Вы здесь
НА ТРЕЗВУЮ ГОЛОВУ
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Более трех миллионов россиян сегодня имеют установленный диагноз «алкоголизм». При этом большое количество наших соотечественников не встают на учет, но фактически больны и зависимы от спиртного, поэтому... «Требуют принудительного лечения с изоляцией», - уверен бывший главный санитарный врач страны, а ныне парламентарий Геннадий Онищенко, который и высказал в Госдуме идею о возрождении лечебно-трудовых профилакториев. Однако данное предложение было довольно прохладно воспринято его коллегами, напомнившими, что не все хорошо забытое старое имеет место быть в шагающем вперед настоящем. Мол, во времена СССР у нас уже было два типа подобных учреждений: первый предназначался исключительно для осужденных, а второй - профилактории при психиатрических больницах. Вот только особой пользы ни те, ни другие не принесли.
Например, как отмечают в Институте наркологического здоровья нации, подобные учреждения в основном существовали в системе МВД. Алкоголики и наркоманы попадали в ЛТП по решению суда. Но фактически медицинскую помощь гражданам не оказывали, так как это было вне компетенции министерства внутренних дел. В основном алкоголиков лечили трудотерапией, которая могла длиться до двух лет, но кроме неэффективного расходования бюджетных средств данный подход в процесс оздоровления общества ничего не привнес, поэтому и было принято решение об их ликвидации. Да и сейчас, прежде чем говорить об организации подобных учреждений, перво-наперво нужно решить вопросы юридического характера. «Ограничивать свободу граждан можно в двух случаях, например если совершено преступление, общественно опасное деяние или человек признан недееспособным. В других ситуациях изоляция граждан в ЛТП может расцениваться как нарушение конституционных прав», - отмечают правоведы. Они также замечают, что привычку смотреть на мир не сквозь призму алкогольной дымки нужно прививать не столь кардинальными методами, когда здесь куда уместнее будет выглядеть более мягкий вариант - вытрезвители. Тем более что о возвращении спецучреждений в свое время говорили и глава МВД, и министр здравоохранения.
По данным минздрава, сегодня 70 процентов мужчин трудоспособного возраста погибают именно из-за проблем с алкоголем. С отменой вытрезвителей подвыпивших россиян постановили отвозить к медикам, но, по статистике, ежегодно из одного миллиона поступивших госпитализация необходима только 30 процентам (8 процентов от нее отказываются, 22,5 процента получают медпомощь в приемном покое, а больше 35 процентов нуждаются не столько в медицинской помощи, сколько банально в сне, дабы не тянуло на подвиги. К слову, еще один косвенный побочный эффект от закрытия вытрезвителей, когда показатель «пьяной преступности» пополз вверх, в то время как уровень безопасности медицинских работников понизился.
Словом, дело ясное, что дело нужное. Жаль только, что никто из чиновников не желает взваливать на себя Сизифов камень. Минтруда, минсоцзащиты, министерство здравоохранения держат паузу, все больше напоминающую гробовое молчание.
«Межведомственная разобщенность, - разводят руками и в Совете Федерации по социальной политике. - Законодательно не определен статус этих учреждений. С одной стороны, они не медицинские, потому что оказывается помощь людям, которые не нуждаются в медицинской помощи. С другой стороны, это не дело полиции, потому что они не имеют дело со злостными нарушителями общественного порядка. В то же время эти учреждения попадают в некоторую нишу неучастия местных органов власти и региональных властей, потому что они не входят в перечень их полномочий».
К слову, запрета на открытие вытрезвителей в России нет. Другое дело, что «удовольствие» это далеко не шуточное, и даже по самым скромным подсчетам каждый медвытрезвитель обходится муниципалитету в 10-15 миллионов рублей. Сумма огромная, не всякий бюджет потянет. Да и нужно ли? Когда сами россияне, дружно выступая за возращение данной категории учреждений, также дружно сходятся на том, что отдавать на откуп подобные места государственным структурам, и уж тем более ведомствам МВД, нежелательно. «Ибо все снова превратится в нелегальный бизнес, когда система снова вернется к принципу «берем того, кто хорошо одет и может хорошо заплатить»», сетуют бывшие «выпускники» «трезвяков», с ужасом вспоминая и ледяной душ, и «ласточки», и другие не самые гуманные меры возвращения к трезвой жизни.
