Вы здесь

КТО НЕ СПРЯТАЛСЯ, ОН НЕ ВИНОВАТ?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В Буденновском городском округе Следкомом СК завершено расследование уголовного дела, возбужденного по статьям «хулиганство» и «умышленное причинение легкого, среднего и тяжкого вреда здоровью». Сейчас идут судебные слушания. В принципе, привычный для правосудия рабочий процесс. Однако в этот раз дело получило широкий резонанс, поскольку на скамье подсудимых оказался юноша, три года назад державший в страхе весь город.

В июне 2017 года тихая и размеренная жизнь провинциального городка была нарушена серией нападений на молоденьких девчонок, когда некто неизвестный в зеленой маске обливал своих жертв серной кислотой. Более года следователи искали хулигана, когда в рамках розыскных мероприятий были проверены на причастность к преступлению около 2500 мужчин. Найдя же - ахнули. Никто не ожидал, что «кислотным маньяком», как дружно окрестили его горожане, окажется подающий надежды на врачебном поприще третьекурсник местного медицинского колледжа. Тихий, внимательный, вежливый, серьезно относящийся к учебе парень. Тот самый случай, когда ему бы лечить, однако что-то пошло не так. Что?

Вместе со старшим следователем Буденновского межрайонного следственного отдела СУ СКР РФ по СК Тимуром Аджениязовым корреспондент «Ставропольских ведомостей» пыталась разобраться в феномене «буденновского химика». Кто он: маньяк, отвергнутый возлюбленной, безвинно оговоренная жертва следствия или избалованное дитя, пошедшее на поводу эмоций вместо разума?

Ой, мама, ой...

Впервые Аня, Даша и Юля встретились в Буденновской городской больнице. Высокие и стройные девчонки 15-16 лет, проживающие в разных концах города... Одна увлекается спортом. Другая обожает иностранные языки и литературу. У третьей вся жизнь в телефоне... Казалось бы, они совсем из разных миров, из разных семей и школ, но вот по ночам девчонок мучили одинаковые кошмары и не давали уснуть ноющие ожоги - еще одна общая «метка» на память от странного парня, с которым им не повезло встретиться на тихих улочках города.

Вообще-то в переводе с арабского имя Шамиль трактуется как «вобравший в себя все положительные качества». И тогда спрашивается, если даже звезды благоволят, почему так не фартит? В учебе напряги, в личной жизни тоже все вяло, предки... ну, предки. В общем, «безнадега точка ру», размышлял он в гараже старшего брата, где часто помогал тому с обслуживанием машин. Этот день тоже ничем не отличался от таких же в череде однообразных серых будней, пока парень взглядом не наткнулся на 10-литровую бадью с жидкостью. Спросил у брата, что это, тот по ушам чуть не настучал, мол, осторожно: кислота для заправки аккумуляторов. Ну, кислота и кислота. Эка невидаль. Но когда брат через несколько дней уехал по своим делам, все же не удержался и отлил чуток в валявшуюся рядом пол-литровую банку. Домой решил не нести. Спрятал в траве под деревом, недалеко от магазина. А почему бы и нет? Говорят же, что если хочешь надежно спрятать предмет, клади его на самое видное место. И вот постулат работает. Да и он, когда выбирал место для тайника, уже наперед знал, что пролежит там его банка недолго. План, как использовать ее ядовитое содержимое, родился сам собой.

Хотя почему сам? Это общество виновато. Вот эта бездушная толпа людей, в которой каждый сам по себе: кто в телефоне, кто просто улыбается, кто спешит по делам или разговаривает с соседом, но все как один не обращают на него, на Шамиля, внимания, не спросят, как дела, не улыбнутся... Вот и надо привести их в чувство, облив кислотой, чтобы не одному ему было так хреново по этой жизни. Даже психологи говорят, что стресс нужно выплескивать наружу, чтобы он не копился и не разрушал тебя изнутри. Вот он и выплеснет. Скоро... Через неделю...

