Вы здесь
КОРОЛЕВСТВО КУКОЛ
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).В Ставрополе в августе открылись сразу две выставки, где главными действующими лицами являются куклы. Художественная галерея академика РАХ Сергея Паршина познакомила жителей и гостей краевого центра с самобытным творчеством двух местных художниц - Ольги Черничкиной и Евгении Васильевой. В экспозиции «СО-ЦВЕТ-ИЕ» представлено их лоскутное шитье, а также авторская и этническая кукла. А в Ставропольский государственный музей-заповедник имени Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве приехала коллекция Марины Беляковой (Санкт-Петербург) «Игрушки моего детства».
«СО - ЦВЕТ - ИЕ»
Открывая новую выставку, академик, действительный член Российской Академии художеств, председатель правления Ставропольского краевого отделения Союза художников России Сергей Паршин отметил, что в краевом центре состоялось радостное событие, «ведь ходишь, смотришь на теплые, добрые, красочные экспонаты и улыбаешься. И все потому, что техника лоскутного шитья заложена в нас генетически, это высокое искусство, наполненное любовью». А директор Ставропольского краевого художественного училища Алла Чемсо рассказала о творческом пути Евгении Васильевой, которая, окончив училище, а затем факультет дизайна пединститута, уже 11 лет преподает в своей альма матер. «Мода приходит и уходит, - сказала Алла Викторовна, - а традиция всегда остается, хотя она нередко и складывалась у наших предков не от хорошей жизни. И это не американский пэчворк, это именно русское лоскутное шитье». А потом поздравила маму Евгении Васильевой Ольгу Васильевну Черничкину с такой дочерью, у которой есть вкус, стиль, трудолюбие и золотые руки.
Немало добрых слов услышали авторы выставки и от коллег - художников и дизайнеров: Владимира Грибачева, Петра Охрименко, председателя Ставропольского регионального Союза дизайнеров Юрия Бударина и других. И, конечно, вполне заслуженно. Достаточно увидеть представленные в залах галереи декоративные панно, дорожки, обрядовые и бытовые предметы, выполненные в технике лоскутного шитья. Все это обретает в последнее время особую популярность в народе. Не случайно же именно лоскутное одеяло стало основой для декоративного стиля оформления Олимпийских игр 2014 года в Сочи. Это символ огромных просторов нашей страны и ее многонационального единства. На выставке есть совместные, яркие, бросающиеся в глаза работы лауреатов всероссийских и международных конкурсов и фестивалей Ольги Черничкиной и Евгении Васильевой - «Салют», «Ритм и блюз», «Город Креста», «Утко-Конь», «Каир», «Ставрополь. Июль». Есть панно, присущие по стилю только члену Союза дизайнеров России Ольге Васильевне Черничкиной, которая недавно стала обладателем высшей награды Союза - медали «Леонардо». От ее «Лестницы в небо», серии «Эх-ма, лето да зима», диптиха «Донская станица» и «Архангельская слобода», «Уральских самоцветов», больших рыб и морских звезд на фоне панно «Океан» поднимается настроение, хочется и самому сотворить что-то необычное и романтичное. А творчеству члена Союза художников России Евгении Васильевой больше свойственны русские народные мотивы, в частности, древнеславянская культура и солярные (солнечные) знаки: «Русальная неделя», «Колядки», «Оберег», и в то же время юмористические сюжеты типа «Шкура неубитого медведя», или «Котейки».
Особая страница в творческой ипостаси Ольги Черничкиной - авторская, этническая, обереговая кукла. Если лоскутным шитьем мастерица - инженер по профессии - увлеклась четверть века назад, то этнические куклы-обереги появились в ее арсенале лет пять назад. «На фольклорных фестивалях, - рассказывает Ольга Васильевна, - всегда были и есть мастер-классы по русским обереговым куклам. Но я очень осторожно раньше относилась к этому виду текстильного творчества. Видимо, чтобы их создавать и верить в их силу, нужно определенным образом «созреть». А вот теперь постоянно с ними работаю и, как говорится, не могу остановиться. И уверена, что куклы продлевают мне жизнь. С ними вообще происходит много чудес. И это связано, скорее всего, с определенным их созданием. Фигурка (18-20 см) скручивается из текстиля без применения иглы. А так как туловище куклы «не знало боли», - она изначально добрая. Кукла безлика, так как наши предки считали, что в куклу с лицом может вселиться нечистая сила. Кроме того, у куклы есть грудь - символ покровительства и защиты Матери Земли».
