Вы здесь
ГОСУДАРСТВУ ЗАВОДОВ НЕ НАДО, НА ШТРАФАХ ЖИВЕТ
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Даже губернатора достало
Пару недель назад губернатор Ставропольского края В. Владимиров выступал в Совете Федерации России. И одной из тем в его речи было чрезмерное давление надзорных органов на муниципалитеты. Мол, задолбали, штрафы по поводу и без оного выписывают, в расходной части бюджетов они, естественно, не предусмотрены, местные власти вынуждены ходить по судам и добиваться отсрочки исполнения. И просил поумерить пыл проверяющих хотя бы на период Специальной военной операции. Распространить мораторий на проверки и на муниципалитеты, как это сделано с бизнесом. Поскольку сейчас все силы и средства местных властей направлены на ее поддержку, не до штрафов.
Руководитель Совфеда В. Матвиенко губернатора поддержала. Не знаю, будут ли соответствующие директивы по вертикали власти, но и на словах – уже хорошо.
О страдающем бизнесе замолвим слово
Насчет моратория на проверки бизнеса губернатор погорячился. Поскольку он действует только на словах. Своего рода дымовая завеса, скрывающая неприглядную действительность. Реально расплодившиеся, как мухи, контролеры всех мастей как проверяли, так и проверяют. Как придирались, так и придираются. Как зверствовали, так и зверствуют. С соответствующими выводами, венцом которых являются драконовские штрафы. Иначе на что живут?
Да и что им еще делать, этой армии проверяющих? Забейте в поисковике «Число федеральных структур по Ставропольскому краю». Он выдаст цифру 38. И каждая имеет немалый штат, а также полномочия наказывать. А есть еще и краевые, и муниципальные контрольные органы.
Само Постановление Правительства РФ о продлении моратория на плановые проверки на 2023 год, несмотря на такое название, предусматривает сохранение этих плановых проверок, по сути, для большинства надзорных органов. Ведь там черным по белому записано: «Плановые проверки будут осуществляться только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска…». При этом степень опасности определяет сам этот надзорный орган, и по согласованию с прокуратурой назначает проверку. Внеплановую.
Вот один из, как говорится, «тепленьких» и очень красноречивых примеров.
Рядом с одноэтажным административным зданием правления колхоза (название его опускаю, поскольку, как все мы хорошо понимаем, огласка только придаст проверяющим ретивости и станет поводом к отмщению) вплотную стоит такое же одноэтажное здание. Ему уже не меньше сотни лет, и одно известно наверняка: построено значительно раньше правления. Последние лет тридцать стояло обветшавшим снаружи и заросшим паутиной изнутри. Собственник решил привести его в порядок. Облицевал плиткой, как и само правление, получилось очень симпатично. Отремонтировал внутри, и теперь использует его как под склад для конторы, так и для временной парковки легкового автомобиля.
Все по уму, по-хозяйски? Не торопитесь с выводами, читатель. Пару месяцев назад наведались представители Госпожнадзора с внеочередной проверкой. Несмотря на то, что им плановые проверки правительственным мораторием запрещены. Выписали штраф 30 тысяч рублей ответственному лицу за нарушение противопожарной безопасности и выдали предписание с целой дюжиной пунктов. Главный – предусмотреть минимальное противопожарное расстояние не менее 10 метров между складским и административным зданием (поскольку первое с гаражом, машина в помещении стоит, и такое рядом с конторой не положено).
Получается, чтобы выполнить требования пожарников, здание склада надо снести. Иначе как обеспечить этот самый десятиметровый противопожарный разрыв? Оно само по фасаду метров восемь, не больше.
И вроде не самодурство за всем этим со стороны надзорных должностных лиц, у них все железобетонно, ссылаются на соответствующий федеральный закон и технический регламент. В суд пойдешь – наверняка им проиграешь. Но хороши закон и регламент, правда?
Хотя по здравому смыслу, какой тут противопожарный разрыв? Здание конторы одноэтажное, и даже случись пожар – все успеют выйти. Да и само старое помещение не гараж вовсе, да и даже не склад. А так, больше подсобное. Но кто сказал, что инструкция и здравый смысл обязательно совпадают?
Кто пишет, тот и пенки снимает
Но они, эти самые регламенты и правила, действительно хороши. Для самих пожарников. Разумеется, сами они будут заливать вам, что такие документы «писаны кровью», что за каждой их строчкой – трагедии. Приведут сразу кучу примеров, начиная с самого нашумевшего в последнее время, типа истории с «Хромой лошадью», где много народу сгорело и задохнулось. Забывая при этом сказать, что как раз такие случаи – плод прежде всего их, проверяющих, халатности, а то и должностного преступления. Что, кстати, и подтверждают судебные приговоры.
Писаны правила, может быть, и кровью. Но здесь главное, что самими пожарниками же и писаны. Как и все остальные правила и инструкции надзорных органов. По газу – газовиками, по электроэнергии – энергетиками, по технадзору – соответствующей инспекцией. Я уж не говорю про правила дорожной безопасности, уж они то – плоть от плоти ретивости ГАИ – ГИБДД.
Самое удивительное в нашей стране то, что никто все эти законы и правила безопасности, как и действия самих проверяющих, не подвергает сомнению. Действующие депутаты законодательных органов всех уровней? Они, если судить по репортажам из зала думских заседаний, дискуссий во время обсуждения карательных мер не устраивают, сомнению представленное не подвергают. Одобрямс – и все. Оппозиция? Она до таких мелочей не опускается, она за власть борется. Объединения промышленников и предпринимателей и тому подобные общественные структуры? Что-то не слышал, в лучшем случае они пожалуются на строгость правил и инструкций, а вот развенчать их несостоятельность и вредность для общества неспособны.
