Вы здесь

ЖИЗНЬ - КАК ФЛОТСКАЯ ТЕЛЬНЯШКА

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Как становятся поэтами? Ответов может быть великое множество: едва ли не каждый, кто числил или числит себя в поэтическом цехе, так или иначе касался этой животрепещущей темы.

Пример из классики: «И поэтическая сила Огнем могущественным била Из глубины души моей!» Это Николай Языков. Сам Пушкин, прочитав его студенческое стихотворение «Тригорское», воскликнул с доброжелательностью гения: «Если уж завидовать, так вот кому я должен был завидовать… Он всех нас, стариков, за пояс заткнет».

Наш современник Евгений Евтушенко заявлял: «Стихи не пишутся, случаются, как чувства или же закат». Вторил ему и Анатолий Жигулин: «Поэзия, как говорят - от бога!» Взявшийся за перо бывший флотский офицер Михаил Попов, автор более чем шестисотстраничного сборника «Стихи разных лет», словно включаясь в эту перекличку творцов эстетических открытий, пишет о своем творческом самообнаружении так: «Да, я не профессионал, Литинститутов не кончал, Ума на флоте поднабрался И лишь потом стихом взорвался Сразу насчет Литинститута…».

 Горевать тут, собственно, по большому счету, не о чем. Литературного, филологического образования нет и у некоторых наших признанных поэтов и писателей. А у Довлатова, Войновича, того же Евтушенко - примеры можно множить, вообще не было никаких вузовских дипломов. Вспомним еще, что из пяти отечественных писателей, лауреатов Нобелевской премии, трое были самоучками. У Бунина лишь несколько классов гимназии, дополненных домашней подготовкой, четырех классов гимназии хватило Шолохову, Бродский же, не окончив и восьми классов, стал фрезеровщиком, а потом прозектором. Сказанное отнюдь не похвала невежеству (с образованием и образованностью автора сборника как раз-таки, кстати, все более чем в порядке - за плечами средняя школа, высшее военно-морское училище плюс военно-морская академия).

Речь о другом. Для литературы все-таки несколько важнее другое - запас жизненных наблюдений и осмысление увиденного художественными средствами, чувство слова, способность к саморазвитию и самое главное - талант.

О жизненных наблюдениях и жизненном опыте. Тут, видимо, не обойтись без небольшого экскурса в биографию автора.

Михаил Павлович Попов(1938-2020г.г.) родился в селе Книгино, ныне Октябрьское, Ипатовского района нашего края. Вопреки настоянию отца, видевшего в нем механизатора, стал флотским офицером. Служил на Тихоокеанском и Северном флотах, за освоение новой боевой техники награжден орденом Красной Звезды. После увольнения в запас пять лет работал на предприятии военно-промышленного комплекса, затем вернулся на свою малую родину. В 1996 году был избран главой города Ипатово, руководил его администрацией на протяжении срока полномочий, был помощником губернатора Ставрополья, занимался общественной работой. Что примечательно, по стопам Михаила Павловича пошли его младший брат, сыновья и племянник, ставшие офицерами военно-морского флота. Целая морская династия нашего степного края! Стихи он писал поначалу «в стол», затем начал издаваться, выпустил девять сборников.

Нынешний «Стихотворения разных лет», изданный недавно в Ставрополе - итоговый, самый объемный и разнообразный по тематике и охвату жизненных проблем. Глубоко прочувствованные, искренние строки в нем посвящены, в первую очередь, землякам - жителям Ипатовского района. По-иному, конечно, и быть не может, ибо: «Мне каждый встречный здесь в лицо знаком, Не то, что там, в столицах многолюдных, Здесь все мое - друзья, родные, дом И я им свой- и в праздники, и в будни.»

В большинстве это реальные, а не вымышленные люди, с конкретными именами, фамилиями. О них идет речь в стихотворениях «Слепой музыкант», «Анискин из Кубырлы», «Иван да Марья», «Дед Прохор», «Аня», «Галяфруз» и многих, многих других . Эти люди - соль земли и в их обрисовке стихотворец стремится быть предельно точным в отборе выразительных средств, избегая клишированных образов и фраз. Все во имя одной цели - закрепить непохожесть, неповторимость их линий жизни, черт характеров в читательском сознании. Интересное чтение в сборнике - лирические зарисовки родных мест. Там, где прошло трудное, но счастливое послевоенное детство, с его первыми уроками жизни, формирующими нравственный стержень. Там, где когда-то были исхожены все стежки-дорожки, где люб и дорог каждый встреченный дом с его обитателями - односельчанами. «И тот погост, где близкие мне люди/ Нашли покой от всех забот земных».

 Автору несколько обидно, что «…Салган, Бурсук, курган Оскомин, Гора Верблюдка, Кубырла Кому о них известно кроме Людей из нашего села? А для меня в скитаньях дальних Они мне были грусть и боль Для встреч с селянами случайных И позывные, и пароль.» Что ж, теперь и мы, войдя в мир стихов и поэм Попова, будем иметь более полное представление об этом уголке Ставрополья, о его прошлом и нынешнем дне.