Первое время, когда Ольга Черничкина стала выставлять своих этнических кукол на различных декоративно-прикладных выставках, в том числе и в парке Победы, то подходившие люди нередко называли их «вуду» (представитель черной магии). Ольга Васильевна сначала обижалась, а потом стала отвечать: «Не показывайте свое невежество». Интересно и то, что не сам человек выбирает себе куклу, а кукла его выбирает. Причем всего существует 21 вид славянских обереговых кукол, и самые популярные из них - кукла на беременность, кукла на замужество и «Желаньице». «Сколько уже исполнялось желаний благодаря моим куклам. Хотите - верьте, хотите - нет, но у одной из знакомых ребенок родился после 20 лет бесплодных попыток и лечения». Можно увидеть обереговых кукол Черничкиной и на нынешней выставке в галерее Сергея Паршина.
«Игрушки моего детства»
Так назвала свою кукольную выставку коллекционер из Санкт-Петербурга Марина Белякова. Всего в экспозиции в Ставропольском государственном историко-культурном и природно-ландшафтном музее-заповеднике имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве представлено почти 400 предметов, которые не только трогательно напоминают нам о прекрасной поре детства, но и рассказывают об истории производства игрушек в Европе, СССР и России. Впервые в Ставрополе можно увидеть не только самых разнообразных кукол, но и кукольные домики, мебель, посуду, игрушечные машины, даже пионерский горн и барабан. Из музейных витрин смотрят на посетителей выразительные глаза кукольных красавиц и театральных марионеток. Помните песню: «По ниточке, по ниточке ходить я не желаю...»? Это вот о них, о наших маленьких друзьях.
Известно, что куклы, которых люди и обожествляли, и очеловечивали, и придумывали о них множество сказок (вспомним хотя бы «Щелкунчика» Гофмана и балет Чайковского), появились несколько тысячелетий назад. В стародавние времена они представляли собой тканевые фигурки, перетянутые веревками в нескольких местах. С освоением человечеством новых материалов появились фарфоровые и пластмассовые куклы. В нашей стране в XVIII-XIX веках наибольшей известностью и популярностью пользовались куклы фабрик Журавлева и Кошечкова (кукольный Императорский завод, Москва), Шраева и Фингегута (Польша, Калиш), Гудкова и Федосеева (Москва) и других.
Марина Белякова раньше занималась программированием, экономикой, продавала картины в собственном художественном салоне, пока не встретилась с куклами. 12 лет назад она выкупила коллекцию из 500 игрушек и уже удвоила ее. Обитатели коллекции Беляковой приехали в Россию из многих европейских стран - Италии, Испании, Германии, Франции, Англии, Португалии, Греции, Швеции. Очень важно и то, что кукольная одежда и даже их лица отражают эпоху, в которую они создавались. Коллекция началась с куклы Галки, сидящей в кресле-качалке. Ей уже 120 лет. Самые же популярные имена у кукол - Соня, Люся и Маруся. Наиболее интересны игрушки «с биографией». Так, кукла Лиза в цветастом платье раньше жила в семье знаменитого режиссера Немировича-Данченко и «видела» становление МХАТа. «Девочка в красном» немецкой фабрики «Арман Марсель» спасла своих маленьких хозяев от голода в Гражданскую войну. Тогда эту куклу удалось продать и на эти деньги купить хлеба. Кукла-негритенок была найдена советским солдатом на развалинах Берлина в 1945 году. Он подобрал ее и привез в подарок своему ребенку. Целлулоидная кукла в полосатом платьице пряталась вместе с польской девочкой в полях во время фашистской оккупации.
Таких неповторимых историй в коллекции достаточно много. И тем интереснее, что вместе со своей владелицей куклы путешествуют и по нашей стране, и за рубежом. За эти годы выставка «Игрушки моего детства» побывала в Ярославле, Владимире, Омске, Калининграде, Новгороде, Екатеринбурге, Минске, Бресте и вот теперь приехала в Ставрополь.
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru
Добавить комментарий