Хотя и несостоятельность, и вредность как раз налицо. Потому как сегодня все эти перестраховочные циркуляры и контролерские набеги стали реальным тормозом развития бизнеса. Сними их – и страна просто задышит.
Административное право пропитано наживой
Хорошо помню, что при советской власти Кодекс административных правонарушений РСФСР (КоАП) был тоненькой брошюрой. Страниц на 100, не больше. Сегодня в нем… 1008 страниц! Распух в гроссбух! Если даже на каждой странице по одному штрафу, то сумасшедшее их количество получается. Но там их больше, чем по одному.
Но это бы еще ладно. Важно тут то, что поводы для штрафов кратно увеличились, а сами суммы штрафов выросли в разы. 300 или там 500 рублей встретишь крайне редко. Все сплошь четырехзначные, а то и пяти-значные цифры.
Самое поразительное, что с хозяйствующих субъектов штрафы на порядок больше, чем за то же правонарушение гражданином. Этим самым как бы признается, что не неотвратимость наказания тут на первом плане, а сумма сбора в бюджет. Если предприятие сможет заплатить, то почему бы с него и не взять?
Действительно, почему? Ведь рыночное время на дворе, теперь все меряется презренным металлом. И у кого его больше, с того больше и дерут.
В итоге, если разобраться, само государство начинает на собранные таким сомнительным способом средства жить. Во всяком случае, штрафы с недавних пор стали очень заметной строчкой пополнения российского бюджета. Что важно подчеркнуть – запланированной строчкой. Таким образом государственные структуры банально развращаются. Не на созидание и развитие они нацелены, а на поборы. Отсюда и до коррупции один шаг. Если в карман государства так перенаправить бабки можно, то почему нельзя в свой?
Бюджетоформирующие наказания
Подтвердим этот грустный вывод – про халяву для государства – самыми железобетонными аргументами. А именно цифрами бюджета Российской Федерации.
В эти осенние дни в Государственной думе рассматривается проект бюджета на 2024–2026 годы. К проекту закона приложены пояснительные материалы. Так вот, в соответствии с ними в 2024 году сумма поступлений от административных штрафов в сфере предпринимательства запланирована в размере 5,57 миллиарда рублей. И это при том, что в текущем году этот план также не маленький – 4,3 миллиарда. В 2025 году – 5,73, в 2026–5,45 миллиарда (похоже, предполагается, что драконовские штрафы на третьем году сделают нас законопослушнее).
Но это, как говорится, цветочки по сравнению с тем, что планируется снять с водителей-дальнобойщиков и транспортных компаний, осуществляющих грузовые перевозки. 46,5 миллиарда рублей – именно столько должно поступить от них в дорожный фонд в 2024 году в качестве штрафов за нарушения. Это треть всех годовых штрафных сборов по стране. (А мы еще удивляемся, почему так стремительно растут в цене услуги грузоперевозчиков. Они вынуждены с государством делиться!)
В 2025 сумма будет увеличена до 52 миллиардов, а еще через год она приблизится к 55 миллиардам. Почти столько же, сколько эта последняя цифра пять лет назад в 2020, являлась суммой всех штрафов по всем категориям нарушений.
Интересно, что в виде штрафов за уголовные преступления государство планирует собрать на порядок меньше штрафов – по 4,5 миллиарда рублей в год. Оно и понятно. По уголовным делам надо еще доказывать, что виноват и почему именно такой штраф. А по административным – снял как с куста, и всего делов. Тут презумпция невиновности по факту давно уже не работает. Инспектор всегда прав, будь он дорожный патрульный или из Госпожнадзора. Если вы даже и пойдете с протоколом об административном правонарушении в суд, то вернетесь оттуда не солоно хлебавши. Районные, мировые судьи тоже подключены к выполнению плана по доходам бюджета от штрафов.
С мигрантов, если они нарушат условия пребывания в нашей стране, тоже не очень – по 3,8 миллиарда в год планируется снять. Та же история – с них особенно нечего взять. И по 4,9 миллиарда – за нарушение обязательств по контрактам.
В итоге в проекте бюджета запланировано получить с граждан и предприятий в планируемый трехлетний период 440 миллиардов рублей штрафов. Огромная цифра! Если исходить из того, что весь трехлетний бюджет в расходной части это 102,6 триллиона, то вклад в него штрафов – целых 0,43 процента. И четвертая часть всех расходов на содержание госаппарата - 1,6 триллиона рублей.
Зачем в таком случае государству заводы строить, бизнес развивать? Оно и на штрафах прекрасно проживет.
Была бы шея, хомут найдется
В свете таких беспощадных цифр все эти сказки Правительства РФ про мораторий на проверки, пусть и облаченные в форму постановления, выглядят просто лицемерно. Левой рукой пишет мораторий на штрафы, правой – закладывает рекордные поступления от них в бюджет. Очень даже забавно. До слез. По факту все контрольные и надзорные структуры просто заточены на рост числа этих самых проверок и увеличение сумм взимаемых штрафов. Раз штрафы строчка в бюджете, а он – закон, то их суммы наверняка доводятся и до проверяющих структур всех уровней как составляющая этого закона. И суммы сбора – основной показатель их работы, а если он не достигнут – индикатор несоответствия занимаемой должности начальства.
Так что не ждите милостей от инспектора. Вы для него – дойная корова, и он не отстанет, пока не выдоит.
Конечно, если мы все вдруг станем законопослушными и перестанем нарушать все и вся, то бюджет эти 440 миллиардов не получит. И рухнет. Но такого, разумеется, не будет никогда. И дело даже не в нас, незаконопослушных. А в системе, которая просто заточена на наказание рублем. Будь ты хоть ангел во плоти, но придут, придерутся и влепят.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru
Добавить комментарий