Вы здесь
ЖДИТЕ! ПОКА НЕ РОДИТЕ?!
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Не так давно одно из аналитических агентств страны составило рейтинг качества жизни в регионах. За основу исследования эксперты взяли уровень доходов населения, жилищные условия, ситуацию с демографией, рынком труда, образованием и медициной. Со своим 22-м местом мы снова в арьергарде событий. А если и лидируем, то совсем не там и не так, как хотелось бы.
- Последние пять лет Ставрополье стабильно входит в десятку регионов с самой высокой младенческой смертностью. По обеспеченности врачами край на 67-м месте. Медсестер еще меньше - 78-е место. По обеспеченности медучреждениями на душу населения - 80-е, - дают выкладки эксперты.
Шокирующие цифры. Но еще больше они пугают, когда сухая статистика с пространных отчетов перетекает в реальную жизнь и заполняет сывороткой правды все те щели, разломы и трещинки, которые не сумел замаскировать запущенный властью каток модернизации. Ведь как ни ораторствуй с высоких трибун, а не лег ровным слоем чиновничий глянец на кривую прозу жизни. Доказательством чему служит история, с которой к нам в редакцию обратились супруги Александр и Александра Соколовы из Ставрополя.
Утро 6 февраля 2018 года для Александры началось как обычно. Уборка, готовка, занятия с сыном Артемкой... Из домашних хлопот девушку вывел звонок подруги с традиционным «Ну, как дела?». Услышав не менее традиционное: «Еще не родила», на том конце провода хохотнули: «Тогда ждем сегодня».
- Да ну тебя, - отмахнулась Саша, находящаяся на 39-й неделе беременности. - Я только в пятницу была в женской консультации. Сказали, что неделя на подготовку еще есть.
- Требуем сегодня! Представляешь, как круто получится: старшему сыну день рождения 5 февраля, а младшему - 6-го. Даже с праздничным столом заморачиваться дважды не придется. Так что ты подумай, - рисовала заманчивые экономические перспективы подруга.
Положив трубку и покачав головой, мол, «можно подумать, дети по заказу рождаются», Саша продолжила прерванную работу, поглядывая в перерывах в телевизор. Там как раз на одном из развлекательных зарубежных каналов шла передача про экстремальные роды. Мол, девушка не знала, что беременна, не успевает добраться до больницы и рожает дома. Дикость какая! Дикость, что не знала о своем интересном положении и что при современном-то оснащении западной медицины можно не успеть доехать. Вон Россия не Европа, но, между тем, только у нас в Ставрополе для обеспечения своевременного оказания скорой медицинской помощи, помимо центральной станции, есть еще пять подстанций, расположенных во всех районах города. Да неужели случись что экстренное, не довезли бы до одного из трех роддомов? Словом, очередные сказки венского леса, под которые даже Артемка уснул. Может, составить ему компанию?
Время близилось к 18:00, когда Саша, подогревая ужин сыну, поняла, что с ней происходит что-то не то. Вроде ничего не болит, но ощущается какой-то легкий дискомфорт во всем теле, что-то сродни желудочному спазму. Попробовала прилечь - спазм прошел. Однако через непродолжительное время снова вернулся, мстительно отдавая болью внизу живота. Пользуясь испытанным средством, снова легла - ныть стало сильнее. Разуверившись в целебном эффекте диванотерапии, снова встала. Пока расхаживалась и прислушивалась к ощущениям, позвонил муж с расспросами: «Как дела?». «Еще не родила, но кажется, собираюсь», - озадачила вторую половину Саша. Услышав краткое «еду», не спеша сходила в душ, достала подготовленный заранее «тревожный чемоданчик», еще раз сверилась со списком, ничего ли не забыла в роддом. Так, паспорт здесь, обменная карта тоже, родовой сертификат в левом кармашке, одежда для новорожденного и конверт на выписку есть, подзарядка для телефона, телефон... Стоп! Нужно же свекрови позвонить, чтобы Артемку забрали.
К 19:00 живот уже прихватывал основательно. По пятибалльной шкале на твердую четверку. И если сначала у Саши были сомнения, может, сынуля пугает и очередную генеральную репетицию для родственников устраивает, то влетевшему в квартиру супругу одного взгляда на нее хватило, чтобы незамедлительно набрать экстренные позывные 103. Поднявшая трубку диспетчер детально расспросила о сроке беременности, о том, как чувствует себя роженица, и приняла вызов, посоветовав начать собираться, поскольку бригада скоро будет на месте.
Не заставили себя долго ждать и родители ребят. Наблюдая за скорчившейся от боли Сашей, родители Соколовых предложили было остаться, однако супруги в унисон запротестовали: «Какой смысл, если за нами с минуты на минуту скорая приедет. А вам же потом с Кулакова на Руставели по пробкам бог знает сколько добираться придется».