20 июня. На часах было чуть больше 18:00, когда 15-летние Аня и Света после прогулки с подружками засобирались домой. Купили по пути шоколадку и решили съесть ее на лавочке в парке. Там же обратили внимание на странного молодого человека, прогуливавшегося невдалеке. Странного, потому что на улице жара, они вон с распущенными волосами, в топиках и шортах, а тот же - в серых спортивках, кофте с капюшоном, еще медицинскую маску зеленого цвета нацепил и стеклянную банку в руках держит. Одним словом, «странный» и пора уходить, не дай бог еще познакомиться подойдет. В 18:10 девчонки шли по дорожке к дому, когда снова увидели того самого парня, целенаправленно идущего к ним. Стразу стало как-то не по себе. Пустынная улица. Они одни на дороге, и тут он таким низким с хрипотцой прокуренным голосом, растягивая слова, говорит: «Деньги есть?» А сам банку в руках с чем-то черным держит. На кофе похоже. А руки... В общем, пока Света разглядывала грязные пальцы с въевшимся мазутом, будто он с машинами работает, и обгрызенные до мяса ногти, Аня негромко пискнула, что денег у них нет. А дальше все как в замедленной съемке: банка с жидкостью - выплескивание содержимого в область груди - и сумевшая увернуться Аня, когда брызги рикошетом попали в область лба, губ, от плеча до кисти руки, на волосы... Чуть позже девочка расскажет, что сначала подумала, что ее облили горячим кофе. Но от кофе не плавится накинутая сверху куртка. И кожу не жжет очень сильно. И подружка Света не стоит бледная как смерть. И парень не улепетывает, что есть мочи.

Еще не совсем понимая, что происходит, девчонки бросились за помощью сначала в магазин, потом в парикмахерскую. Шикарные Анютины волосы неимоверно жгло, - на следующий день их половина выпадет, а еще пекло губы, и кожа на левой руке сначала покрылась белой шубой, а потом: «Папулечка, с меня кожа слазит», - рыдал в трубку ребенок, пока взрослые, вытирая слезы, хлопотали возле двух девчушек в ожидании скорой помощи и их родителей. Свету забрали домой. Аню отвезли в больницу с диагнозом «химический ожог».

Дерзко, быстро, стремительно

Вернувшись домой, Шамиль ликовал. И все-таки не зря он выбрал медицинскую стезю. Лечить - его призвание. Причем и начал-то правильно, с себя. Назначенное лекарство подействовало. Настроение улучшилось. Но как нас учат на лекциях? Лечение должно носить системный характер, и чтобы закрепить оздоровительный эффект, курс нужно довести до конца. Тем более что он предусмотрительно разлил банку с кислотой в две небольшие тары. Одну израсходовал. Осталась последняя. Принцип все тот же: неважно, кто жертва, главное - место: тихое, безлюдное, чтобы в случае чего никто не мог опознать. Тем более что в этот раз предстоит усложнить эксперимент. Сделать нападение более дерзким и стремительным, например в движении на... велосипеде.

23 июня в районе 16:00, он начал новый этап охоты. Как там в детской считалочке говорится: раз-два-три-четыре-пять, я иду искать, кто не спрятался, я не виноват?

Даша и Юля были в центре города, когда примерно в 17:00 ей на телефон позвонила мама и сказала прийти к ней на работу. Пошли вместе. Девочки стояли рядом с пешеходным переходом, что-то обсуждали, когда краем глаза увидели странного велосипедиста. Темно-синяя толстовка, серые штаны, велосипедные перчатки и медицинская маска на лице в тон его зеленому велосипеду... При этом он что-то держит в руках, не прекращая движения и не снижая скорость. На всякий случай решили отойти в сторону и пропустить его. Однако тот вдруг плеснул в них какой-то жидкостью, а потом еще бросил в их сторону банку, прежде чем свернуть к автовокзалу. И вдруг стало очень больно. Очень-очень больно. На Даше стала плавиться кофта и невыносимо жгло ухо. Оглянулась на Юлю, та тоже корчилась от боли, кислота разъедала спину, правую руку, ноги. Благо, что рядом находилась стоматология, куда и побежали подружки с криками: «Помогите, нас чем-то странным облили».

