Вы здесь

КНИЖНЫЕ КАНИКУЛЫ, ИЛИ ПОВТОРЕНИЕ - МАТЬ УЧЕНИЯ?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Помните, родители, с каким нетерпением наши дети-школьники ждали окончания учебного года? Впереди лето - три месяца беззаботных игр, солнца, отдыха. И как мы легко и согласно покивали головами, когда получили от учителя листочки со списком литературы. И вот они, долгожданные каникулы, распечатки с летними заданиями задвинуты вместе со стопкой тетрадей и старым дневником подальше в ящик - потом, все потом, а сейчас отдыхать.

И когда в первых числах июня в чате класса одна из мамочек спросила, начал ли кто выполнять летние задания, и хотела уточнить некоторые подробности, я подумала: это они маньяки, что посадили детей за занятия прямо с самого начала лета, или я такая необязательная мама, которая даже пока не распечатала эти задания?

Однозначного ответа на вопрос, нужны ли летние задания школьникам, нет. В Конвенции о правах ребенка говорится, что все дети имеют право на отдых. Значит, можно сделать вывод, что каникулы - это время отдыха, а не учебы. В российских нормативных документах на этот счет ничего нет - ни прямого запрета давать задания на лето, ни обязательности этого. Мнения родителей же по этому поводу разделяются. Некоторые считают, что лето - для полноценного отдыха, пусть ребенок проводит время на природе, общается с друзьями, гоняет мяч, гостит у бабушки в деревне и просто отсыпается. Другие придерживаются мнения, что три месяца полного ничегонеделанья не принесут пользы и знания, полученные за учебный год, просто выветрятся из головы, что может отразиться на успеваемости в следующем году. А еще говорят, есть дети, которые начинают сами скучать по учебе, и поэтому без всяких напоминаний занимаются летом. Правда, лично я таких детей не видела, но раз говорят, что они есть, то поверим и просто по-хорошему позавидуем их родителям.

Итак, на исходе второй месяц каникул, пора бы уже достать список литературы для чтения летом. Похоже, про него вспомнила не только я. Вот недавно прочитала в известном федеральном издании, как родитель тоже вспомнил про летние задания ребенка только в середине июля и возмутился тем, что в списке книг для начальной школы присутствует «Илиада» Гомера. Согласна, чтобы прочитать второкласснику «Илиаду», никакого лета не хватит. А там, между прочим, еще и Вергилий со своей «Энеидой», и «Дон Кихот» Сервантеса!

Правда, эксперты тут же заверили, что список, включающий эти произведения древнегреческой и средневековой литературы, именно рекомендованный, а не обязательный, к тому же рассчитан на всю начальную школу, да и вообще составители, видимо, руководствовались принципом «дай ребенку максимум - и уж минимум он точно возьмет». В этом же списке Осеева, Носов, Пушкин - то есть классика детской литературы, и школьники обычно читают этих авторов с удовольствием.

Надо сказать, что в современной школе нет единых программ и, соответственно, нет единых рекомендаций на лето. Списки литературы тоже отличаются в зависимости от программ. Мы взяли несколько и сравнили. Практически все они включают произведения Пушкина, Маршака, Чуковского, Бианки, Пришвина, Осеевой, а также былины и русские и зарубежные сказки. Зарубежная детская литература для школьников начальных классов - это известные произведения Линдгрен, Киплинга, Милна, Янссон, Родари, тоже классика. Так отчего же возмутилось родительское сообщество?

«В начальной школе запрещено задавать детям на каникулы любые задания, кроме чтения. Так же как и домашнее задание должно быть не более 20 процентов от того, что обычно дети делают в классе. Это прописано в санитарных нормах и прочих нормативных документах, регламентирующих учебный процесс. Никакими заданиями, кроме чтения, грузить детей не имеют права. Да и то всего лишь рекомендовано. На то и каникулы», - на такой возмущенный комментарий натыкаюсь в Интернете.