- Тем более, что вон уже и сама скорая у подъезда стоит. Как быстро сработали, - выглядывая в окно, обрадовался Александр. - Пойдемте, я вас с Артемкой провожу и заодно врачей приведу. А то у нас домофон не работает.
Вот только вернулся в квартиру Александр в гордом одиночестве. Объяснив жене, что это не их бригада и медики отказываются вести роженицу в роддом, решил еще раз перезвонить на 103, чтобы уточнить, где их машина.
- Едет. Ожидайте, - последовал ответ.
Пять минут... Семь.. Десять... Схватки из хаотичных приобрели определенный ритм. Боль усиливалась. Машины все не было. Может, такси, предложил Саша? Однако сам же отказался от данной затеи. Во-первых, на дорогах час пик и бешеные пробки, на карете скорой помощи с мигалкой получится гораздо быстрей. Во-вторых, домофон не работает. Сейчас пойдет ловить машину, а тут врачи приедут, куда Саше, на стенку лезущей от боли, самой спускаться. Поэтому спокойствие, только спокойствие. Вон и девушка-диспетчер на повторный вызов сказала, что по указанному адресу уже давно выехали. Ожидайте.
Телефонный звонок в квартире прозвучал как спасение. Правда, радость была недолгой и длилась ровно до тех пор, пока Александр не услышал в трубке вместо сотрудника скорой помощи голос мамы, уже вернувшейся домой и интересовавшейся, давно ли забрали Сашу? Узнав, что любимая невестка еще дома, звонки на 103 начались уже с двух телефонов и с удвоенной энергией. «Где бригада?», «Вы понимаете, что это вторые роды?» - тормошили встревоженные родственники диспетчеров.
Еще звонок... Еще... И с каждым зависшим во времени «Ожидайте» Саша Соколова все отчетливей понимала, что сбывается ее самый страшный кошмар: ей придется рожать не в больничной палате, а дома, где вместо медицинской помощи - природный инстинкт, вместо акушера - ошарашенный муж, который снова и снова набирал заветные 103, путал цифры и заикался:
- Д-д-девушка, где скорая? У жены уже отошли воды.
- Ожидайте. К вам едут.
- Чего ждать? Там уже головка появилась. Если скорая не успевает, то хоть расскажите, как нам действовать? - сорвался на крик Саша.
- Ожидать скорой. К вам едут!
Понимая, что времени больше нет и сынок уже на подходе, Александра решительно окликнула супруга: «Саш, клади трубку и слушай меня внимательно. Придется нам все делать самим».
- Как? - нервно сглотнул тот.
- У нас есть другие варианты? - сохраняя спартанское спокойствие, ободряюще улыбнулась Саша.
От волнения, толком не отдавая себе отчета в реальности происходящего Саша четко и безропотно следовал указаниям жены. Он подошел к Александре, стянул с нее джинсы, сбегал за чистыми полотенцами, продезинфицировал руки... Дальше и вовсе все происходило, как во сне. А через несколько минут папа держал на руках крохотный комочек.
- Саш, он не плачет, - бледный, как смерть, посмотрел Александр на супругу.
- Может, воды чуть глотнул, постучи малыша легонько по спинке, - так же собранно диктовала Саша.
Комочек зашевелился и поприветствовал этот новый для него мир и своих родителей недовольным кряхтением.
- Неси пеленку и посмотри на часы, нужно время рождения запомнить. 20:30? - впервые за весь вечер широко улыбнулась Саша. - Ну что, с сыном тебя, любимый! Я ж говорила, что и сами справимся!
И счастье нахлынуло на Соколовых вместе со звонком фельдшеров из скорой. «Мы на месте, куда подниматься», - раздался в телефоне женский голос.
- А дальше к нам в квартиру зашли двое фельдшеров. Конечно, изумились, когда увидели меня уже с Елисеем на руках, но не растерялись. Внимательно осмотрели нас, перерезали пуповину и пока транспортировали в 4-й роддом, все время пытались как-то подбадривать, - рассказывает Саша.
В городском роддоме Соколовых уже ждали. Проведя все необходимы анализы и обследования, врачи сказали, что с мамой и сыном все в порядке, и через неделю их выпишут домой. Александра и Александр выдохнули.
А на следующий день из всех близких и друзей разве что ленивый не поострил на тему: «Саш, может, на акушера учиться пойдешь? Благо, опыт имеется». Что новоиспеченный «медик»? Обычно такой бойкий по жизни, которому палец в рот не клади, в этот раз Александр был на удивление тих и молчалив. И только постепенно, когда шок прошел, естественное смятение сменилось не только искренней радостью, но и желанием разобраться, почему так произошло.
