Вы здесь

Европейский сервис и российская безнадега

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).
Аватар пользователя admin

На прошлой неделе одна из крупнейших торговых сетей края выложила на прилавки продукты в пластиковых упаковках. «Ничего себе сервис!», - крутя в руках пачку оформленного в броню сливочного масла, удивлялись одни и попутно недобрым словом поминали любопытных бабушек, раскрывающих пачки в магазине, дабы проверить продукт на качество. «Поэтому правильно сделали. Я так несколько раз попадала, когда дома открывала масло, а оно истыкано чьими-то пальцами. Приходилось выбрасывать», - поддерживали ноу-хау одни ставропольцы.

«А вы точно уверены, что данные контейнеры введены в интересах потребителя? Может все куда банальнее, и это страховка от воровства?» - со скепсисом смотрели на инновацию другие.

И ведь в этой версии есть рациональное зерно. Недавно россиянам перечислили самые часто похищаемые продукты. За минувший год специальная видеосистема зарегистрировала 263 тысячи краж в магазинах, что почти на четверть (90 тысяч случаев) больше, нежели годом ранее. Средняя сумма ущерба от одной кражи выросла с 1067 рублей до 1400 рублей, сообщают эксперты. Зато список «предпочтений» остался тот же - сыр, колбаса, молочные продукты и алкоголь. Он, к слову, не меняется который год подряд.

Чаще всего в магазинах пытались украсть сыры и колбасы, на долю этой категории товаров пришлось 20,3 процента всех краж. На втором месте оказались молочные изделия (19,6 процента), на третьем - спиртные напитки (18,7 процента). Также в топ-5 вошли кофе (15,3 процента) и морепродукты (12 процентов).

Что заставляет людей совершать столь неприглядные  поступки? Где-то это баловство, если речь идет о тех же подростках, где-то погоня за экстремальными ощущениями, есть и внутренние коллективные кражи, когда плох тот, который  с работы ничего не утащит. Но все же зачастую первопричиной  подобных действий остается непростое финансовое  положение  россиян при  постоянном росте цен. Когда  денег нет, а кушать хочется, вот и идут  на сделку с совестью. Что косвенно подтверждают  комментарии третьей и самой большой части ставропольцев, которых  куда больше пластиковой тары удивили ценники  на ключевые  компоненты продуктовой корзины. 

«Купила сегодня хлеб,  капусту и свеклу. Заплатила 168 рублей! Это что за цены? Чтобы сварить нормальный борщ нужно  в среднем 1000 рублей.  А у меня зарплата 23 тысячи. И коммунальные платежи в районе семи тысяч рублей. Поэтому ничуть не удивлена, что люди воруют. Хотите честных отношений - снижайте цены», - высказывают свое мнение ставропольцы.

Пока эксперты пророчат, что цены будут расти и дальше. По сравнению с декабрем 2021 года в январе в стране уже заметно подорожали макароны, гречка, рис, пряники и вафли, пшеничная мука, сосиски, сливки, сливочное масло, сыр, рыбные пресервы и консервированные блюда,  творожки, пюре и лапша быстрого приготовления, выпечка, плиточный шоколад, печенье,  томатная паста, молоко, мармелад, вода, газированные напитки, молотый кофе и мясные полуфабрикаты. В общем, сытой жизни не предвидится.

Хотя объективности ради все-таки отметим: недавно в СМИ появилась информация, что минпромторг, минсельхоз и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) рассматривают возможность ограничения торговой наценки на некоторые социально значимые продукты до 5 процентов. По предварительным данным в этот перечень могут войти свекла, морковь, капуста, картофель, лук, молоко, творог, кефир, сливочное масло, сахар и хлебобулочные изделия недлительного хранения. Предполагается, что ограничение наценки будет действовать до начала нового сельхозсезона, стартующего в июле 2022 года.

Кроме того, государство намерено выделить 2,5 миллиарда рублей в виде субсидий на производство хлеба. Оный тоже по некоторым сортам подорожал на 30 процентов,  и, как считают эксперты, в течение года  данная тенденция продолжится. Поэтому  не удивительно, что власти  всерьез  озабочены подобным положением дел. А следовательно… «Под пристальным вниманием минсельхоза находится вопрос доступности хлебобулочной продукции. Благодаря действию экспортных пошлин и квот на зерно в прошлом году стоимость хлеба у производителей росла медленнее инфляции. Сейчас минсельхоз дополнительно прорабатывает возможность прямой поддержки хлебопекарных предприятий. Указанные меры позволят сохранить рентабельность производителей базовых продуктов питания и обеспечить стабильную ценовую ситуацию на рынке хлебобулочной продукции», - говорится в сообщении ведомства.

Как и о том, что «отдельного внимания требует и молочная отрасль, (...) рассматриваем возможность поддержать наших животноводов и дополнительно выделить им не менее десяти миллиардов рублей на закупку кормов». Поможет ли это снизить стоимость «молочки»? Как отмечают сами производители, подобная господдержка - это капля в море. «Себестоимость литра в хозяйстве сейчас - порядка 30 рублей. Цена литра припродаже - 24 рубля. А в сезон закупочная цена была 18-19 рублей. Поэтому мы постепенно сокращаем молочное направление»,  -  приводят свою арифметику  животноводы.

В то время как потребители  голосуют ногами, проходя мимо полок с молочными продуктами, и горько замечая, что «скоро сыр два раза в год будем есть: на Новый год и день рождения. 400 рублей за килограмм, или 18 рублей за творожный сырок и 60 рублей за литр  молока - это ну очень дорого».

