Вы здесь

ИЩУ ЗАРПЛАТУ, РАБОТУ НЕ ПРЕДЛАГАТЬ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В быстро меняющемся мире в условиях реформирования основных сфер деятельности не остался в стороне и Центр занятости населения. Система службы занятости сейчас переживает процесс преобразования, запущенный министерством труда РФ, ОНФ и министерством труда Ставропольского края. После выхода 204-го Указа Президента был принят федеральный проект «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда», в рамках которого выделены 16 пилотных центров занятости в 10 субъектах России. Это и ремонт, и приведение к единым требованиям помещений центров занятости, а также к оказанию услуг. Увы, доверие граждан и работодателей к центрам занятости постепенно утрачивается, к тому же в новом информационном мире центры занятости теряют свои лидирующие государственные позиции.

- Для решения этих вопросов и проводится модернизация, - говорит директор Ставропольского центра занятости населения Виктория Полюбина. - Она предполагает клиентоориентированность, про-активность - то есть мы не ждем, пока граждане сами к нам придут и работодатели подадут вакансии, а в их жизни принимаем активное участие, опираясь на бизнес-ситуации и жизненные обстоятельства, в результате которых человек длительное время не работал, или он инвалид, или из другой категории граждан, которым сложно трудоустроиться. Хочу отметить, что самое тяжелое трудоустройство именно с женщинами - у нас сегодня 68 процентов из состоящих на учете именно они. Потому что чаще всего у них есть дети, а значит, неизбежны больничные, есть особые требования к режиму и условиям труда. Отдаленность от рабочего места для женщин тоже имеет значение. Исходя из таких жизненных ситуаций мы и работаем с гражданами.

Изменился и сам принцип работы центров занятости. Если раньше желающие трудоустроиться приходили и по электронной очереди попадали к различным специалистам, то теперь они попадают к своему профессиональному консультанту по развитию карьеры, который с первого же дня взаимодействует с соискателем и выстраивает его карьерную траекторию - подбирает для него работодателей, созванивается насчет собеседований и прочее. Однако все это при условии, что человек заинтересован в работе.

- Мы все чаще сталкиваемся с тем, что граждане приходят к нам за пособием, - отмечает Виктория Полюбина. - Либо они имеют неофициальное трудоустройство, либо приходят, чтобы получить справку, что они являются безработными, которая дает им определенные льготы. Вот мы и стараемся уходить от этих моделей. В первую очередь изменения коснулись смены имиджа - мы уже не центр занятости, мы - Кадровый центр. Люди должны понимать, что они идут к нам за работой, и мы прилагаем все усилия, чтобы эту работу им найти. То же самое и с работодателями. При подаче работодателем вакансии мы сразу назначаем персонального консультанта, который прилагает максимальные усилия для подбора на нее работника. Это осуществляется с использованием в том числе и электронных сервисов - это портал «Работа в России» и наш портал stavzan.ru, куда граждане могут направлять свои резюме. В дальнейшем предполагается полностью дистанционное взаимодействие центра занятости с использованием интернет-портала. К 2024 году это будет единый портал «Работа в России», что приведет к системе бережливого производства - чтобы меньше времени занимали процедуры взаимодействия работодателей и консультантов, чтобы меньше бумаг приходилось заполнять. Кстати, одно из таких новшеств уже внедрено - работодатели Ставрополя могут подавать нам свои вакансии дистанционно, через личный кабинет на нашем сайте, подтвердив свои личные данные, которые мы проверяем через портал налоговой службы.

Однако количество работодателей, которые подают вакансии в центр занятости, ничтожно мало, признает директор кадрового центра. При том что в банке 6,5 тысячи вакансий, это заявки всего 600 работодателей из 30 тысяч возможных в Ставрополе. Вот на это и будет в первую очередь нацелена про-активность - максимально привлечь работодателей к работе с центром за счет увеличения количества услуг. Это проведение предварительных собеседований, оценка персонала для работодателей под соответствующую вакансию или проведение видеособеседований. Все это поможет значительно сократить время по подбору персонала.

Хочешь работать - иди учиться

На сегодня в Кадровом центре города Ставрополя состоят на учете 1300 безработных граждан, которым сотрудники службы занятости предлагают программы обучения и профразвития и помогают с трудоустройством. В течение года в центр обратились 5000 человек с целью поиска работы. И если человек долгое время не работал и утратил квалификацию, подключается отдел обучения, который предлагает программы для нескольких категорий граждан. Это те, кто в установленном порядке признан безработным, это женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, и незанятые граждане, получающие пенсию по старости. С этого года в центре начали работать программы по обучению предпенсионеров.

Формирование списка профессий и специальностей производится на основании опроса ищущих работу. В течение года среди них проводится анкетирование, затем анализируются результаты и составляется список профессий и специальностей, по которым в дальнейшем проводится обучение. В этом году было решено добавить несколько профессий, которых раньше не было. Это государственное и муниципальное управление, специалист в сфере закупок, логопед, специалист по охране труда, флорист, ландшафтный дизайнер. Очень востребованным оказалось и обучение программе AutoCAD.

Как правило, обучение проводится в образовательных организациях города Ставрополя и срок его - не более шести месяцев с минимальным количеством часов 62. Программы для предпенсионеров - не более трех месяцев. Как отмечают сотрудники Центра занятости, их подопечные с удовольствием обучаются логопедии и ландшафтному дизайну. А самой востребованной специальностью для женщин является бухучет и отчетность. Также пользуются спросом программы обучения на повара-кондитера и специалиста по управлению персоналом.

