Вы здесь

ДЖУЛЬЕТТА ВЫЖИЛА, А ПАННОЧКА ПОМЕРЛА

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Сразу две премьеры представили зрителям ставропольские театры. Спектакли, которые подготовили альтернативный Театр на Гагарина и Ставропольский краевой театр кукол, абсолютные антиподы. Классика и современность, прошлое и будущее, мистический триллер и антиутопия.…Но все же общее в этих постановках есть – премьеры прошли при полном аншлаге, билеты были раскуплены задолго до премьерных дат, в зале яблоку негде было упасть. Впрочем, в этом нет ничего удивительного, ведь режиссер обоих постановок - художественный руководитель театра на Гагарина Тамерлан Коченов.

Одна из отличительных особенностей этого театрального коллектива в том, что, единожды побывав на любом спектакле, к которому он приложил руку, ты мгновенно становишься его преданным и благодарным зрителем, по несколько раз пересматриваешь постановку, а попасть на премьеру считаешь чуть ли не делом чести!

А самое удивительное, что лично я, как и многие поклонники гагаринцев, так и не смогли определить для себя какая из их театральных работ самая лучшая, интересная и захватывающая. «Прекрасное далеко», «Двое на качелях», «Псы с городских окраин», «Наташина мечта», «Ангел, черт и проктолог» «Взаперти», «З.И.Ш. Поиск свободы», «Из-за Bellе», «Как я стал…» - истории для тех, кто ищет в современном театре душу. Эти спектакли заставляют мыслить и анализировать, примерять роли на себя, задумываться, как ты поступил в том или ином случае. Герои не отпускают тебя по нескольку дней, ты возвращаешься и пересматриваешь постановки вновь и вновь, чтобы пережить эмоции или услышать какие-то определенные слова или музыку, которые, возможно, станут триггером и помогут тебе. Тем более, что у режиссера Коченова музыка - всегда отдельный персонаж, который зачастую идет вровень с главными героями.

 А еще в региональных театрах, тем более лишенных господдержки, служат не за деньги, не за славу, а в чистом виде за искусство, для человека и его души. Поэтому Тамерлан будет продолжать выпускать спектакли, его актерская орда - выходить на сцену, а зритель будет стремиться попасть на спектакль, а потом несколько дней обсуждать в соцсетях, на работе, на кухне, в транспорте. Как это произошло с премьерами «Джульетта выжила» и «Вий» - они стали очередной ставропольской театральной сенсацией.

 

Жизнь стоит того, чтобы в нее верить

Представьте, вам говорят, что Джульетта выжила и прекрасно себя чувствует? «Бред какой-то», - подумает любой человек. А драматург Юлия Тупикина в своей пьесе «Джульетта выжила» не только оставила ее в живых, но и такие приключения устроила своим героям, что сам Шекспир был бы весьма заинтригован.

К слову, история создания ставропольской версии спектакля не менее интересна, чем сюжет. Пьеса была написана Юлией Тупикиной в 2013 году. На ставропольской сцене она была сыграна впервые и единожды в июне 2019 года. А затем герои этой фантастической истории смогли выйти на театральные подмостки только через полтора года, на открытие нынешнего сезона. Причины такого перерыва всем понятны – новая коронавирусная инфекция, закрытые учреждения, локдаун. А вот как у Юлии Тупикиной возникла мысль написать пьесу с таким сюжетом, а режиссеру Тамерлану Коченову взяться за ее постановку, причем в преддверии мировой пандемии, в голове как-то плохо укладывается. То ли Его Величество Случай поработал, то ли звезды так сошлись, но летом 2019 года актеры Театр на Гагарина, сами того не подозревая, играя на сцене наше не совсем далекое будущее, показали практически наш завтрашний день - буквально через несколько месяцев весь мир оказался героями этой пьесы. Причем, тогда эта постановка воспринималась, как фантастическая комедия - легкая, веселая, забавная. А сейчас мысль о том, что люди будут сидеть по своим домам и избегать социальных контактов в страхе перед вирусами, звучит абсолютно реально. Да что там звучит, мы все это уже пережили. Не верите? Судите сами.