«Это уже не каникулы получаются, а самостоятельная работа на все лето для детей и их родителей. На то и лето, чтобы отдыхать. А как же лагерь, море, бабушкина дача? И туда с тетрадками?» - задается вопросом ставропольчанка Светлана.

«Кому как. Кто на тройки учится, есть время подтянуться. А у кого и так пятерки, то зачем? - считает Елена, мама четвероклассника. - Со старшим сыном делали летние задания, потому что учительница строго подходила к этому. А со вторым читаем только на ночь, и то не по программе».

Учителя же с опытом говорят, что дают детям одни и те же тесты в конце учебного года и в начале следующего. И всегда результаты осенних срезов знаний заметно ниже. Поэтому большинство учителей и дают задания на лето. Немецкий психолог Г. Эббингауз еще в 19-м веке доказал, что уже через час из головы улетучивается примерно половина выученного материала, через 10 часов - 65 процентов, а через месяц вообще остается всего 20 процентов информации. Но если многократно повторять материал, то он лучше усваивается и дольше сохраняется в памяти, поэтому повторение ранее выученного - самый оптимальный способ лучше запомнить. О том же говорит и известная пословица «повторение - мать учения», основанная на народной мудрости.

Интересен комментарий Натальи, которая на эту ситуацию смотрит и как мама, и как учитель литературы - предмета, вызывающего наибольшее количество споров:

«Я считаю и как родитель, и как учитель, что задания нужны. Но они должны быть в пределах разумного. Есть такие учителя, которые дают очень большое количество заданий на лето, и ребенок, получается, не отдыхает, а выполняет их. Например, моя племянница - отличница, старается все выполнять. Им на лето задают много и математики, и русского языка. Когда она приезжала на каникулы, привозила тонны распечаток - тестов, заданий и прочего. Поэтому если и давать задания на лето, то не так, чтобы ребенок был перегружен, а только самые необходимые темы. Я сама не даю заданий по русскому языку, только по литературе. Еще же здесь многое зависит от класса. Если это 5-6 классы, там должен родитель контролировать и ребенок должен читать. А уже старшеклассники, по идее, должны выполнять задания самостоятельно. Но хочу сказать, что самостоятельности в наших детях абсолютно нет, по крайней мере у большинства. А вообще, если ребенок занимался в течение лета, то в сентябре ему легче включиться в полноценную учебу. Мы в конце года на собраниях рекомендуем родителям, на что обратить внимание летом, но не обращают, как правило. А ведь многое зависит от отношения к этому родителей».

Школьная учительница моей дочери дала и список литературы на лето, и письменные задания по русскому языку и математике, однако при этом рекомендовала, чтобы дети первую половину лета отдыхали от учебы, только читали, а вот с июля можно уже приступать и к письменным заданиям.

А вообще многие педагоги считают, что летом надо побольше читать. Причем не обязательно книги из рекомендованного списка. Главное, чтобы ребенку было интересно. Недавно мы  зашли в детскую библиотеку, где дочка сама выбрала книги и тем же вечером уже их читала - для нее важно, что это ее выбор, поэтому не нужно было заставлять ее читать. Я же сделала вывод, что для детей начального школьного возраста нужно брать книги тонкого формата - так ребенок быстрее видит результат. Когда же перед ним книга, включающая несколько произведений, это вызывает какой-то ужас - огоооо, какая большая, да я такую буду долго читать. И не решается за нее браться.

А вот рекомендации с сайта профессионального сообщества учителей и преподавателей к вопросу о том, как заинтересовать ребенка чтением, причем не только летом. Книгу для ребенка, купленную в магазине или взятую в библиотеке, лучше прочитать и родителям, эффект удесятеряется, когда прочитанную книгу обсуждают всей семьей. Семейному чтению посвящайте хотя бы один раз в неделю. Важно выбрать интересную и занимательную книгу. Читайте вслух по очереди: сегодня читает папа, завтра - сын. Читайте с выражением, «на голоса», чтобы это напоминало игру. Продолжительность домашнего чтения должна составлять не больше 15-20 минут, чтобы оно не утомляло детей, не притупляло интереса к чтению.

