Вы здесь
ЕГЭ С «ЗЕЛЕНЫМ» ОТТЕНКОМ
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).![](https://st-vedomosti.ru/sites/default/files/styles/article_image_full_node/public/field/image/ege_3.jpg?itok=1i5MffUG)
В скором времени в школьной программе может появиться новый обязательный предмет «Экология» и профильный экзамен по этой дисциплине. С такой инициативой выступил недавно Общественный совет минприроды.
Представители ведомства предлагают ввести в российских школах предмет «Экология для устойчивого развития». Это, по их мнению, обеспечит «поступательное развитие страны, поможет избежать катастрофических последствий природных катаклизмов в условиях изменения климата». Программа должна обеспечить детей знаниями и опытом, которые научат их действовать в сложных ситуациях. Чем раньше будет введен предмет «Экология», тем меньше потерь понесет страна.
Почему экология и почему обязательный предмет? Законодатели объясняют это тем, что сегодня ни один предмет не дает системного представления о том, как действовать в современном мире, где быстро меняются природные и социальные условия. А после недавнего страшного наводнения в Иркутской области, катастрофических пожаров в центральном регионе страны, в Байкальском регионе, на Дальнем Востоке этот вопрос становится вдвойне актуальным.
Кроме того, в минприроды надеются, что в результате нацпроекта «Экология» изменится экологическая культура граждан, и настаивают на том, что образовательную программу о сохранности экологии необходимо проводить с раннего возраста. Новый предмет предлагается ввести как годичный курс, как ранее астрономия в старших классах.
Закон лоббируется в Госдуме на протяжении уже нескольких лет. В минпросвещения, однако, заявляют о недопустимости расширения сетки школьного расписания за счет новых предметов. Даже поддерживающие законопроект активисты не уверены в необходимости ЕГЭ по экологии. Они считают, что расширять Единый госэкзамен до абсурдного числа дисциплин нет необходимости. Да и желающих сдать его будет не так уж много. Поэтому предмет «Экология» в школе - «да», говорят они, а вот госэкзамен по предмету - «нет».
Для старшеклассников экологические компетенции в настоящее время входят в курс «Географии» и «Биологии». В частности, требования к предметным результатам освоения базового курса географии должны отражать «сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем». Школьники 10-11 классов, которые будут проходить географию на углубленном уровне, должны будут уметь «проводить географическую экспертизу разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов».
В предметной области «Биология», к примеру, есть такое требование: «сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения».
Экологическое образование в школах сегодня затрагивается и в предмете «Окружающий мир», в некоторых школах предусмотрена возможность изучения экологии как самостоятельного предмета по выбору. В ряде регионов в образовательных учреждениях успешно применяется подход по «экологизации образования», основанный на разработке и включении в традиционный учебный процесс экологических заданий. «Экологию» изучают и в центрах дополнительного образования.
Несмотря на это, действующая в школах предметная сетка не обеспечивает выполнение требования экологической компетенции выпускников, обозначенной в образовательном стандарте, говорят инициаторы нововведения. «Экология» не входит в пул естественных наук, а находится в предметной области «физкультура, экология и ОБЖ».
Требование экологической компетенции выпускников школ в федеральном государственном образовательном стандарте действительно есть. Программы разрабатываются, учителей готовят. Востребовано ли это? Обратимся к статистике.
Абсолютное большинство россиян (78 процентов), по данным мониторинга, интересуются состоянием окружающей среды и обеспокоены им. Опрос социологов показал, что 41 процент респондентов переживают из-за загрязнения воды в водоемах, 37 процентов - из-за низкого качества водопроводной воды, 23 процента - из-за загрязнения воздуха. То есть большинство населения считает, что надо принимать «зеленые меры». В то же время вопросы экологии в представлениях россиян по степени важности существенно уступают экономическим и социальным проблемам.
Отдельные экологические практики, особенно в части ресурсосбережения, все больше распространяются среди широких слоев населения, включая школьников. Взрослых часто побуждают к этому экономические и социальные причины, например, это касается экономии воды, газа, электроэнергии. А вот среди подростков 14-15 лет об экономии задумываются всего лишь 13 процентов.
Привычка убирать мусор - один из аспектов экологически ориентированного поведения, отметили авторы исследования. Каждый третий житель страны (32 процента) утверждает, что всегда убирает за собой мусор на улице, в парке или в лесу. И опять же школьников и подростков здесь значительно меньше, чем взрослых. То есть потребность в экологическом воспитании подрастающего поколения все же есть, но необходимость расширения изучения предмета «Экологии» отнюдь не очевидна.
Для сравнения приведем опыт воспитания экологического мировоззрения других стран. В Швеции школьники еженедельно посещают уроки по сортировке бытового мусора, на которых они также узнают, какие вещи могут получить вторую жизнь, а какие требуют особой утилизации.
В Финляндии с тонкостями процесса утилизации отходов знакомит Roskisnalle («мусорный медвежонок»), который бесплатно посещает школы и детские сады. В Греции школы и вузы могут участвовать в изучении локальных экологических проблем и поисках их решений.
Во Франции экологическое образование обязательно. К 16 годам каждый школьник должен иметь фундаментальные знания об экологии и охране окружающей среды. В Бельгии экологические исследования входят в обязательную программу развития детей уже в детских садах. В Японии во многих городских школах вместе с детьми создают биотопы, где ученики могут исследовать природу и проводить эксперименты.
Пользователи соцсетей восприняли новость о возможном новом предмете в перечне ЕГЭ не очень радушно.
- Как много советчиков для школы! Может, стоит всем им шагнуть в классы от депутатского кресла и поработать в кругу молодежи на благо экологии? А еще лучше показать личный пример на ваших детях и внуках. Пусть сдадут ЕГЭ по экологии, потом можно эту идею и в школах реализовать.
- Еще один предмет, подобный «родному русскому языку» для русскоговорящих детей. Бедные школьники! Давно уже пора понять, что введение предмета в учебный план без кадровой и методической подготовки ничего не даст. Кто угодно диктует правила игры в образовании, кроме тех, кто будет играть по этим правилам.
- Нужны ли эти новшества в школе? Если следовать логике людей, предложивших это, то нужно вводить ЕГЭ и по ПДД, ведь они изменяются чаще и быстрее, чем климат, и по КОАП, и по УК, и еще по куче различных дисциплин и законов, которые не стоят на месте и двигаются одновременно с окружающей средой куда-то. Наверное, к совершенству.
- С тем, что экология - естественная наука, никто не спорит. Но вводить еще один ЕГЭ - да сколько можно? Надо пощадить наших школьников. Думаю, вполне достаточно тех предметов, которые уже определены как обязательные для ЕГЭ. А то так можно учинить несколько десятков ЕГЭ, и ни к чему хорошему это не приведет. Кстати, сейчас каждый день исчезает около 70 видов живых существ на планете! Но только очень сомневаюсь, что еще один экзамен спасет мир...
Елена САРАЙКИНА.
![](https://st-vedomosti.ru/sites/default/files/aleksandr_emtsov_0.jpg)
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru
Добавить комментарий