Вскоре девочки с химическими ожогами оказались в одной палате с Аней. А два эпизода были объединены в общее уголовное дело, возбужденное Следкомом. Сначала по статье «хулиганство», а когда стало понятно, что травмы девушек куда более серьезны, чем показалось на первый взгляд, и пациенткам понадобится не одна пластическая операция, дело было переквалифицировано на более серьезную статью, подразумевающую реальное лишение свободы на срок до 6 лет.

Как-то глупо получилось в этот раз. Девчонки так закричали, что пришлось бросить в них банку. Зато нет худа без добра. Вон как на душе хорошо. Лечение пациента закончилось его полным выздоровлением. Рекомендации на будущее: избавиться от велосипеда. Мало ли что. А с банкой все-таки серьезный прокол вышел...

Раз, два, три, четыре, пять, мы идем тебя искать

Между тем, как замечает следователь Тимур Аджениязов, данный «прокол» и стал для них той самой отправной точкой в расследовании, которая помогла распутать это непростое дело. Ведь изначально никто даже подумать не мог, что такая немыслимая жестокость присуща обычному студенту. Вот пациентам психиатрических клиник или иным обладателям сложных диагнозов, пожалуй. Поэтому, когда в показаниях девочек всплыл эпизод с банкой, место ЧП было решено проверить еще раз.

- Мы действительно нашли ту самую разбитую банку с золотистого цвета крышкой. Но если осколки нам ничего не дали, то сама крышка оказалась с зазубринами, на которых и остались потожировые следы потенциального преступника. Так у нас и появилась первая зацепка, - рассказывает мой собеседник.

В общем, дело оставалось за малым: понять, где искать и, главное, кого искать в городе, где проживает более 60 тысяч человек. Отними из них женщин - все равно ни времени, ни средств не хватит, чтобы провести десятки тысяч ДНК. Но снова помогли девочки, когда следствием из Москвы был вызван специалист, который помог активизировать их память и в портрете таинственного инкогнито стали прослеживаться отдельные черты: на вид ему 18-25 лет, рост около 170 см, густые белесые брови, обкусанные ногти на руках, сутуловатость. Конечно, для фоторобота этого было крайне мало, но...

- Мы были рады и этой информации, учитывая, что его лицо всегда было прикрыто зеленой медицинской маской, - говорит следователь.

В это время Следкомом продолжался сбор ДНК у всех пациентов психиатрических клиник, тубдиспансеров, уголовников, асоциальных личностей да и просто тех, кто по физическим данным подходил под описание. Среди пациентов психиатрического профиля значился и старший брат Шамиля, к которому оперативники приехали домой, чтобы взять образец слюны. Рядом с ним находился и его меньший брат, которого тоже решили проверить просто так, за компанию, будет очередным порядковым номером в списке из двух с половиной тысяч человек.

Учитывая огромное количество участников экспертизы, неудивительно, что она растянулась на год. И вполне возможно, что длилась бы еще дольше, но в Следственный комитет поступил ответ из Экспертно-криминалистического центра ГУ МВД РФ по СК, что образец слюны № S на 99 процентов совпал с потожировым образцом на крышке, изъятой 24.06.2017 на месте происшествия и принадлежит он студенту 3 курса ГБ ПОУ СК «Буденновский медицинский колледж» по специальности «лечебное дело».

- Как реагировал Шамиль на наши вопросы? Спокойно. Он довольно подробно и в красочных деталях нам рассказывал, как готовился к преступлению, как выбирал место, сам показал нам его и свой тайник, рассказал, что после выбросил велосипед, описывал девочек. У меня до сих пор в памяти стоит его фраза на вопрос, зачем он это делал. Оказывается, чтобы «морально отвлечься» от накопившихся житейских проблем. Он даже нам задавал вопросы, почему так долго готовилась экспертиза? Знаете, одно время складывалось ощущение, что парень устал жить в страхе и даже рад, что его поймали, - пожимает плечами Т. Аджениязов.

