Вы здесь
ЖИТЬ, А НЕ СУЩЕСТВОВАТЬ
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).МИНТРУД РАЗРАБОТАЛ ЗАКОНОПРОЕКТ, КОТОРЫЙ ЗАЩИЩАЕТ СТАРИКОВ И ИНВАЛИДОВ ОТ ХАМСТВА И РАВНОДУШИЯ
Всего в России проживает более 12 миллионов инвалидов и более 13 миллионов людей старше 70 лет. Итого 25 миллионов потенциальных изгоев. Ибо как иначе назвать человека, которого современное общество как бы не видит, как бы не слышит и совсем не готово считаться с его потребностями.
- Вы не подскажете, сколько эти конфеты стоят? - протягивает бабушка фасованный кулек продавцу, который выкладывает творожные сырки на холодильную полку. Сырков много. Девушка одна. А еще мимо пробегает коллега, который советует быть чуть расторопней с «молочкой», а то «там еще хлебобулочные не выложены». Поэтому и цедит сквозь зубы, дескать, вон там слева стоит сканер, поднесите кулек к экрану штрих-кодом вверх и узнаете стоимость покупки.
- Ой, деточка, а где этот ваш код искать. Очки забыла. Ничего не вижу. Может, сама посмотришь, - не отступает преклонного возраста покупательница.
Девушка, «потушив ярость во взгляде», с вежливой улыбкой цедит: «Конечно» и направляется к аппарату.
- Так, это у вас карамельки «Лимонные» - 60 рублей.
- Дюже дорого, - сокрушается бабушка. - Внучка, ты постой здесь немного. Я другие принесу.
- Простите, мне некогда. И «Лимонные», если не будете брать, отнесите на место, - отрезает девушка и возвращается к прерванному занятию.
Знакомая зарисовка из жизни, читатель? Или вам в большей степени припоминается другая? Когда, например, в поликлинике возле лифта собирается толпа народу, а вахтера нет. Проходит пять минут. Десять. Тишина. Посетители начинают недовольно роптать, поглядывая на часы. Ситуацию спасает охранник, после звонка которого и появляется «повелитель лифта». Появляется и начинает возмущенно отчитывать толпу:
- Граждане, товарищи, по какому поводу столпотворение? Лифт у нас для перевозки инвалидов и пожилых людей. Колясочников же среди вас не наблюдаю. А-а-а.. У вас ДЦП? Вообще-то на лице не написано. Да и для кого кнопку вызова сотрудника сделали? Неужели сложно нажать? Как не знали? А что, сложно догадаться?
Словом, вариации житейских ситуаций могут быть разными, а вот хамство и грубость - на редкость единодушными. Поэтому и вполне понятно весеннее поручение президента РФ создать концепцию защиты прав потребителей, установив дополнительные меры защиты для социально уязвимых россиян. Концепция была разработана Роспотребнадзором, а Минтруд внес свою лепту в виде дополнительных поправок в закон «О защите прав потребителей», в два раза увеличив штрафы для тех, кто не пустит инвалида в кафе, кинотеатр, не поможет ему или пожилому покупателю выбрать товар в магазине. Чем не устроил чиновников действующий закон, который распространяется одинаково на все категории граждан? Как раз этой своей общностью. Когда в огромном стоге позитивных примеров не видно той самой иголки безразличия к несколько другим людям. Сильно витиевато? Что ж, тогда скажу проще. Как показывает практика, закон «О защите прав потребителей» весьма успешен, эффективен, действенен, но... в отношении здоровых и трудоспособных людей. Стоит же россиянину в силу возрастных или иных обстоятельств поменять свой статус, и начинаются если не проблемы, то пробелы в законодательстве.
Банальный пример - группу подростков отказались обслуживать в кафе при кинотеатре и попросили покинуть помещение. Среди ребят был один мальчик на инвалидной коляске. Родители школьника полагают, что их сын не прошел фейс-контроль. А в июне охранники кафе «Сумах» в центре Мурманска не пустили в заведение трех мам с дочерьми в инвалидных колясках, планировавших отметить Международный день защиты детей. В 2016 году в Петербурге инвалид первой группы Роман Миронов пожаловался в прокуратуру на то, что его не пустили на хоккейный матч, потому что он «не так ходит». Или случай двумя годами ранее, когда владелец нижегородского кафе в грубой форме выгнал из заведения девочку-аутиста и ее няню, сославшись на то, что девушка якобы отпугивала посетителей.
