Вы здесь

НЕОