Вы здесь

КУРС НА СНИЖЕНИЕ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Без малого 600 тысяч нарушений за минувшие два года выявила Генпрокуратура в сфере ЖКХ. Как отмечают правоохранители, в числе самых распространенных - незаконное взимание платы за содержание домов (некорректное выставление счетов), предоставление некачественных коммунальных услуг, необоснованное распоряжение общим имуществом собственников квартир.

Ежегодно ведомством выявляется более 300 тысяч подобных нарушений, в которых главными действующими лицами являются управляющие компании, обладающие рядом серьезных полномочий. Да, тот самый случай, когда речь идет о бизнесе на доверии и, де-юре являясь уполномоченным хозяином в доме, УК имеют право от лица жителей заключать любые договоры, не всегда прозрачные, а порой и вовсе фиктивные. К чему это приводит, несложно догадаться. Минимум, что в доме весь необходимый фронт работ по его содержанию проводится через пень колоду. Максимум - деньги просто оседают на счетах УК, когда впоследствии они объявляют себя банкротом и поминай как звали. Отчего и бьют тревогу юристы, предлагая законодательное ограничение деятельности УК по аналогии с законами о госзаказе. То есть должен быть прямой запрет на заключение тех или иных видов сделок, напрямую не связанных с управлением домами. Но ответа от властей пока не последовало.

Зато с критикой подобных выводов выступили руководители УК. Справедливо замечая, что если наводить порядок в схеме расчетов коммунальных платежей, то куда логичнее не с калькуляторами и лупами в руках высматривать соринки в их бухгалтерских отчетах, а обратить внимание на лежащее на поверхности бревно, коим являются серьезные недочеты в самой системе ЖКХ. Ведь чтобы машина не просто заработала, а покатила в гору, должна быть исправной каждая деталь механизма.

В то время как на первых же этапах начисления платежей УК и операторы сталкиваются с тем, что у них нет актуальных баз данных по жителям квартир. Ведь это раньше УК вели первичный учет граждан, когда сами обходили жителей, заполняли ведомости и хранили данные в бумажном виде. Однако с появлением электронного документооборота, обещающего вроде как упростить процесс, эта практика была отменена. И все бы ничего, но государственная информационная система (ГИС) ЖКХ до сих пор дает технические сбои, когда иногда приходится пользоваться старыми данными. Отчего и возникают путаницы с платежками.

Кроме того, к нарушениям приводит и отсутствие экономически обоснованной методики расчетов тарифов на услуги ЖКХ. В России можно по пальцам пересчитать регионы, где тарифы на ремонт и содержание дома соответствуют экономическим реалиям. Большинство же пытается въехать на чужом горбу в рай, когда чтобы выполнить все взятые на себя обязательства по эксплуатации дома, УК приходится использовать деньги, собранные с жильцов новых домов для ремонта старых. А когда же долги приходится возвращать, начинаются жалобы, мол, караул, идет нецелевое расходование средств. Равно как и не понимают владельцы квартир, что тарифы и регламент проведения уборки мест общего назначения не предусматривают уборку строительного мусора, который собственники во время ремонта нередко просто выставляют за дверь. Если УК убирает этот мусор, то фактически использует средства нецелевым образом. А если не уберет, то жалоба от собственника приведет к штрафу УК... Замкнутый круг? Скорее круги на воде.

От которых можно избавиться только при плотном сотрудничестве государственных органов, выступающих не только с карательной, но и надзирательной функцией. Поэтому и импонирует всем участникам рынка ЖКХ готовящийся законопроект минстроя РФ о вариативной системе оплаты коммунальных ресурсов, которые потребляются при использовании и содержании общего имущества в МКД. Суть нововведения сводится к тому, что губернаторы регионов по согласованию с минстроем России получат право выбирать «вариативную систему» оплаты за коммунальные ресурсы по содержанию подъездов, дворов, лифтов и подвалов. Таким образом, можно будет устанавливать индивидуальный для региона порядок расчета расходов граждан и организаций, управляющих многоквартирными домами.

Что по оптимистичным прогнозам поможет не только снизить платежки, но и в целом навести тот самый порядок в отрасли.

- Сегодня каждый многоквартирный дом, чтобы установить эту плату, собирает собрание, на котором управляющая кампания предлагает гражданам ее величину и обоснование. Жильцы могут с этим не соглашаться, но в итоге у каждого дома получается своя цифра. Если эти нормы будут устанавливаться под контролем минстроя, который будет регулировать верхние и нижние границы стоимости этих услуг, порядка будет больше. Страна-то у нас большая и жизненные реалии разные, когда нужно учитывать все интересы. Если плата будет слишком низкой, это убьет бизнес, который занимается обслуживанием многоквартирных домов. Но и завышать тарифы, когда люди и так находятся в непростой финансовой ситуации, недопустимо, - отмечают парламентарии.