Действие пьесы происходит в 2056 году, био-инженер Ромео и дизайнер Джульетта знакомятся по Skype, но не могут встретиться, потому что на планете бушуют вирусы, находиться на улице смертельно опасно. Ничего не напоминает? И уже выросло целое поколение, которое ни разу не промокало под дождем, не целовалось и не ходило гулять, взявшись за руки. Вся жизнь переместилась в Интернет. Путешествуют, ходят в рестораны, влюбляются люди только по Skype. Партнера выбирают не по зову сердца, а по генетическому коду. Твой дом – настоящая тюрьма, а компьютер твои глаза и голос. И все вроде бы ничего, вот только зачать ребенка, не встретившись в реале, не получается. В том, чтобы Рома и Джульетта вышли из дома и встретились, заинтересованы ее мама и его папа - пожилые люди мечтают о внуках. Получится ли у них? Конечно, да! Только все окажется не то и не так, и не без драматических обстоятельств, как часто бывает в жизни. И не важно, когда была эта жизнь - 300 лет назад, сейчас или только будет.

Кстати сегодня, несмотря на печальную ситуацию и статистику, спектакль смотрится ярко, захватывающе, весело и на одном дыхании. Да, какие-то реплики не вызывают бурный смех, а многолетние сидение героев в квартирах, как в тюрьме, вызывает внутренний протест – сидели, знаем. Но спектакль заходит в тебя, как глоток воды в знойный день. Почему-то срочно захотелось промокнуть под дождем, половить губами снежинки, прогуляться по лесу, целоваться с любимым человеком и не думать, что поцелуй – это обломки чужих ДНК, встретиться с друзьями, увидеть родителей... Одним словом, почувствовать вечные и неизменные атрибуты счастья.

А как замечательно играли актеры! Пара родителей Джульетты и Романа - это вообще высший пилотаж! Лариса Урбан и Тамерлан Коченов - браво! Тонко, умно, иронично! Над каждой репликой я смеялась до слез. Возможно, из-за того, что я из того же поколения, что и их герои: вступила в пионеры, читала произведения про Ленина, училась в 90-е. Я четко понимала, о чем они говорят, чувствуют, над чем смеются.

И любовный треугольник, созданный Натальей Ледовских, Сергеем Тоняном и Игорем Гливенко выше всяких похвал. Каждый очень точно передал характер своего героя. Очень понравилась Наталья Ледовских - Джульетта. Сильная, неприступная, холодная, она, в конце концов, стала обычной женщиной - мягкой, ласковой и нежной. И такой ее сделала любовь, которую она избегала долгие годы. Как трогательно она держала букет цветов, впервые ей подаренных. И каким невероятным счастьем светились ее глаза, когда она поняла, что у нее будет ребенок.

А у Игоря Гливенко, сыгравшего роль Ромы, получился настоящий маменькин сынок. И хотя живет он с отцом – настоящим мачо, он инфантильный, нерешительный и мягкотелый. Очень смешно было наблюдать за его перевоплощениями из ботаника в брутального героя и обратно. Понятно, что вряд ли он в обычной жизни пользовался бы успехом у противоположного пола. Тем более, уж слишком много сегодня развелось именно таких субъектов, которым, чтобы стать обычным мужчиной, нужны дополнительные стимуляторы.

Этот контраст еще более усиливался, когда рядом оказывался герой Сергея Тоняна - Арам, врач. У актера получился настоящий мужчина, который не перестал влезать к любимым женщинам в окна, совершать поступки, защищать, дарить цветы... Именно перед такими Арамами не сможет устоять в итоге никакая женщина: ни сегодня, ни завтра, ни через тысячу лет.

Антиутопия, которую нам продемонстрировали на сцене Театра на Гагарина, могла бы показаться грустной и безнадежной, но благодаря потрясающей пьесе, отличному юмору, прекрасным актерам, музыке, а действие шло под популярные песни групп «Сплин», «Би-2», хиты Дианы Арбениной, Лободы и Игоря Корнелюка, и забавной современной интерпретации великого сюжета о любви Ромео и Джульетты, было не только увлекательно, но и смешно! А самое потрясающее, на мой взгляд, что, при всей мрачности такого развития варианта в будущем, нам оставили надежду! «Джульетта выжила» - это не просто название пьесы, это вера в то, что жизнь достойна того, чтобы в нее верить и вкладываться в нее, несмотря ни на что!

