Вы здесь
ИЗ ТАЙНОГО В ЯВНОЕ
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).КАК СПРОСИТЬ С УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ ЗА ГОД РАБОТЕ?
«Ведомости» продолжают рубрику «Права собственников», в которой рассказывается об актуальных аспектах сферы ЖКХ. В этот раз наша задача - помочь читателям разобраться в вопросе, как, когда управляющая компания должна предоставить собственникам отчет о выполненных за год работах по содержанию общего имущества многоквартирного дома и какая информация в нем должна содержаться. За ответом на этот вопрос мы обратились к начальнику отдела по контролю и надзору за содержанием жилищного фонда управления по строительному и жилищному надзору Ставропольского края Валентине Благовой.
- Валентина Викторовна, как часто управляющая компания должна держать ответ перед собственниками?
- Согласно жилищному законодательству, организация, осуществляющая управление многоквартирным домом (УК, ТСЖ, ЖСК), раз в 12 месяцев должна отчитываться перед собственниками о проделанной работе. Что касается сроков предоставления отчета, то, как написано в Жилищном кодексе РФ, документ об исполнении договора управления за предыдущий год предоставляется в течение 1 квартала следующего года, если иное не установлено договором управления. А в нем, к примеру, может быть оговорено, что отчитаться она может и в другие сроки - во втором или третьем квартале.
Вообще, договор управления - это главный документ, скрепляющий отношения между собственниками и управляющей организацией. В нем закреплены права и обязанности обеих сторон. А потому ознакомиться с договором желательно каждому жильцу.
И, конечно же, в документе этом должны быть прописаны все моменты, касающиеся взаимоотношения управляющих компаний и собственников. А так как порядок предоставления отчета о выполнении договора и его форма не утверждены нормативными актами РФ, то мы рекомендуем четко прописать в договоре, где, когда, в каком виде должен быть предоставлен отчет, какие документы, подтверждающие выполнение работ, должны быть к нему приложены, можно утвердить примерную форму отчета. Внесение соответствующих изменений в договор управления может быть инициировано на общем собрании собственников МКД, и только на нем же должно быть принято решение.
Важный момент. Выйти с инициативой о проведении общего собрания по вопросу внесения изменений в договор управления собственники могут в любой момент. Главное условие, что нововведения должны соответствовать требованиям законодательства и не должны ухудшать положение жителей дома и управляющей компании. С последней их, естественно, нужно согласовать, так как документ, о котором идет речь, - гражданско-правовой.
- Где и когда можно ознакомиться с отчетом?
- Здесь тоже есть варианты. Часть управляющих компаний знакомят с ним жителей на общем собрании. В других случаях отчет предоставляется председателю совета дома, а он уже доводит информацию до остальных собственников. Но опять-таки этот момент также должен быть прописан в договоре управления.
Вместе с тем с этого года управляющие организации обязаны размещать отчеты о выполнении договоров управления в государственной информационной системе ЖКХ (ГИС ЖКХ). При этом за неразмещение информации в ГИС ЖКХ введена административная ответственность: на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей, на юридических - от 30 до 50 тысяч рублей.
Но раскрытие информации о своей деятельности и размещение ее на ГИС ЖКХ не освобождает компании от обязанности предоставлять собственникам отчет о выполнении договора управления МКД. А у граждан появляется возможность сверить полученный отчет с раскрытой информацией по дому.
- И все-таки какая информация должна быть доведена до граждан в отчете?
- Законодательством конкретно не утверждена форма отчета об исполнении договора управления. Есть только примерная форма, прописанная в приказе минстроя России. Так вот согласно ей отчет должен содержать информацию:
- о соответствии в течение отчетного периода перечня, объемов и качества работ и услуг по управлению, содержанию и ремонту общего имущества требованиям жилищного законодательства и техническим регламентам;
- о видах и характеристиках фактически выполненных работ и (или) оказанных услуг по договору управления с указанием даты выполнения таких работ и оказания услуг;
- о случаях нарушения условий договора управления в течение отчетного периода (число и даты таких фактов, количество связанных с нарушениями случаев снижения платы за содержание и ремонт жилого помещения;
- о видах коммунальных услуг, предоставляемых в течение года;
- о произведенных расчетах с организациями за ресурсы, поставляемые по заключенным договорам энергоснабжения, теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, поставки газа;
- о случаях нарушения периодичности и качества предоставления коммунальных услуг, в том числе по вине управляющей организации (число нарушений, даты нарушений, число связанных с нарушениями случаев снижения платы за содержание и ремонт жилого помещения);
- о рассмотрении поступивших от собственников помещений обращений (предложений, заявлений и жалоб) и принятых по ним мерах, а также данные о числе выявленных по результатам рассмотрения обращений собственников фактов причинения ущерба общему имуществу действиями или бездействием управляющей организации, сведения о возмещении такого ущерба или об устранении порчи общего имущества.
