе. Уже в первое десятилетие своей работы в ставропольской драме Колганова стала одной из ведущих актрис труппы. Она демонстрировала способность к перевоплощению, актерскую гибкость и высокий уровень партнерства. И не раз удивляла зрителей резкими поворотами своего амплуа.
«Чужой ребенок», «Великий обольститель или последняя ночь Казановы», «Дон Жуан», «Простая история», «Чума на оба ваши дома», «Дядя Ваня», «Маскарад», «Неугомонная», «Семейная кадриль», «Женитьба», «Зойкина квартира», «Девичник» и еще десятки спектаклей – познание жизни и профессиональный рост шли через познание женских судеб, актуальных и вечных.
К началу нового тысячелетия Света Колганова успела сыграть все, что было положено ей судьбой. А потом наступил новый век - сложный момент и в стране, и в творческой жизни актрисы: ребенок - подросток, отсутствие денег и отсутствие ролей. Тебе 35, и режиссеры задумываются, что дольше с тобой делать. Роли, конечно, были. Зачастую небольшие, но всегда Светлана играла ярко и с полной самоотдачей. Ее баба с пакетами в спектакле «Лайф-Лайф» получила премию за лучшую женскую роль второго плана. А Сару Абрамовну в постановке «Баба Шанель» без слез и не вспомнишь. И без смеха не вспомнишь тоже. Тут тебе и любовь, и стихи М. Цветаевой вместе с А. Ахматовой, и болтовня по фене…Вообще, «Баба Шанель» - один из лучших спектаклей нового времени в ставропольской драме, жаль, что его больше нет в репертуаре.
Тогда у Светы случился страшный творческий и личный кризис, душевные метания, начался поиск реализации себя. Помог литературный театр «Гармония», где она служит со дня основания, и даже на 10 лет стала его художественным руководителем. Набрала детскую и взрослую любительскую актерскую студии, окончила психологический факультет СКФУ, а в Президентском кадетском училище она уже почти 15 лет преподает ораторское искусство. Будущую военную элиту и не только она учит не только красиво и грамотно говорить, но и общаться, уметь публично выступать, договариваться, уметь слышать, решать конфликты словом. Ораторское искусство и силу слова Светлана обожает и гордится, что Гриша после окончания журналистского факультета СКФУ уехал в Москву без ставропольского говора. Он много лет занимается радиожурналистикой, где требуется безупречная дикция. Но, как говорит актриса, это не только ее заслуга, но всей труппы ставропольской драмы, за кулисами которой он вырос.
Сегодня у заслуженной артистки РФ Светланы Колгановой, по ее словам, начался второй золотой творческий период: «Все возрастные роли - мои. Я бы с удовольствием сейчас сыграла роль наподобие той, которую играет Софико Чиаурели в кинофильме «Ищите женщину». Или наподобие той, которую сыграла Ирина Пегова в сериале «Комиссарша». Если бы театр решил вернуть комедию «Крыша поехала», где я когда-то играла внучку, то я бы с радостью сыграла бабку. И у меня бы получилось, хотя она меня лет на 20 старше. Мечтаю снова сыграть мою любимую Свинью в спектакле «Простая история». Хочет поработать в хорошей современной российской комедии, чтобы не через сатиру, а сквозь добрый смех, и мы, и зрители посмотрели на себя и нашу сегодняшнюю жизнь.
В июне в репертуар ставропольской драмы возвращается легендарная «Ханума». Это третья версия любимой зрителями комедии. Светлана играла во всех трех: в первой молоденькую Сону, во второй неудачливую сваху Кабато, сегодня она репетирует саму Хануму. Говоря об этом, радостно улыбается, видно, что работа доставляет ей удовольствие. Впрочем, обо всех сегодняшних ролях она говорит бережно и с благодарностью. «Лики любви», «Обыкновенное чудо», «Женитьба Бальзаминова», «Три товарища», «Пижама на шестерых или Ужин по-французски», «Свадьба Кречинского» - про эти свои образы она коротко говорит: «Мне нравится» или «Мне интересно».
…и это тоже
Мы со Светланой знакомы давно, поэтому беседа не ограничивалась рамками творчества. Света много рассказывала о том, что Ставрополь давно и навсегда стал родным; что еще 12 лет назад она была награждена медалью «За заслуги перед Ставропольским краем» (согласитесь, очень почетная награда); что обожает своих молодых коллег – талантливых, ищущих, доверяющих; что благодарна «старой театральной гвардии» за интересную творческую жизнь; что стала себя больше беречь и трагедии предпочитает комедию; что вдохновение для нее сегодня – это чья-то интересная актерская работа; что она не фаталист и твердо уверена, 50 процентов судьбы предопределено генами, местом жительства, данным стартом, а 50 – это трудолюбие, опыт, свобода выбора; что просто обожает актрис Марию Аронову, Марину Неелову и Алису Фрейндлих; что сильно любит Красное море, что ее любимый поэт – Марина Цветаева и что хочет поставить в «Гармонии» программу про ее жизнь и творчество.
А еще, с горечью и тоской, что родители никогда не видели ее на сцене, что не оценили даже ее звание Заслуженной артистки РФ в 40 лет, и что только перед уходом из жизни отец коротко сказал: «Горжусь». С большим удивлением, что 11-летняя внучка давно заявила родителям, что будет актрисой, чем привела их в ужас. Хотя никого влияния на нее бабушка не оказывает, Вика живет далеко, видятся и общаются они не часто. А еще, что очень счастлива. И это счастье, простое-простое, но такое дорогое, дает ей муж Виктор. И что все в жизни начинается с любви – в этом Света уверена на 100 процентов. Помните, как у Р. Рождественского в его стихотворении? Все начинается с любви – глаза ребенка, озаренье, работа, мечта, страх, вино, порох, подвиг, трагедия, тоска и даже ненависть.
А еще, и она это точно знает, что в 60 лет жизнь только начинается! Светлана совсем не задумывается о возрасте, видно, что она его приняла и полюбила. Такое впечатление, что для нее жизненной программой и рецептом ее молодости, с хорошей долей иронии, стали слова из одного произведения С. Моэма: «Если бы я могла начать сначала, я бы пошла в актрисы. Они никогда не стареют, эти артистки, потому что играют разные роли».
В родном театре Светлана Георгиевна любима и платит ему тем же. Она единомышленница режиссера, часть прекрасного актерского ансамбля и универсальная актриса.
«Я благодарна своему театру, потому что тут много чего мне было дано - ролей, встреч режиссерских и партнерских, а сколько тут было пережито счастливых и радостных моментов!».
Ее безмерно уважает, любит и признает зритель. Ведь какими бы разными ни были женщины ее репертуара, они всегда были близкие и понятные тем, кто сидит в зале. Она - своя, родная, ей от души сочувствуют, вместе с ней льют слезы и радостно смеются.
Хочется пожелать Заслуженной артистке РФ Светлане Колгановой еще много ролей, которые бы преподнесли сюрприз и ей самой, и нам, ее благодарным зрителям.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru
Добавить комментарий