Вы здесь

В УДМУРТИИ ВСЕ ХОРОШО, ИЛИ Я – СВОБОДЕН?..

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Свобода… Простое и короткое слово, а какую силу оно несет! На протяжении тысячелетий свободу воспевают поэты и музыканты, художники и скульпторы, политики и философы. Сотни стихотворений, афоризмов, сюжетов, и, даже, статуя. И вряд ли кто-то будет спорить с Макаром Чудра, героем одноименного рассказа Максима Горького, который произнес: «Единственная ценность на земле - свобода, ради нее стоит жить и умереть». И все же к этой теме возвращаются вновь и вновь. И обычные люди - в «дни сомнений и тягостных раздумий», и писатели, и режиссеры.

Вот и художественный руководитель «Театра на Гагарина», режиссер Тамерлан Коченов снова обратился к этой теме. Ставропольскому зрителю была представлена премьера по пьесе Валерия Шергина с чрезвычайно говорящим названием «Концлагеристы». Нет, она не про войну, и не про страшные лагеря смерти, которые фашистские захватчики создали по всей захваченной Европе. Но те страшные события, случившиеся с человечеством более 80 лет назад, явно оставили глубокий и трагический след в душе драматурга.

…Концлагеристы – жители закрытой республики Удмуртии, где ничего нельзя и все необычно, если не сказать странно. Народ живет внутри тоталитарного режима, который выбрали добровольно, по своим правилам и законам. Здесь нет денег, нет богатых и бедных, нет женщин. По каким-то неизвестным причинам мужчин по документам могут определить как женский пол и отдать кому-то в жены или в дочери – вот такие здесь семьи. Правда, настоящая она будет или нет, ты вправе решать сам. Хотя и в обычной жизни каждый для себя сам определяет, что для него настоящая семья: партнерство, забота, верность, внимание, сплоченность, когда один за всех и все за одного или использование друг друга для удовлетворения своих потребностей. Самой почетной наградой республики является орден «За скромность и верность». Правда вручают его весьма оригинально-садистским способом – ставят клеймо раскаленным железом в виде звезды в районе сердца.

Нет связи и с внешним миром. Концлагеристы и не подозревают, что в мире есть микроволновые печи, сотовые телефоны и другие блага цивилизации. Они живут очень аскетично – кровать, три стула, стол, диван, чайник, телевизор, который показывают одну новостную программу. И новость всегда здесь одна, 10-ти секундная: «У нас в Удмуртии все хорошо», а в остальное время в эфире бесконечный балет «Лебединое озеро». Одним словом, нехитрая жизнь, к которой каждый, никого не обвиняя, приспособился по-своему. Впрочем, и винить-то особенно некого, потому как сами выбирали. И все-таки, практически каждый, несмотря на семью, награды, скромный, но устоявшийся быт, втайне надеется когда-нибудь отсюда сбежать. Как, например, Федот, образцовый отец семейства и гражданин, только награждённый орденом «за скромность и верность», мечтает о свободе и по ночам роет подкоп… Потому не особо он и удивился, когда однажды в своем доме  увидел Сталкера, который обещал переправить его в тот самый свободный мир…

Решится ли Федот на побег? Да и возможно ли убежать из Удмуртии? Сколько стоит свобода? Как дорого она возьмет и чем? А самое главное – в побеге ли заключается долгожданная и такая сладкая свобода? Убежав из определенного места, будешь ли ты там доволен судьбой? Ответы на эти и другие вопросы зритель получит, посмотрев премьеру «гагаринцев». Или не получит. И тогда ему придется отвечать на них самому. Возможно, для кого-то этот процесс будет мучительным, для кого-то легким и безболезненным. Но таких будет меньшинство, ведь все постановки Тамерлана Коченова заставляют вновь и вновь возвращаться мысленно к увиденному, переживать, сострадать. А главное дают такой материал для размышления, что любо-дорого. Режиссер говорит о том, что ценно для каждого - о любви и надежде, о семье и чувстве долга, когда человек оказывается перед нравственным выбором предать и остаться живым или сохранить свои убеждения, но погибнуть, об иллюзорности и реальности понятия «свобода». Кстати, тема свободы очень часто встречается в спектаклях «Театра на Гагарина». Вспомните «З.И.Ш.Поиск свободы», «Прекрасное далеко», «Псы с городских окраин» и другие. Наверное, у Тамерлана в генах заложены свободолюбие, справедливость и глубокая порядочность. 