К слову, сейчас в минстрое РФ рассматривается и другая инициатива народных избранников по снижению стоимости платежей россиян за отопление. Ведь нынешняя зима была аномально теплой не в пример платежкам, судя по которым нас заметало чуть ли не каждый день. Вот и предлагают депутаты играть бизнесу по-честному, когда затраты энергетиков в этом сезоне явно ниже, чем в предыдущие.

- На улице потеплело, а батареи горячие, не прикоснуться. В итоге все окна открыты - топим улицу. А люди все равно платят, как будто за окном минус 15. И раз в этом году управляющие компании сэкономили на газе, то мы можем помочь сэкономить и нашим гражданам, например, за счет отказа от индексации тарифов ближайшим летом. Ну или там, где нет домовых приборов учета, стоимость отопления должна быть пересчитана. Тем более что доходы населения нельзя назвать большими. Например, на оплату услуг ЖКХ у одной семьи в Москве уходит 10 процентов доходов, в Санкт-Петербурге - уже 14 процентов, в среднем по России - около 20 процентов, - предлагают депутаты свои варианты развития событий.

Напомним, что в регионах действует два варианта начисления платы за отопление - либо по общедомовым счетчикам, либо по нормативам и равномерно в течение всего года.

- В первом случае россияне и так платят только за реально потраченное тепло, если же владельцы квартир избрали второй вариант, то в случае теплой зимы вся переплата учитывается при ежегодной корректировке по показаниям счетчика, - подчеркивают в ведомстве, в очередной раз призывая жителей МКД оснастить все дома счетчиками. Тогда и путаницы не будет, и экономия только по одному дому за год может составлять от 500 тысяч до 1 миллиона рублей.

Впрочем, в Общественной палате уже предупредили, что на большой куш рассчитывать не стоит, сумма компенсации будет зависеть от стоимости этой услуги в субъекте. При этом россияне вряд ли смогут получить «живые» деньги - в определенные месяцы просто будет снижена цена на отопление. Ибо, как отмечают уже другие эксперты, многие компании ЖКХ также терпят убытки из-за очень теплой зимы, когда население уже в среднем заплатило меньше, чем ожидалось. Аукались бизнесу те самые приборы учета тепловой энергии. В то время как...

- Нехватка выручки скажется на их финансовых показателях и инвестиционных планах, - делают прогнозы экономисты. Так что не всем и не сразу. Да и не навсегда.

Как отмечают эксперты, дальнейшее снижение платы за услуги ЖКХ может потребовать дополнительных денег из бюджетов. И если говорить об экономии, то она возможна лишь при более прозрачном тарифном регулировании в РФ, тогда и не придется россиянам надеяться на теплые зимы, дабы не затягивать пояса потуже. Отдельно добавим, что в 2020 году в среднем по России плата за коммунальные услуги вырастет на 4 процента. Цены повысятся 1 июля, в дальнейшем индексация тарифов будет происходить раз в год.

Тем временем, Госдума рассмотрит поправки в 157-ю статью Жилищного кодекса РФ, запрещающие отключать услуги горячего и холодного водоснабжения, а также отопления за долги по ЖКХ.
В то время как, по данным статистики Федеральной службы судебных приставов, средняя сумма долга за ЖКХ, поступающая для принудительного взыскания приставам в России, составляет 21,7 тыс. рублей. В 2018 году эта цифра составляла 23,5 тыс. рублей, в 2017 году - 24,6 тыс. рублей. При этом растет количество судебных исков из-за долгов по ЖКХ. Если в 2015-м было возбуждено 2,1 млн таких производств на 42,3 млрд рублей, то в минувшем году - 4,1 млн на 89 млрд рублей.

Но сердобольные депутаты все равно против. Аргументируя свою позицию тем, что подобная мера приводит к нарушению всех санитарных норм. И страдает как сам должник, так и другие жители этого дома. Поэтому...

- У нас социальное государство, мы должны воспитывать людей, возможно, в качестве наказания за неуплату их надо привлекать к общественным работам, - уверены сторонники законопроекта. Пока его противники вместо лирики говорят о практике, о том, что сегодня отключение услуг ЖКХ - самый эффективный метод для быстрого погашения долгов.

- С одной стороны, если мы отключим должнику газ, никакой угрозы это не несет, но если у него колонка и индивидуальное отопление, то этот гражданин зимой просто замерзнет. Во-вторых, в России дома спроектированы по-разному, и в каких-то случаях отключение может повлечь нарушение циркуляции воды. Но как только должников отключают, они, как правило, всегда находят деньги, - отмечают эксперты. А также обращают внимание на то, что в случае накопления большой суммы долга несколькими квартирами позже он закладывается в тариф, что также сказывается и на вполне добросовестных плательщиках.

На чью сторону станут чиновники? Поживем - увидим.

Марина КАНДРАШКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.