Ведь по нормативам минздрава, в экстренных случаях (а роды, конечно, к ним относятся) скорая должна приехать максимум за 20 минут. Здесь же Соколовым пришлось ждать помощи гораздо дольше. К счастью, все прошло благополучно, и Елисей появился на свет здоровеньким.
- Знаете, вроде бы уже три недели прошло, а у меня до сих пор мороз по коже бежит, стоит представить, что было бы, если бы Елисей оказался крупным малышом или пошел не головой, а ножками. Наверное, ситуация кажется анекдотичной тем, кто не сталкивался с этим ужасом в жизни. Как-то у знакомых сын подавился конфетой. Так им после звонка в скорую помощь диспетчеры детально рассказали, что и зачем делать, как себя вести в такой ситуации. Нас же поставили на грань выживания, банально отфутболивания от одного диспетчера к другому, - говорит Александр, ласково поглаживая сопящего на его руках крохотного Елисея.
Кстати, прелюбопытный факт. Как отмечают Соколовы, несмотря на то, что Саша в роддом уже попала с младенцем, в ее родовом сертификате медики записали, что роды приняла акушерка такая-то. Для чего это было сделано? Не знаю, но осмелюсь предположить, что роддом банально не готов был расстаться с деньгами, которые государство выделяет медицинским учреждениям за качественные услуги по родовспоможению. Вот только за что должны были заплатить Соколовы? За ту дополнительную порцию прививок, которые получили Саша с сыном, поскольку родили и родились не в стерильных медицинских условиях? За то, что современная система здравоохранения выстроена таким образом, что направление в роддом женщина получает не на 39-й неделе беременности, а на 40-й, когда уже чуть перехаживает? За ту русскую рулетку с жизнью собственного ребенка на кону, которая стала возможной, потому как скорая где-то задержалась в пути? Или за ту душевную окостенелость водителя скорой помощи, когда на просьбу помочь транспортировать Сашу с новорожденным ребенком к машине тот сказал, что поднимать носилки в его обязанности не входит, справляйтесь сами?
М-да, вопросов больше, чем ответов. И чтобы пролить свет правды хоть на какие-то из них, мы позвонили главному врачу ГБУЗ СК «Станция скорой медицинской помощи» города Ставрополя Александру Михайловичу Михайловскому с просьбой прокомментировать данную историю. Мол, почему получилось так, как получилось, и главное, что делать, чтобы ситуации не повторялись. Казалось бы, незатейливые вопросы, требующие обычного человеческого участия и конструктивного диалога для решения проблемы. И тем неожиданней стал для нас полученный отпор:
- Ну, знаете ли, на заборах тоже много чего пишут, но вы же не обязательно верите каждой надписи, - усмехнулся руководитель. - И вообще, я впервые слышу об этой истории. Если это правда, то почему ваши герои обратились не в министерство здравоохранения СК, не вышли на меня, а пришли именно в газету?
Наверно, Александр Михайлович, потому что больше доверяют. Потому что знают, мы не будем бежать от них, как черт от ладана, не будем увиливать от разговора и не будем предлагать обратиться за комментариями на следующий день, а потом таинственно исчезать после каждого звонка прессы. Почему не будем? Все просто: потому что мы видим в людях не источник повышенной опасности для своего реноме, а реальную боль и желание что-то изменить в современной системе здравоохранения. Изменить, если не получается через дело, хотя бы через слово.
...Я уже писала об этом номером ранее, но повторюсь еще раз. Сегодня как ни включишь телевизор, слышишь призывы: «Рожайте». Дескать, для этого созданы все условия. И не только материальные. Есть перинатальные центры, в которых выхаживают 500-граммовых младенцев, есть различные федеральные программы ЭКО для семей, кто не может естественным путем зачать ребенка. Получается, что женщину, пока она не забеременеет, охраняют, как священный сосуд. Охраняют и во время родов и после них, когда малыш только появляется на свет. То есть государство своими нормативными актами и бюджетным финансированием перекинуло прочный мост над демографической пропастью, по которому различным представителям медицинской сферы нужно просто перевести беременную женщину, используя для этого лишь свои знания, навыки и служебные полномочия.
Однако, как ни крути, а что-то не получается у нас качественной переправы. Либо мост шаткий и его нужно укреплять другими сваями, либо с компетенцией проводников не все так гладко... Что делать, не знаю, и, к счастью, эту задачку с плавающей переменной решать не мне, а его конструкторам и идейным вдохновителям. А решать определенно нужно. Иначе так и будем виновато-озадаченно морщить лоб, размышляя над статистикой. А любимое выражение одного из бывших губернаторов края, мол, «Бог создал на небе рай, а на земле - Ставропольский край» применительно к медицинским реалиям продолжит звучать как издевка.
Марина КАНДРАШКИНА.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru
Добавить комментарий