Он не говорит, но сам собой напрашивается вывод, что, учитывая столь охотное сотрудничество подозреваемого, в тот момент все думали, что следственные мероприятия завершатся в кратчайшие сроки. Однако вскоре Шамиль стал отказываться от своих первоначальных показаний. На чем, кстати, стоит и сейчас.

Дескать, их просто из него то ли выбили, то ли просто у следствия оказалось туго с чувством юмора и творческой жилкой. Ведь он всего-навсего фантазировал, предполагал, как мог вести себя преступник, вместе с тем всячески расставляя следствию фактические ловушки, которые должны были навести их на мысль, что перед ними лишь фантазер из деревни Угор, а не преступник. Во-первых, велосипед у него красный, а не зеленый, как фигурирует в деле. И не есть, а был, потому как его еще за несколько месяцев до ЧП украли. Стресс? Вообще-то он спортсмен и вполне может выпустить пар на боксеркой груше. Неудачи на любовном фронте? Спросите у моей девушки, с которой мы два года счастливы вместе. Ну и самое главное: кто ж кислоту-то хранит в железном ведре! Уж он-то химию в школе проходил и знает, что такого не бывает, а вот следователи нет, поэтому в ловушку попался он сам. Причем и место-то указал наобум. Просто мимо в маршрутке проезжал в эти дни, видел оцепление, и вот навеяло ассоциации...Словом, все совпадения лишь совпадения. А положительный тест ДНК лишь очередное тому доказательство. Равно как и другая доказательная база, которой обладает следствие.

- После заявлений подозреваемого, что к нему применялись насильственные действия, была проведена соответствующая проверка. Однако никаких нарушений в наших действиях не было выявлено. Да и помимо признательных показаний самого обвиняемого и непосредственно вещественных доказательств, нами были проведены опознавательные процедуры с жертвами ЧП, случайными свидетелями, кто также видел парня, плеснувшего кислоту в девчонок. И все пять человек указали на него. Кроме того, телефонный номер студента в эти дни все время находился рядом и в одной зоне с телефонами пострадавших, - отмечают в Следственном комитете и говорят, что ошибки быть не может. Тем более что во время очных ставок девочки сразу же узнали своего обидчика.

Но окончательную точку в этой истории должен поставить Буденновский городской суд. К слову, ходят слухи, что родственники студента не раз предлагали родителям его случайных жертв уладить конфликт мирно и оплатить все косметологические и пластические операции, что проводились и еще предстоят девушкам. Но те отказались. Не заявили они и в суде моральную компенсацию. И дело не в том, что деньги на реабилитационные процедуры не нужны, как раз наоборот, они были бы не лишними, но... Восстановившись физически, Ане, Даше и Юле понадобилось гораздо больше времени, чтобы научиться снова улыбаться, выходить на улицу и не озираться по сторонам, не замирать в ступоре при виде проезжающих мимо велосипедистов. «У наших дочерей украли детство. Они как-то резко повзрослели», - в унисон
твердят мамы и папы и просят реального наказания для того, кто мог бы лечить недуги дочерей, а в итоге решил проверить, «тварь он дрожащая или право имеет». Вот только «право» понятие условное и заканчивается там, где начинается жизнь другого человека. О чем в свое время говорил и Достоевский, когда за преступлением так же последовало наказание. Но там еще было серьезное раскаяние главного героя за свои поступки. В отличие от этой истории, когда здесь слов о прощении никто не услышал и не произнес.

Марина КАНДРАШКИНА.

P.S. Редакция газеты «Ставропольские ведомости» благодарит Буденновский межрайонный следственный отдел СУ СКР РФ по СК за помощь в подготовке материала. Имена главных героев изменены.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 3 (2 голоса)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
2 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.