 Отчего и предложение  депутатов  о введении банковских карт, с помощью которых граждане с низким уровнем доходов смогут купить продукты, на этом фоне выглядит весьма своевременно. К слову, предложение не новое.  В прошлом году оно не раз звучало из уст экономистов и общественников, и  даже в качестве  законопроекта в июне рассматривалось в Думе. Однако документ был отклонен в первом чтении, так как  выглядел слишком «декларативно», и «пояснительная записка к нему не имеет обоснования ключевых параметров инструмента социальной поддержки, не позволяет оценить перспективы его реализации и социально-экономический эффект».

И вот попытка номер два. И новая версия старого предложения с конкретной суммой в 13 тысяч рублей, на которые смогут претендовать три категории граждан: пенсионеры, инвалиды и малоимущие и многодетные семьи, чей доход не превышает двух ПМ (это около 25 000 рублей в месяц, в зависимости от региона проживания). Предполагается, что для получения продуктовой помощи необходимо будет обратиться в органы социальной защиты с заявлением. В инициативе отмечается, что остатки денежных средств не переходят на следующий месяц, а деньги можно потратить исключительно на покупку продуктов за исключением сигарет и алкоголя. В случае одобрения инициативы продуктовые карточки могут появиться уже в марте этого года.

Как восприняли новость россияне? С одной стороны благосклонно - кто откажется  от помощи? Но привкус горечи от подобных  инициатив все же чувствуется, когда о каком  экономическом прорыве и росте благосостояния граждан можно говорить, если даже гречка для многих стала роскошью, а богатейшая, в общем-то, держава, вынуждена   давать пособия своим гражданам  на покупку хлеба и молока.  

«Продуктовые карточки в Советском Союзе решали проблему снабжения населения продуктами, чтоб всем всего хватало. А сейчас другая проблема - рост цен на продукты. Очевидно, Правительству РФ придется вводить продуктовые карточки для граждан с низкими доходами, ведь всех обеспечить ими просто невозможно. Но проблему бедности работающего населения, к сожалению, одними карточками не решить. Это может быть временной мерой или разовой, по примеру единовременных выплат на детей в начале пандемии. Такие инструменты поддержки граждан однозначно нужны, но только кардинальные меры могут улучшить уровень жизни населения, а это и повышение зарплат, пенсий, и индексация пенсий работающим», - считают в Федерации независимых профсоюзов.

Ведь не хлебом единым жив человек.  Ему еще нужна одежда, обувь, которым также в этом году предрекают 10 - 25 процентный рост. Мол, ничего личного, просто  дорожает хлопок, вискоза, каучук, стебли бамбука и даже неорганические материалы, используемые для изготовления одежды и обуви, не говоря уже о логистический расходах, трудовых затратах,  аренде помещений и  обязательной маркировке товаров легкой промышленности, введенной в стране в прошлом году. Когда каждая из этих позиций  поднимает ценники все выше и выше, делая недоступной качественную одежду для россиян, и сподвигая их, как и в советские годы, штопать  колготки и подкладывать газеты в протертую подошву, молясь  всем богам, чтобы и этот сезон ботинки  продержались. 

Ну и с недоумением слушать весьма интересные выводы главы Счетной палаты Алексея Кудрина, где он рассказал о том, насколько лучше, веселее и  богаче стали жить российские  граждане по сравнению с советским периодом! «За 30 лет ВВП России стал на 33 процента выше, чем в 1991 году перед реформами. А уровень жизни тоже на 20 процентов выше, чем был в те годы», - вещал чиновник во время «Гайдаровского форума, вызвав волну негодования  и резкой критики от того самого советского поколения граждан. Кто не преминул уточнить, о чьем уровне жизни говорит  экономист.

Мол, да, бизнес процветает, полки магазинов ломятся от выбора еды, цены определяются рынком, дефицита нет, но может ли рядовой покупатель  позволить себе тот самый пармезан, салями, или по-прежнему вынужден брать самый дешевый сорт  сродни докторской куриной?  А, может, рядовые граждане стали чаще ездить в санатории  и на море? У нас по-прежнему самое лучшее  образование  и достойная медицина?  Люди могут спокойно прожить на зарплату? И им не нужно по полгода копить на холодильник, стиралку, ноутбук?

К слову, на просторах Интернета есть еще  одна любопытная статистика. В 1980 году правительство СССР впервые рассчитало минимальный потребительский бюджет - 78 рублей на одного человека в месяц. И тут оказалось, что в стране 14,5 процента  жителей получают меньше – то есть бедные. Сейчас же  официальная статистика утверждает, что в России за чертой бедности живут около 12 процентов  населения. То есть, мы если и не топчемся на  месте,  то движемся ну очень  медленно вперед.

Вот и эксперты Центра конъюнктурных исследований ВШЭ отмечают, что  в прошлом году в России снизился индекс потребительской уверенности. Поделив третье место с Болгарией по этому показателю Россия вошла в топ-3 антилидеров европейских стран. Опрос в котором участвовали более 5 тысяч россиян показал, что у 39 процентов  респондентов в течение последних 12 месяцев ухудшилось материальное положение и лишь 9 процентов ждут изменений в лучшую сторону. 58 процентов  «негативно» оценили ситуацию в российской экономике и только 11 процентов считают, что она улучшится в ближайший год, тогда как 43 ждут дальнейшего движения вниз.

Словом, цифры  говорят  сами за себя. И показывают совсем не то, о чем  рапортуют чиновники  на местах.  Когда за красивым словом  европейский сервис скрывается все та же российская безнадега.

 

 

 

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.