 

«Вий», или «я такого никогда не видела»

Вторая премьера, которую представил Ставропольский краевой театр кукол – спектакль «Вий» по мотивам самого мистического произведения русской литературы, написанного Н.В. Гоголем. Эта постановка совместный проект альтернативного Театра на Гагарина, краевого театра кукол и семейного театра кукол «Добрый жук». Результат, как говорится, превзошел все ожидания зрителей.

Стоит отметить, что режиссер Тамерлан Коченов и художественный руководитель театра «Добрый жук» Наталья Ледовских написали свою сценическую версию пьесы по знаменитому гоголевскому ужастику. Но не стоит переживать, что они изменили сюжет, добавили героев или поменяли им пол. У Тамерлана и Натальи получилась на редкость яркая, сочная пьеса, столь динамичная и стремительная, что ты едва успевал перевести дух, следя за известными тебе с детства сюжетными коллизиями. «Вий» в их прочтении – это не только и не столько история о неудачливом пареньке-бурсаке по имени Хома Брут и злой и коварной ведьме Панночке, а настоящая притча о жизни и смерти, о любви и ненависти, о возмездии за те поступки, которые мы совершаем.

Авторы очень бережно отнеслись к первоисточнику, сохранив многогранный и уникальный красочный мир, созданный фантазией классика мировой литературы. Спектакль «Вий» в точности передает атмосферу дивной украинской ночи, незримое присутствие колдовских сил, дьявольски притягательную и пугающую красоту Панночки, ужас философа Хомы, читающего молитвы у гроба покойницы. С первых же минут и на протяжении всего спектакля зрители погружаются в волшебный мир произведения Гоголя, наслаждаясь забавной речью персонажей, смеясь над хитроумными проделками героев, а частенько и вздрагивая от ужаса!

Не буду пересказывать сюжет спектакля. Думаю, вряд ли найдется человек, который не видел советский фильм «Вий» с Леонидом Куравлевым и Натальей Варлей в главных ролях, или не читал это произведение.

Отмечу только, что на зрителей спектакль производит неизгладимое впечатление. Одна из зрительниц, большая поклонница театрального искусства, после премьеры сказала: «Я никогда не видела ничего подобного. Ни в одном театре. Хотя мне есть с чем сравнивать – приходилось бывать не только в театрах Москвы и Санкт-Петербурга, но и Норильска, Красноярска, Челябинска, а также наших соседних республик».

И это правда. Режиссер Тамерлан Коченов и Наталья Ледовских, которая выступила не только как сценарист и актриса, но и в качестве художника, участвовавшего в создании костюмов, реквизита и декораций, сумели шокировать зрителя постановочными эффектами, световым оформлением и невероятными декорациями. При этом авторы постановки с большой изобретательностью представили разгул потусторонних сил и сумели по всем законам жанра «пощекотать нервишки» даже самого искушенного зрителя. Между тем, надо отдать должное такту постановщика: ему не изменили чувство меры и хороший вкус, и ты ни разу не сказал себе: «Ну, это уж слишком!»

Потрясли и актеры. Порой трудно подыскать адекватные эпитеты для описания того, что они делают на сцене. Это какая-то непостижимая органика, способность к абсолютному перевоплощению. Артисты Лариса Урбан, Наталья Ледовских, Александр Ефремов, Александр Ильядис, Павел Руденко, Леонид Ефремов, Надежда Дробышева, Виталий Якушенко, Елена Куликова, Алексей Куликов заставляли зрителей ужасаться, сопереживать, смеяться, плакать, грустить… У них получилось сыграть так, чтобы зритель задумался о важных для каждого человека темах – прощение, вера, любовь, покаяние.

В сценической версии «Вия» финал отличается от гоголевского. Чем? Оставим интригу. Да и не интересно будет смотреть, если знать, что же произошло с героями? Почему вся нечисть смотрится «детским лепетом» по сравнению с трагедией, произошедшей с Панночкой и Хомой. И почему, выходя из зала после бурных оваций, чувствуешь катарсис.

Наталья Макагонова.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
18 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.