В идеале отчет должен содержать информацию о результатах деятельности по услугам относительного МКД, стоимости текущего ремонта, технического обслуживания по дому, о ценах по благоустройству придомовой территории, общественных помещений, оплате санитарного содержания дома, документы по доходам и расходам. А еще в рамках документа неплохо бы отразить долги не только в отношении жильцов по предоставленным коммунальным услугам, но и задолженность управляющей организации перед ресурсноснабжающими компаниями.
Не лишней будет и информация о тех работах и услугах, что были предусмотрены договором, но фактически не были выполнены.
Понятно, что отчет должен быть подкреплен документально. А это и ежемесячный план работ, связанных с обслуживанием дома и выполнением текущего ремонта, и акты очередных, специальных и сезонных технических осмотров, и договоры подряда на выполнение работ и предоставление услуг по содержанию и текущему ремонту многоквартирного дома, и дефектные ведомости на выполнение отдельных видов текущего ремонта, и сметы на частичный и текущий ремонты, и акты выполненных работ, и платежные поручения управляющей организации по перечислению средств подрядчикам.
Опять-таки собственники могут принять решение и утвердить любую форму отчета. Естественно, ее нужно согласовать с управляющей компанией. И если все эти условия в договоре будут прописаны, получить необходимую информацию, документально подтвержденную, собственникам будет легче. И во многих многоквартирных домах, где все эти моменты были прописаны в договоре и где председатели советов МКД активно работают и контролируют деятельность, которую осуществляет управляющая организация в их доме, сегодня дела обстоят очень неплохо.
А еще в доме решением общего собрания может быть создана своя ревизионная комиссия, которая будет заниматься контролем за расходованием денежных средств. Это будет еще один шаг к порядку в доме.
- А что делать собственникам, если отчет им не предоставили?
- К сожалению, на практике такое бывает нередко. В таком случае мы советуем гражданам начать с того, чтобы еще раз вчитаться в договор управления, где в какой форме должна быть предоставлена необходимая информация. Затем нужно обратиться к председателю совета дома, уточнить у него, может, он уже получил отчет. Если нет, нужно идти в управляющую компанию с обращением предоставить отчет.
Если все-таки она не исполнит своих обязательств, собственники вправе обратиться к нам в управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору с заявлением о проведении проверки в отношении компании. И мы будем разбираться в ситуации.
В случае установления факта нарушения требований законодательства нарушитель получит предписание устранить его. Ну а если и это не возымеет действия, то дело об административном правонарушении будет передано в суд. Согласно части 24 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях, невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания управления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 до 100 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет, а на юрлиц - от 200 до 300 тысяч рублей.
- А много к вам поступает таких жалоб?
- Немало. В прошлом году это была где-то десятая часть от всех поступивших в управление обращений. Были и такие случаи, когда в договоре было, что называется, от А до Я прописано, когда, в какие сроки и в каком виде должен быть предоставлен отчет. Но организацией это игнорировалось. И реагировали компании только тогда, когда вмешивались мы. При этом устраняли нарушения, не доводя дело до суда.
В этом году пока поступило одно такое обращение. Проводится проверка, выводы делать рано.
Да и первый квартал - время, когда большинство компаний должны отчитаться - еще не завершился. Если будут жалобы - будем реагировать. А с 1 апреля - и на то, что финансовая отчетность компаний не размещена на ГИС ЖКХ.
И все-таки - это крайние меры. Чтобы не допустить их, мы убеждаем управляющие компании все-таки работать по правилам, и в том числе предоставлять собственникам информацию о проделанной работе. И радует то, что многие сегодня стараются работать в правовом поле и ответственно подходить к исполнению своих обязанностей.
Ирина ПОСТОВАЯ.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru
Добавить комментарий