Вы здесь

НА СТАРТ, ВНИМАНИЕ... ТРАВМА!

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Когда-то единое родительское сообщество снова разделилось на два непримиримых лагеря. Яблоком раздора стали уроки физкультуры в школе. Точнее, огромное количество детских травм, полученных в спортзалах и на стадионах. «Пора отказываться от предмета, ибо он изжил себя», «В здоровом теле - здоровый дух», - как из рога изобилия на различных сайтах сыплются прямо противоположные мнения. И все таки... Как же так получается, что для одних школьников уроки физической культуры - чуть ли не праздник: устал решать задачи по математике и думать над написанием слов в русском языке - теперь можешь целых 40 минут не ломать голову, а просто бегать и бросать мяч. Для других же - лучше замените пятью уроками геометрии?

Родственники долго не брали трубку. Поэтому, когда часа через три на том конце сотового телефона раздалось «Алло», вместо приветствия выдохнула: «Вы где?» Оказалось, все там же - в детском травмпункте. В третий раз за только начавшийся учебный год. И в третий раз после урока физкультуры в школе. И в третий раз повезло. Племянник снова отделался сильным ушибом руки и легким испугом, а его родители рекомендацией - давать ребенку больше продуктов, содержащих кальций, для укрепления костей.

- Костя, вас там пытали, что ли? - вечером спрашиваю у племянника.

- Почему? - удивленно смотрит на меня мальчишка. - Мы со старшеклассниками в волейбол играли. Пятый класс против девятого. И вот один из них как закрутил мяч с верхней подачи, а я в углу по правому краю стоял. Бросился, чтобы отбить, и вот (потирает ушибленное место).

- Что вот? Нас на Филиппского уже по имени узнают. Сказали, в следующий раз точно без гипса не уедем, - кипятятся родители горе-спортсмена, скорбное лицо которого вдруг начинает расплываться в улыбке:

- Пап? Мне ж освобождение на месяц дали? Так это что, я не буду нормативы по подтягиванию сдавать? И даже кросс не побегу? (от открывающихся перспектив улыбка становится все шире).

А говорят, времена меняются. Ничего подобного. Наблюдая за чуть полноватым, с подростковой неуклюжестью Костей, я невольно узнавала в нем себя лет двадцать тому назад. Только вместо гаджетов и компьютерных игр я была вся в Цветаевой и Ахматовой. Этакая перманентно-ванильно-мармеладная инженю, которая пьет чай, оттопыривая мизинцы в сторону, ходит строго с выпрямленной спиной и всегда «слегка задумчивая» там, где тьма народу (без зрителя театр одного актера не интересен). Ей бы овации и оды со стихами благосклонно принимать, а вместо этого учебную гранату в руки суют - мол, бросай сильней, и через «козла» заставляют прыгать. Результат такого несоответствия - единственная четверка в школьном аттестате по физкультуре и патологический ужас перед данным предметом.

В общем, Костю я понимала как никто другой. Поэтому и ободрила мальчишку, что ему главное год продержаться, а там, глядишь, уроки физкультуры приобретут совсем иной формат. Соответствующая концепция предмета проходит сейчас общественное обсуждение. Если проект будет принят, то педагогам придется не опираться на общепринятые нормативы, а учитывать особенности физического развития современных школьников.

Что ж, дай-то бог. А то реально дикая ситуация получается: с 2010 года в школах был введен третий час физкультуры, получившей статус основного учебного предмета общего образования, для того чтобы поколение NEXT росло здоровым и сильным. Однако вместо румяных щек на выходе чиновники получили сотни случаев детских смертей. По данным Министерства образования и науки РФ, в прошлом учебном году в школьных спортзалах скончалось 211 учеников. Цифра оглушительная и тревожная.

Тревожная в том числе потому, что цепочка подобных детских смертей продолжает расти и сейчас. В сентябре во время физкультуры внезапно потерял сознание и впоследствии скончался школьник из Ульяновской области. Затем аналогичная ситуация случилась в Сибири. Октябрь же отметил черной ленточкой и город Красноярск - 10-летнему мальчику стало плохо во время бега. По предварительной версии, школьник скончался из-за проблем с сердцем.