Однако, позорные случаи для страны, у которой вся внешняя политика основана на постулатах о справедливости и равноправии народов. Как-то двуличненько получается, не правда ли? Собственно, данный казус и намереваются исправить чиновники.
Как отмечает заместитель министра труда и соцзащиты Алексей Черкасов, во-первых, будут усилены меры ответственности по уже предусмотренным законом правонарушениям для тех, кто нарушил права самых незащищенных потребителей. В частности, вводится новый состав административного правонарушения - это отказ или иное воспрепятствование потребителю в доступе к товарам, работам, услугам в связи с его состоянием здоровья, ограничением жизнедеятельности или возрастом. За такое правонарушение в законопроекте установлен штраф для должностных лиц - от 15 до 30 тысяч рублей, для юрлиц - от 50 до 100 тысяч рублей, говорят в Минтруде.
То есть в театр, кино, магазины, музеи, парикмахерские, автосалоны и т.д. двери должны быть открыты всем. Независимо от того, как ты ходишь, разговариваешь, выглядишь...
Но вместе с тем в ведомстве оговаривают, что исключением служат ситуации, когда отказ предоставить ту или иную услугу связан с обеспечением безопасности потребителя, сохранностью его имущества и другими установленными законом ограничениями. Право, мы же не позволяем двухлетнему ребенку засовывать пальцы в розетку только потому, что последнему любопытно посмотреть, что там внутри? Так и здесь, владелец бассейна имеет полное право не пустить человека с проблемами опорно-двигательного аппарата на самую высокую водяную горку с крутыми склонами и резкими спусками, дабы банально не навредить клиенту.
Но идем дальше. Также в разработанном законопроекте предусмотрено увеличение размера штрафа за введение покупателя в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товара. Ведь сейчас никто не отвечает за то, что тот же самый инвалид по зрению может прийти в магазин и купить сенсорный телефон для связи. Мол, а мы причем? Человек захотел - продали. Претензий к самому товару нет? Нет. А чисто по-человечески, чтобы деньги не оказались потрачены впустую, - пардон, это отдельная услуга, которая к тому же денег стоит и называется «вип-обслуживание».
Собственно, подобное «вип-обслуживание» и хотят законодатели для социально уязвимых россиян сделать вполне обыденным, внеся в законопроект пункт об обязанности продавца информировать пожилого человека или инвалида, о пригодности товара сугубо для него. В идеале это должно будет выглядеть следующим образом: приходит пожилой человек или человек с ослабленным зрением в магазин бытовой техники и выбирает стиральную машину. Продавец, узнав о его особенностях здоровья, должен будет рассказать, какая машина ему подходит в большей степени, скажем, потому что она оснащена громкими звуковыми сигналами, а какая в меньшей.
Хотя, что мы все о технике. Не с российскими пенсиями нашим бабушкам и дедушкам и людям с ограниченными возможностями прицениваться к навороченным гаджетам. А вот в продуктовых магазинах подобное вето на «отстаньте, мне не до вас» вполне может пригодиться. Ибо хамить или игнорировать стариков станет себе дороже. А чтобы понять, почему, вернемся для наглядности в тот же продуктовый магазин. Только теперь перед нами инвалид по зрению с диабетом, который желает приобрести йогурт без сахара. И та же чрезмерно занятая продавщица, которая, махнув на полку с йогуртами, пространно замечает: «Выбирайте любой». Покупатель выбирает и... уже дома оказывается, что выбор оказался неверным. Конечно, следуя многолетней привычке, наш покупатель может и промолчать, с досадой выбросив продукт в мусорное ведро. Но! Может и обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. А служба, в свою очередь, если законопроект одобрят в Думе, будет вправе оштрафовать физлицо на сумму от 5 до 10 тысяч рублей, юрлицо - от 150 до 600 тысяч рублей. Получается, капля вежливости может заменить кому-то литр валерианки?
С одной стороны, весьма отрадно, что одна часть российского общества снова невзначай вспомнила про тех, кто долгое время был не у дел, и пытается заставить другую часть общества принять их. Но не нравится как раз способ этого благого, в общем-то, начинания. Не нравится это самое «заставить». Когда человека в который раз не вдохновляют, не сподвигают, а приставляют нож к горлу - мол, вежливость или кошелек. Получится ли с такими исходными данными изменить ситуацию к лучшему, не знаю. Но как же хочется, чтобы нарочитая вежливость впоследствии переросла в непосредственную искренность. Несмотря ни на что.
Марина КАНДРАШКИНА.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru
Добавить комментарий