 Не раз мне приходилось бывать в Ипатовском районе в журналистских командировках, особенно в ту пору, когда по всей нашей необъятной стране гремел ипатовский метод ударной жатвы хлебов. Но ни разу в тех поездках не довелось побывать ни в хуторе с необычным названием Вавилон, ни в хуторе Садовом, ни в аулах с восточным колоритом Малый Барханчак и Юсуп Кулак, ни в иных местах, описанных на страницах книги ярко и эмоционально.

Тем интереснее было узнать, как они появились на карте района, откуда произошли их названия, каков в них жизненный уклад. Все представлено нашему читательскому взору наглядно, с максимальным приближением: «Кулак» - у русских мироед А у туркмен - источник и родник, Не зря ведь у Юсупова колодца Аул туркменский некогда возник». Или: «Там, где в степи безлесной и полынной Равнину делит надвое овраг, Возник во времена Екатерины Аул с названьем Малый Барханчак».

 К этим «краеведческим» вещицам вплотную примыкает небольшая, с изрядной долей юмора и бурлеска поэтическая подборка «Житейские истории». Одна из них заставляет вспомнить полушутливое стихотворение Маяковского «Что ни страница, то слон, то львица», только в зоопарк на этот раз пошли не дети, а взрослые ипатовцы после проведенного партхозактива в краевом центре. Их там не похвалили и они, сняв в ресторане стресс, отправились в зверинец. Ох и переполошили они честной народ, когда парторг из Джалги, большой шутник, попросил смотрителя отпустить на волю льва, а остальные земляки ему подыграли! История называется «Выпустите льва!». Впору удивляться авторской памятливости, вобравшей в себя множество курьезных, а порой и несуразных житейских происшествий, случившихся в селах и хуторах района. Вот от увлекшегося спиртным жениха на второй день свадебных торжеств сбежала невеста («Свадьба»), а вот на полпути в военкомат родственники вспомнили, что забыли дома уснувшего новобранца («Провожали в армию Петра»). Стихотворец не ставит себя в позу строгого моралиста. Он лишь слегка подтрунивает над своими героями, исходя из того, что жизнь многогранна и удивительна и в ней все может случиться. Главное - чтобы люди оставались людьми.

Флотский цикл стихов Михаила Попова не менее основателен, чем сельский. И это естественно - более тридцати лет военной службы не могли не дать богатый материал для осмысления и раздумий. Бывший флотский офицер в звании капитана первого ранга делится своими наблюдениями: «Тут нервы, словно арматура, Запас здоровья на века, Характер, знания, культура, Их нет, так нет и моряка!».

Особенно, на мой взгляд, симпатичны его морские «рассказы в стихах», такие, как «Эксперимент», «Необыкновенный концерт», «Баллада о соленых огурцах», «Торпеда», «Марс», «Встреча через полвека». Они о боевом морском братстве и взаимовыручке, о дальних походах, о друзьях-товарищах по училищу, академии и по службе. Некоторые из них, окрашенные мягким юмором, напоминают морские истории, поведанные прославленными писателями-маринистами Станюковичем и Конецким. Автор находит, что: «Людская жизнь и тельник флотский Тем символически сходны, Что в них сменяются полоски, Но разных мер величины. Ведь в жизни, если разобраться, Бывают полосы у всех, Тут главное - не прописаться Навеки в черной полосе.»

Увы, бывали времена - всем приснопамятные девяностые, да и начало «нулевых», когда и флот, и моряки были «прописаны в черной полосе». Нам понятны боль и горечь, ностальгические нотки человека, всю жизнь отдавшему морскому делу, звучащие в стихотворении «Когда России были мы нужны» и многих других. К счастью, с тех пор немало сделано для укрепления обороноспособности нашей страны...

Нельзя обойти вниманием еще один цикл стихотворений Михаила Попова под названием «Горькая правда» и не отметить активную гражданскую позицию, заявленную в нем. Здесь своего рода стихотворная публицистика: «Размышления о купле-продаже земли», «Ярмарка тщеславия», «Бойтесь данайцев, дары приносящих», «Размышления у могилы Б. Ельцина» и другие произведения острого общественного звучания. Принципиальная авторская позиция осуждения все более углубляющегося социального неравенства, обнищания народа, всевластия чиновничества, девятого вала коррупции не может не вызывать симпатий. С автором сборника нельзя не согласиться - нужна корректировка правительственного курса с позиций социальной справедливости.

...Завершая свои, несколько беглые заметки о творчестве Михаила Попова, скажу, что получил от чтения его книги большое удовольствие. В числе несомненных авторских достоинств - свой, незаемный взгляд на все, что он берется описывать, стремление следовать лучшим классическим традициям. Как известно у некоторых наших литературных критиков не в чести сейчас такие критерии, как правдивость и народность. Пусть так. Мы же скажем, что творчество Михаила Павловича Попова ко всему еще и правдиво, и народно. Его стихи, будем надеяться, найдут своего читателя.

Василий КИЗИЛОВ.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
6 + 7 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.