Ставропольских детей, к счастью, в этих сводках нет. Однако, как показывает личный опыт и опыт наших друзей и знакомых, травм тоже хватает. Причем не только физических. У одной из подруг сын ходил в школу, где физкультура как урок также была поставлена в одну весовую категорию с точными науками: физикой, геометрией, алгеброй... Оговорюсь сразу, школа без спортивного уклона. Зато требования - чуть ниже профессиональных. В итоге, не сдав очередной зачет, родители через шесть лет обучения забрали документы и перевели ребенка в другую школу. Поэтому, когда дочка-пятиклассница начинает собирать с вечера пакет с физкультурной формой, становится как-то совсем не спокойно. Скажу даже больше, я с пониманием отношусь к родителям, которые, наслушавшись и насмотревшись подобных историй, ищут малейшие зацепки, дабы перестраховаться и освободить свое чадо от уроков физкультуры. Ведь детский травматизм и, тем более, трагические смерти школьников выпустили джина из бутылки, вскрыв целый пласт актуальных российских проблем, которые находятся вне образования, но влияют на процесс кардинальным образом. А значит, требуют экстренных мер.

И первый из таких наростов - родительская несознательность. Давайте откровенно, читатель: а так ли не правы чиновники, которые поспешили переложить на плечи самих родителей часть ответственности за случившееся, напоминая последним, как на протяжении нескольких лет инициативные группы мам и пап отстаивали свое право не представлять школе полные и достоверные сведения о здоровье детей. Дескать, мало ли, что когда-то у мальчика Пети были проблемы по неврологии и задержка в развитии. Сейчас же к семи годам читать-писать умеет, значит здоров! И кому есть дело до того, что его сосед по парте Саша с младенчества пациент гастроэнтеролога. Вон какой бугай вымахал, в жизни не догадаешься! И не важно, что их «зазноба сердца» Маша, сидящая на четвертой парте в третьем ряду слева, не слышит на одно ухо. С другим-то все в порядке! Так зачем делиться подобными почти интимными подробностями? Это ж лишняя лазейка для руководства школы отказать в приеме ученику с особенностями здоровья!

В итоге, скрепя сердце власть пошла на уступки: с 2012 года медицинские карты ребенка в образовательные учреждения родители должны сдавать на добровольной основе. И что? Кому-то стало легче от этого дышать? Может, как мечталось, массово стали открываться инклюзивные классы и школы? Общество стало иначе относиться к людям с ограниченными возможностями? Что-то не заметила. А вот что родителей данная мера стала расхолаживать, сомнению не подлежит.

Банальный пример. У одной из дочкиных подруг аллергия на рыбу. В классе узнали об этом случайно, когда после завтрака в столовой у ребенка на лице появилась сыпь и начался зуд на коже. Благо, «предусмотрительная» мама положила в ранец дочке необходимый противоаллергенный препарат, но при этом забыла предупредить ее классного руководителя о пищевой непереносимости ребенка.

Поэтому все-таки логично, что с 1 января 2018 года вступит в силу приказ, согласно которому результаты регулярных профилактических осмотров детей будут направляться не только родителям, но и сотрудникам школы. Причем с рекомендацией для последних, насколько интенсивно конкретному ребенку можно заниматься физкультурой. Хотя сказать, что ситуация изменится в корне... Медицинский осмотр мог бы решить громадную часть проблем, если бы он был детальным, всесторонним и не для галочки, а на результат. Но, право, о какой качественной консультации того же офтальмолога можно говорить, когда возле ее кабинета толпится двадцать школьников и еще столько же из параллельного класса на подходе, а у нее на все про все три часа времени? Как минимум день требуется и на расшифровку кардиограммы. А как успеет хирург расспросить об особенностях здоровья, произвести все врачебные манипуляции, когда знает, что другого дня в запасе нет. Школы, как правило, выделяют классу день на хождение по всем врачебным коридорам. Поэтому и сводится правильная, в общем-то, затея к знакомому до боли:

- На что жалуешься?

- Ни на что. Если только...

- Иди уже. Здоров. Кто там следующий?