«Некоторых попавших в вытрезвитель привязывали к скамьям, если те сопротивлялись либо не могли сидеть самостоятельно. Затем милиционеры забирали деньги и документы, фотографировали попавшего к ним человека, затем раздевали - часто очень грубо, попросту обрывая пуговицы. В отдельных вытрезвителях голову «посетителя» могли наголо обрить», - вспоминает блогер MAXIM_NM.
Оплачивали ночевку сами постояльцы. Все как положено, с квитанцией: в 1972-м году, к примеру, пребывание в «трезвяке» обходилось в 15 рублей (для сравнения, за 10 рублей можно было посмотреть «Лебединое озеро» в партере Большого театра и на остаток прикупить баночку красной икры в 140 г - если, конечно, знали, где взять).
Опустошенный бумажник - еще полбеды. О случае неподобающего для советского гражданина поведения обязательно сообщали на работу или по месту учебы. И если запойным от уведомления было ни холодно ни жарко, то приличному человеку как минимум стыдно, а если история повторялась, то это грозило серьезными проблемами.
«Над студентом повисала угроза отчисления при повторении проступка. Средний советский труженик мог лишиться премии и тринадцатой зарплаты, его отодвигали назад в очереди на квартиру. Он мог забыть и о льготных путевках в дом отдыха или санаторий. Поэтому те, у кого были деньги, порой откупались от таких «звонков счастья», - отмечает пользователь Esaul46rus.
Делится своим жизненным опытом и пятигорчанин Алексей Лычков:
«Это было в Пятигорске в 1999-2001 годах. Тогда я попадал в вытрезвитель раз пять. «Трезвяк» был один на весь город, на окраине, милиция работала по хозрасчету. Они могли забирать людей просто так - по вечерам они ходили по улицам города и цепляли народ прямо из заведений общепита. Я мог выпить кружку пива, выйти из кафе - и все. Скажем, был я в расстегнутой джинсовой куртке - мода такая была, и милиционеры говорили, что я выгляжу неопрятно, от меня пахнет алкоголем и поэтому - поехали, гражданин, в вытрезвитель. Там они требовали пройти по прямой линии. Я говорил, что не пьяный, а они утверждали, что от меня несет алкоголем и «сейчас ты останешься тут на ночь, если не дашь денег». Можно было дать им на карман и выйти сразу же - одного моего знакомого брали и выпускали таким образом два раза за день. Забулдыг они не брали, потому что с них взять было нечего, брали только тех, кто выглядит более-менее прилично. Чаще всего это были студенты. Никаких протоколов не составлялось. А если заявлял о своих правах, насильно привязывали к креслу и вкалывали димедрол - якобы я буйный. После укольчика ты спал до утра. Это был тупо какой-то беспредел».
К слову, за границей проблему с подвыпившими соотечественниками решают по-разному. В Канаде, например, по пятницам и субботам с 30 ноября по 31 декабря, а также в канун Рождества и Нового года объявляется операция «Красный нос» (в честь красного носа оленя Рудольфа из упряжки Санта-Клауса). В это время на улицах можно встретить сотни волонтеров в алых жилетах, готовых бесплатно отвезти домой «уставших» водителей. Вытрезвители есть в Чехии, Эстонии, Польше (о последних даже шутят - это, мол, самые дорогие отели страны), Швейцарии. В Германии «камеры вытрезвления» открыты при полицейских участках и клиниках. В Белоруссии, как и в России, вытрезвители сначала закрыли, но поняли, что погорячились, и через восемь месяцев после запрета снова открыли. Что будет у нас, время покажет.
А пока же вопрос алкогольной дымкой повис в воздухе, Росстат приводит следующие данные: от случайных отравлений алкоголем за первые 6 месяцев 2017 года умерли 1028 человек, а за такой же период 2018 года - уже 3252 человека. При этом каждое пятое преступление в стране совершается людьми, находящимися в состоянии алкогольного опьянения.
Марина АНДРЕЕВА.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru
Добавить комментарий