Программы обучения помогают сделать процесс поиска работы более эффективным. В этом году из безработных граждан, состоящих на учете в центре занятости и прошедших обучение, 28 устроились на работу. В прошлом году таких было 18. Часто в таких программах заинтересованы женщины, находящиеся в декретном отпуске и планирующие вернуться на свои основные рабочие места. Такие программы помогают им восстановить потерянные навыки, да и получение новых знаний никогда не бывает лишним.

С большими сложностями при трудоустройстве сталкиваются предпенсионеры. Во-первых, людям этого возраста крайне непросто в принципе найти работу. Во-вторых, обучение новым профессиям по разным причинам тоже не всегда эффективно - здесь может сказаться и здоровье, и нехватка времени, да и просто банальная усталость. Но сотрудники Центра предлагают программы обучения и для них.

- Из категории предпенсионеров в этом году обучались в основном те, кто работает в бюджетной сфере, - отмечает Виктория Полюбина. - Здесь имеет значение еще и то, что после того как они прошли повышение квалификации или переобучение той или иной специальности, в течение года работодатель не имеет права их уволить. Гораздо более эффективно это для бизнеса - ведь все предприятия хотят развиваться, а без развития кадрового потенциала это невозможно. К нам на переобучение приходят сотрудники ведущих предприятий города. И вот это самая эффективная работа - когда работодатель сам заявляет о потребности в обучении той или иной специальности, когда он заинтересован в развитии своего персонала.

В последние годы в России принимаются профстандарты, то есть требования к специалисту, который работает на определенном месте (в некоторых сферах они уже приняты и действуют, например в образовании). И особенно это будет касаться тех, кого вновь принимают на работу. И вот как раз для граждан предпенсионного возраста Центр занятости и предлагает хорошую возможность получить дополнительную квалификацию. Причем рассматриваются разные подходы - обучение может быть и без отрыва от производства, что важно для работодателя: дистанционно, в вечернее время, в выходные дни. То есть центрами занятости предлагаются разные условия для развития кадрового потенциала.

Не все радужно

Пока же служба занятости населения фактически выполняет роль конторы по выдаче пособий по безработице, так как чаще всего туда идут люди вовсе не за работой. И эту ситуацию хотелось бы изменить, признается В. Полюбина.

В качестве примера интересна ситуация с трудоустройством людей, имеющих инвалидность - в современном обществе это острейшая проблема. В то время как инвалиды заявляют о том, что невозможно найти работу (и это на самом деле так), статистика Центра занятости рисует свою картину. Из обратившихся в службу занятости в этом году 163 человек с инвалидностью трудоустроены 49. В основном в государственные бюджетные учреждения на квотные места. У работодателей есть прописанная законом обязанность создавать рабочие места для инвалидов, соблюдение этого контролируется определенными органами. Но закон обязывает работодателя не просто создать это место, но еще и организовать условия для того, чтобы инвалид мог на нем работать. В большинстве случаев такие условия не соблюдаются, поэтому на деле человек с проблемами здоровья работать полноценно там не сможет. А инвалиды уже находятся на гособеспечении, получают свое пособие и в работе как таковой не заинтересованы. Если посмотреть динамику постановки на учет граждан с инвалидностью, то в 2016 году их было 300 человек, в 2017-м - 250. Но в 2012 году была принята ратификация о правах инвалидов, соответственно, работа по трудоустройству таких граждан получила особое значение. Был произведен обзвон людей с инвалидностью с предложением о работе, из 2500 только 100 изъявили желание работать, а пришли в центр занятости 10! За каждым из соискателей закреплен свой консультант, который подыскивает различные варианты - устраивает собеседования, стажировки, предлагает временную работу. В результате на учете осталось 45 человек из 250. То есть люди просто снимаются с учета.

К тому же никаких преференций предприятия, предоставляющие работу инвалидам, не получают, поэтому заинтересованности и с их стороны тоже нет.

Многодетные матери - еще одна категория соискателей, испытывающая сложности с трудоустройством. Из 35 обратившихся женщин, имеющих детей, трудоустроены 13. Понятно, что за время длительного декретного отпуска квалификация чаще всего утеряна, поэтому программы переобучения ими очень востребованы. Однако даже при подтвержденной квалификации крайне сложно найти работу, потому что наличие детей предполагает частое отсутствие такого сотрудника на рабочем месте. Коммерческие организации не очень-то приветствуют таких работников. Поэтому чаще всего мамам предлагают вакансии госучреждений, где более лояльный график - можно работать на полставки, но зарплаты, увы, оставляют желать лучшего.

Помимо сложностей с соискателями, службе занятости приходится конкурировать с информационными ресурсами по подбору персонала. Вообще, конечно, у работодателя есть обязанность подавать вакансии в первую очередь в службу занятости, по факту же чаще всего такого не происходит. Почему нет заинтересованности в сотрудничестве? Вот здесь и получается замкнутый круг, потому что обращающиеся в службу занятости соискатели, как правило, мало мотивированы к поиску работы, а просто пришли за пособием по безработице.

Вот эта коллизия и привела к необходимости реформирования работы центров занятости, говорит директор ставропольской службы занятости Виктория Полюбина. Поэтому приходится искать более гибкие методы реализации закона о занятости.

Марина АПЛЕМАХ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 голос)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
17 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.