Вы здесь

ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ МОЛОДЫМ?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

На Ставрополье действует множество студенческих волонтерских объединений. Молодые люди, состоящие в них, - постоянные участники мероприятий университетского, регионального и федерального уровней. Они всегда в центре событий. Сегодня мы бы хотели поговорить об одном из самых известных в городе волонтерских объединений - «Движении добровольцев Ставрополья», которому в этом году исполняется 20 лет. Поле его деятельности - работа с детьми группы риска, развитие добровольчества в школах и вузах, профилактика конфликтов с законом среди подростков, этнорелигиозных конфликтов и многое другое.

В движение входят студенты различных вузов, в том числе Северо-Кавказского федерального университета, а координирует его деятельность с 1998 года преподаватель, доцент кафедры социальных технологий института образования и социальных наук СКФУ, основатель ежегодного слета добровольцев России «Доброград», инициатор создания Ассоциации добровольческих движений стран СНГ Валерий Митрофаненко.

- Валерий Валентинович, видите ли вы разницу между добровольчеством и волонтерством?

- На самом деле смысл и русского слова «доброволец», и слова «волонтер» означает сегодня одно и то же - бескорыстное служение обществу. Но в слове «доброволец» больше глубинного смысла. Оно состоит из двух слов -«добро» и «воля». Первое в славянском языке имело смысл - БОГ, высший разум. Второе - это «миссия», «сила» и «свобода». Смотрите, какая получается интересная формула: моя свобода и моя сила в том, что я делаю по заданию Божьему. Ни по приказу, ни по выгоде. А благодаря моему таланту, данному свыше.

 

А слово «волонтер» появилось в средневековой Европе. Происхождение его латинское. «Волантье» - это люди, которые шли защищать бесплатно свое отечество. Благородно? Да. Но духовное начало слова «добровольчество» имеет более глубокий гуманистический смысл.

- Пользуется ли в студенческой среде популярностью добровольческая деятельность?

- Да. Если не использовать самих студентов в корыстных целях, то они готовы участвовать в добровольческой деятельности. Мы можем вести речь о взаимовыгодном сотрудничестве всех участников. Позвольте донести до вас свою позицию на конкретном примере.

Мне как преподавателю выгодно иметь более продвинутого студента. Студент имеет свою выгоду - получает не только знания от меня, но и практику во время добровольческой деятельности. А нуждающийся получает услугу.

В этом формате мы уже в течение трех лет осуществляем партнерскую деятельность с Центром временного содержания для несовершеннолетних, строящуюся на принципах «равный - равному». Это значит, что, с одной стороны, мы всячески способствуем реабилитации и социализации детей и подростков, направляемых в Центр. А с другой стороны - повышению профессиональной подготовки студентов, чья деятельность после окончания вуза будет связана с детьми группы риска.

Однако я подчеркиваю, что в первую очередь эта программа необходима самим подросткам, поскольку способствует восстановлению их доверительных отношений с обществом. Вообще своей целью мы ставим снижение уровня правонарушений среди подростков и детей посредством проведения определенной работы с ними после возвращения из Центра в семью и школу.

- Как именно это происходит?

- Как я уже говорил, самое главное - это установление доверительных отношений с подростками. Без этого невозможно узнать его особенностей, не понять причин его конфликтности с законом. Вот только после этого мы своими программами можем способствовать повышению уровня социальной адаптированности этих детей. Здесь, конечно, хорошим подспорьем являются различные интересные для ребят развивающие досуговые занятия, как индивидуальные, так и групповые.

- Насколько данная работа необходима вашим подопечным?

- В государственных учреждениях занимаются выявлением, постановкой на учет и дальнейшим сопровождением несовершеннолетних правонарушителей. Но их работа нередко оказывается недостаточно эффективной, тем более, если использовать в деятельности карательный подход. А несовершеннолетние, как бы к ним ни относились, чувствуют себя в таких учреждениях наказанными.

Проблема антисоциального поведения детей и подростков, причиной которого является социальная дезадаптация, должна решаться не карательным, а восстановительным подходом, в основе которого лежат союзнические отношения с подростком.

А из сложившейся практики выявлено, что такие отношения легче устанавливаются на принципах «равный - равному». Поэтому студенческое профессионально ориентированное социальное добровольчество является значительным ресурсом для решения данной проблемы.