Да, наверное, здоровьем ребенка должны заниматься родители, а не школа. Но с другой стороны, где, как не в школе, наши дети проводят сейчас большую часть своего времени, пока мы на работе? А болезни же, они не всегда имеют хронический характер, многие развиваются тихо и незаметно. Да и дети - партизаны еще те. И как той же семье бить в набат, если дома ребенок как ребенок, а в школе синеет, бледнеет, становится вялым, а родителям никто об этом не говорит?

В прошлом году, стоя у окошка регистратуры в поликлинике, стала свидетелем подобной ситуации. Судя из разговора с регистратором, перед школой в семье проверили сыну зрение - проблемы были, но не серьезные. Через год осмотр в школе показал, что зрение у ребенка серьезно упало, однако родителей никто не предупредил. Выяснилось же все в день нашей случайной встречи, когда сама мама, заметив, как сильно щурится сын, привела его на прием окулисту. «Вы понимаете, что он слепнет! Время потеряно!» - этот почти что звериный вопль до сих пор сидит в голове. И если честно, служит сильнейшим мотиватором бежать по всем врачам, когда собственные дети жалуются на недомогание.

Словом, повторюсь, если мы не на словах, а на деле боремся за здоровое будущее детей, то «государство», «дом» и «школа» - это не смежные реальности, а локомотив с двумя вагонами, в которых есть место и для физической культуры. Причем, как ни парадоксально, в обоих вагонах. Потому как только системный и обоюдный подход может сделать организм сильней, выносливей, адаптировать его к различным физическим нагрузкам. Ведь если по детской площадке сын носится как угорелый, то и перспектива пробежать стометровку в школе вместо урока истории или геометрии ему будет в радость. А если же он заядлый домосед, а с него три раза в неделю требуют «быстрее, выше, сильнее», вдобавок называют слабаком, советуют брать пример с Иванова, Петрова, Сидорова, как быть тогда?

Право, кто-то хочет сказать, что сейчас в адрес наших детей нет гневных окриков типа: «Быстро встал и побежал. Что значит «не могу»? Другие, значит, могут, а ты нет?» О! Какое счастье, что географическое месторасположение вашего дома такое, что в непосредственной близости от вас не находятся три школы! Тогда бы воочию увидели и услышали, что индивидуальный подход к каждому ученику у нас только на словах, на практике же...

- Ну, что смотришь на меня, как баран на новые ворота? Ну и что, что тебе пятерка в четверти нужна! Попадай в норматив, раз нужна! Что, попытка номер десять? Или уже одиннадцать? Прекратили ржание! Готова? На старт, внимание...

И бедная девочка снова бежит, превозмогая себя и автоматически попадая в зону риска для жизни. Только вот ради чего она рискует? И зачем?

Моей дочке не дается метание. Она у меня из творческих. Такая перманентно-зефирно-мармеладная. А тут какой-то оранжевый шар в руках, который нужно вон за ту красную линию зашвырнуть.

- Мам, что делать? - горестно выдыхает она.

- Забить, - улыбаюсь я.

- Как?

- Бросила, на сколько можешь, и все!

- А если тройку поставят за зачет?

- Ну и умница. Я вообще больше двойки не получала.

- И что?

- Как видишь, жива-здорова. Мир не развернулся в другую сторону и не пошел ко дну. И что-то мне подсказывает, что если ты не бросишь свой мяч на четверку, тоже как-то устоит.

- И кто придумал эти дурацкие нормативы. Без них было бы сто раз лучше, - бурчит мой ребенок.

А я... Я вдруг понимаю, насколько же она права. Как говорится, устами младенца глаголет истина. И глаголет она о том, что если мы, взрослые, не хотим, чтобы подобные ситуации с детскими смертями на спортивных площадках повторялись, пора в корне менять подход к физкультуре. Можно, конечно, замахнуться на высоты, увеличить количество медосмотров, улучшить их качество, спустить финансирование вниз и усилить родительскую ответственность за скрытые от руководства образовательного учреждения хронические заболевания детей, но не логичнее ли начать с малого - отменить нормативы. Выбросить куда-нибудь в кусты секундомер. Черной краской закрасить разметку на беговой дорожке. А потом просто улыбнуться детям и спросить: Ну, во что сегодня поиграем? Не знаю насчет здоровее, но целее ребятня уж точно будет! И счастливее!

Марина КАНДРАШКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 3.2 (6 голосов)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
2 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.