Кстати, в летние задания могут входить и сборы гербария, и наблюдение за природными явлениями, повадками животных. И это прекрасное время для общения и донесения до ребенка нужных знаний, когда приятное совмещается с полезным. И еще это прекрасная возможность познавать мир вместе с детьми.

Итак, раз в вопросе необходимости летних заданий большинство и экспертов, и родителей склоняются к тому, что они нужны, тут же возникает другой - как мотивировать детей заниматься летом? И здесь важно понимать родителям самим и донести до ребенка, что выученная летом таблица умножения сократит время приготовления уроков во время учебного года. А уж про тома Льва Толстого или Достоевского в старших классах во время учебного года и говорить не стоит. «Не успеваю!» - самый частый ответ ученика на вопрос учителя, почему не готов к уроку.

Так как в современном мире дети живут в окружении гаджетов, то наша задача как родителей научиться самим и научить детей использовать их на благо ребенка. Найти развивающие и обучающие ресурсы и предложить ребенку попробовать там позаниматься. Да даже просто попробовать что-то новое, например японский язык. Понятно, что практической пользы с точки зрения школьной программы это не дает, но зато развивает мозг и вообще кругозор.

Еще один метод мотивации - включите уроки в повседневную жизнь. Очень легко тренировать в обычной жизни математику. Например, сидя в пиццерии, можно предложить ребенку посчитать стоимость заказа, все время варьируя его. Или устроить квест (любимое слово современных школьников), кто больше вспомнит стихов наизусть. Заодно и свою память потренируете, к тому же продемонстрируете ребенку хороший пример. Кстати, пример прекрасного математического квеста: прячем какой-нибудь небольшой сюрприз, и чтобы к нему добраться, ребенок должен выполнить разные математические действия. Решил пример - получи подсказку.

Можно придумать с ребенком игру по уже известному сценарию. Например, мы идем в парк. Давай как будто я забыла дорогу? На чем мы поедем? Сколько денег нам понадобится на аттракционы? А если мы зайдем перекусить, сколько еще? А что это за растения - я ничего про них не знаю, давай ты будешь учителем биологии и проведешь для меня урок? Ты тоже не знаешь? Тогда посмотри в энциклопедиях и научи меня. Почувствовать свою значимость очень важно для ребенка, к тому же в таких играх нет школьной скуки.

Мотивировать детей постарше уже сложнее. Часто родители ставят простые, как дважды два, условия: не выполнил необходимый объем заданий - не получишь чего-то сильно желаемого. Например, не прочитал книгу - не поедешь на море. Этот метод опасен тем, что таким образом можно вызвать вообще отвращение даже к отдыху. Если ради моря надо читать ненавистные книжки, то может ну его, это море?

Важно увлечь школьника каким-то делом, которое выделило бы его из всех. Например, летом можно углубленно позаниматься иностранным языком и сходу выиграть в октябре олимпиаду по нему. Это даст ребенку прекрасный стимул и дальше развиваться в этом направлении. Идей, как видим, может быть масса, главное - найти то, что будет интересно ребенку.

«В вопросах мотивации очень много и учителя, и родители допускают ошибок, - считает Наталья. - Кто как мотивирует. Некоторые материально. Я как учитель считаю, что нужно детей заинтересовать своим предметом. Даже троечнику можно поставить пятерку, если он в чем-то отличился. Дать ему ответственное задание и сказать, что я на него полагаюсь, он не должен меня подвести, а потом похвалить его, поощрить. Это даст ему стимул стараться учиться лучше. А вот родителям лучше мотивировать личным примером. От них вообще многое зависит. Если мама заинтересована в развитии ребенка, то она с самых ранних лет найдет тысячу способов для этого. А мотивировать в девятом классе, считаю, уже поздно, с детства нужно все делать».

Но и родители, и учителя, уверены в том, что самое главное - постараться взять от лета все, что оно дает - общение, дружбу, яркие впечатления, интересные поездки и много сил на следующий учебный год.

Марина Аплемах.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
5 + 15 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.