- Какими проектами еще занимаются ваши студенты?

- Был замечательный проект «Мост в будущее», но, к сожалению, он сегодня не работает. Основная его направленность была социальная.

Проблема нашего общества в том, что значительная часть детей после выхода из детских домов не могут устроиться в жизни. Им нужна поддержка, так как тяжело выстраивать отношения с внешним миром. Ведь детские дома - все-таки полузакрытые учреждения. Здесь много проблем. Мы не знаем реального состояния дел, реальной статистики. И нашей программой мы хотели профилактировать иждивенчество выпускников.

Мы предложили альтернативу студенческим программам разовых приездов с подарками и пустыми «развлекухами». Пытались внедрить организацию регулярной работы с детьми. Проводить серьезные обсуждения их будущего, устраивать совместное творчество, походы, программы с использованием экстремальных видов спорта. Но, увы, мы не нашли поддержки в министерстве образования края.

А вообще, в данном направлении нужна многоуровневая работа. Мы разработали программу, которая называется «Мосты профилактики». Ведь если нет безопасных пространств для детей и подростков, нужно создавать реабилитационные пространства для них во всех трех сферах «обитания» детей - в социальных учреждениях, в семье и на улице.

- Что это значит?

- Смотрите, мост первый - это регулярное взаимодействие профессионально ориентированных студентов-добровольцев и воспитанников школ, детдомов и других учреждений, где выстаиваются различные совместные профилактические программы. Идеально, когда они перерастают в регулярно действующие службы, такие, например, как «Школьные службы примирения». В них состоят и ученики, и учителя, и наши студенты.

Это лишь одно направление. А если таких направлений много, то они объединяются в школьные профессионально ориентированные добровольческие движения. Они привлекают детей к творческой и социально полезной деятельности, а кого-то и отвлекают от социально опасной и создают в школе дополнительные сервисы для подростков. Вот это и есть первый «Мост профилактики».

Следующий уровень профессионально ориентированной коммуникации подразумевает регулярное взаимодействие между студентами и преподавателями вузов, специалистами государственных и общественных организаций и учительско-родительским сообществом на базе школ края. Это так называемые центры родительской культуры. Не все родители обладают педагогическими знаниями и умениями. Этот «Мост» помогает повысить педагогический потенциал родительского сообщества.

Третий мост включает в себя работу, развивающую общественную активность детей и подростков по месту жительства. Эта сфера «обитания» детей одна из самых опасных. Улица - самая запущенная сфера с точки зрения организации позитивного развивающего досуга.

Мостом профилактики для этого является осваиваемое нами «Дворовое добровольчество». Это организация полезного развивающего досуга с той частью детей, родители которых не могут себе позволить оплату пребывания ребенка в структурах проведения досуга. Это те дети, которые все лето проводят в своем дворе.

- Помимо перечисленного, какая-нибудь еще работа в области социального добровольчества вами ведется?

- Да, мы проводим реабилитационные программы с использованием экстремальных видов спорта. Каждый год мы ходим с детьми через кавказские перевалы к морю. Для кого-то они реабилитационные, а для кого-то развивающие. Такой подход приводит к тому, что мы приобретаем новых инструкторов из числа студентов и способствуем повышению жизнестойкости детей, попавших в трудные жизненные ситуации.

Мы также поддерживаем неполные семьи, где молодые мамы воспитывают подростков. Собираем для них вещи, продукты и денежные средства. В настоящее время помогаем с ремонтом выпускнику детского дома, который является инвалидом 1-й группы.

- Делитесь ли вы накопленным опытом?

- Прямо сейчас у нас полным ходом идет подготовка к масштабному мероприятию «Доброград». Оно пройдет с 5 по 10 мая в поселке Архыз. В его рамках состоится слет добровольцев России - «Доброград-2018». В этом году его девиз «Добровольчество - критерий эффективности». Молодежными лидерами «Движения добровольцев Ставрополья» разработана очень содержательная программа слета.

- Плоды вашей работы уже видны?

- Нельзя сказать, что они особо ощутимы для решения перечисленных проблем. Но они есть. Нам удается работать с ребятами, которые без нашей поддержки оказались бы в закрытых социальных учреждениях. Нам доверяют, и мы легко собираем средства для помощи нуждающимся. И наши воспитанники также добиваются успехов. Выигрывают гранты, побеждают в различных конкурсах.