О сюжете все. Нет ничего хуже, когда пересказываешь книги, фильмы или спектакли. А вот о постановке в целом и актерах сказать стоит. Спектакль наполнен мужской энергией, остроумными диалогами, множеством интересных сценических решений, различными придумками и фишечками, - все вместе сработало стопроцентно. Интрига с закрученными сюжетными поворотами держит в напряжении до самого конца. В «Концлагеристах» смешалась и комедия, и драма, и философская притча, и мелодрама, но в нужных пропорциях. И этот коктейль кружит голову, дает энергию, будит мысль, щемит душу, тревожит.

И, конечно же, спектакль заполнен замечательной музыкой. Алла Пугачева и «Чайф», «Би-2» и «Агата Кристи», «АС/DC» и «АукцЫон» - сто раз уже говорила и наверное никогда не перестану повторять, что музыкальное оформление в спектаклях Тамерлана Коченова отдельный и самостоятельный персонаж. Оно несет особую смысловую нагрузку, усиливая эмоции, заставляя еще больше переживать, до слез. Или хохотать, до них же.

А еще в спектакле отличные актерские работы. Вот Федот от Тамерлана Коченова. Сказать, что это его роль, все одно, что не сказать ничего. Это как раз тот случай, когда актер входит в роль, как рука в перчатку, и это чувствуется. Тамерлану вообще идут такие роли, роли сильных и мужественных людей. Достаточно вспомнить его героев в ««З.И.Ш.Поиск свободы» или «Прекрасное далеко». Сильный, смелый, порядочный, любящий…

Педрос от Ивана Батурина. Как он сыграл супруга Федота! Это не пародия на женщину и это не роль женщины. Иван смог показать мужчину, которому приходится исполнять женские функции. Он смог передать чисто женскую благодарность хорошему мужу, русскую уважительность к мужчине, который не бьет, дом содержит, заботится. У актера получились где-то смешной, а где-то трогательный образ с очень точными интонациями, движениями, паузами.

Сталкер от Алексея Симанкина. Это отдельный разговор. Не центральная, но несомненно, важная роль. Посмотрите, ведь все остальные персонажи - граждане закрытого государства, которые вот уже несколько десятилетий живут как на зоне.
И вдруг появляется Сталкер – проводник из свободного параллельного мира, в который он зовет. Поначалу он кажется уверенным в себе человеком, делающим благие дела, которыми, известно, куда дорога выстлана. Затем - хищным и хитрым провокатором. А в итоге играет человека, сумевшего принять сложное решение, в котором неизвестно чего больше – или силы, или слабости, или усталости - не поймешь.

Томышев, говно – человек (извините за слово, но так определил автор) от Романа Ростовцева. Ну, как еще можно показать говно-человека?! Именно так! Причем  актеру  удалось раскрыть не только образ говна (более противное существо и представить себе трудно), но и человека, всю его трагичность и боль. Большая, хорошая работа.

Каратель от Юрия Бруснева. Появление этого актера на сцене в любом спектакле всегда вызывает бурный восторг у зрителя. В «Концлагеристах» актер сыграл настоящего маньяка, который с улыбкой, шариками и цветочками в руках и под развеселую музыку убивает бензопилой ни в чем не повинных людей. Волосы шевелились от происходящего. Особенно от того, как режиссер с актером обыграли эту сцену. Но это надо обладать особым талантом, обаянием и харизмой, чтобы играть отъявленного мерзавца и негодяя, а аплодировать тебе на поклоне будут громче всех.

Роль телевизора-аллигатора сыграла актриса Наталья Ледовских. Этой роли нет в пьесе, ее придумал режиссер. В пьесе актриса отвечает за информацию, юмор и красоту. С невозмутимым видом Наталья читала текст от автора, объясняла и дополняла происходящее на сцене. И с таким же невозмутимым видом пела и выделывала на сцене балетные па. Причем настолько профессионально, что мало кто поверит, если я скажу, что Наташа стала на пуанты всего за несколько дней до премьеры. Большой респект актрисе за ее работу.

Также в спектакле заняты Владимир Яцуков, Артем Бабин, Алексей Батурин, Роман Кольцов, Игорь Гливенко, Михаил Цкиманаури, Илона Домарева - все актеры работали очень профессионально, на одной волне и друг с другом, и режиссером.

Одно удовольствие было наблюдать за происходящим на сцене. Наверное поэтому, отлично зная весь репертуар «Театра на Гагарина», а некоторые спектакли я смотрела несколько раз и обязательно буду их еще пересматривать, на премьере у меня ни разу не было щелчка «штамп». Все по живому, все глубоко, умно и точно. Впрочем, как всегда.

Наталья МАКАГОНОВА.

Фото Евгении Новиковой.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 4 (6 голосов)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
11 + 9 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.