Пример - наш юный воспитанник Никита Мирошник, с которым мы работаем с 6 лет. Сейчас ему 14. Он участник многих наших программ и реабилитационных походов. За отношение к учебе, за свою активность он стал участником смены Всероссийского лагеря «Артек». Никита собирается рассказать артековцам о нашем добровольчестве, о походах через Кавказ к морю, о «Доброграде».

- Легко ли стать добровольцем?

- Если у вас появился этот вопрос, значит, есть и желание. И это уже здорово.

Но для начала давайте разберемся, кто такой доброволец. Это тот, кто действует по доброй воле. Это высокий уровень самостоятельности. И это выбор жизненной позиции. Человек хочет творить добро и сам выбирает поприще, на котором он будет это добро творить!

 

И есть еще один очень важный принцип в добровольчестве - полезность, приносимая обществу, должна быть согласованной с полезностью для самого добровольца. Нужно так организовать его работу, чтобы он получал в процессе участия в добровольческих программах профессиональные навыки. Ресурс же добровольца - это его личное время, силы, умения и навыки. Этот ресурс мы можем растратить впустую или же его приумножить.

Необходимо понимать, что в большинстве случаев человек, приходя в добровольчество, не является профессионалом. Понятно, что мы его привлекаем сначала к неквалифицированному труду. Но мы заинтересованы в его профессионализации, нам нужны квалифицированные добровольческие услуги. Только тогда они будут приносить реальную пользу обществу.

Знайте, что добровольчество - это личная и общественная ответственность, от которой порой зависит очень многое: улучшение или ухудшение здоровья людей, с которыми мы работаем, ухудшение или улучшение поведения подростков, повышение компетенций студентов-доб-ровольцев, а иногда - даже чья-то жизнь.

Нельзя, например, начать посещать лежачего больного человека, а потом взять и бросить. Это безответственно. Если не готов, то лучше и не браться. Нами разработано методическое пособие

«7 уровней подготовки добровольцев». Это своеобразная школа добровольчества, которая начинается с простого участия в программах и заканчивается созданием своей добровольческой организации. В основе этой подготовки лежит настоящий наставнический подход.

- Как же проверить и выбрать организацию?

- Есть формальные признаки - уставные документы, сайт, команда, описание того, что и где делают, карта и календарь событий, внутренние правила, наличие обучения и поддержки, командная работа. Как правило, эти признаки проясняются на сайте или в первые минуты разговора с представителем организации. Это база для принятия решения.

Но существуют и неформальные - комфортность, степень совпадения с мечтой, личные отношения, выполнение правил, поддержка, оказанное внимание и многое другое. Все это можно прояснить, во-первых, при личном знакомстве с представителем организации или во время испытательного срока при взаимодействии с подопечными, другими волонтерами и координатором деятельности.

Один из важнейших принципов полезности добровольца - соотношение его компетенции и границ. Не поняв своего места по отношению к подопечному, доброволец не сможет соблюсти важнейшего принципа «не навреди».

Вокруг любого благополучателя всегда существует своя среда - врачи, родные, друзья, воспитатели и представители органов власти. Доброволец не может и не должен заменять никого из этой среды, а обязан выполнять только те функции, которые ему доверили. Есть границы компетенций. Их определяют специалисты, профессионалы.

Еще одна опасность - выгорание. Если доброволец будет брать на себя обязанности, которые он выполнить не в силах, то он утратит мотивацию к деятельности. Это чревато депрессией.

Задача волонтера - встроиться в существующую систему оказания помощи, выстраивая доверительные отношения, но придерживаясь установленных профессионалами границ. Таковы базовые принципы волонтерства - не навреди, будь готов помогать нуждающимся вне зависимости от национальности, вероисповедания и социального статуса, учитывай интересы своих близких, соблюдай правила, не пытайся заменить профессионалов, соблюдай и удерживай границы, вкладывай усилия, опирайся на свои реальные возможности, работай в команде.

Если сказанное не вызывает отторжения, то предлагаю перейти к делу. И если не знаете, куда обратиться, начните с «Движения добровольцев Ставрополья»!

Андрей СОБОЛЕВ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
4 + 6 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.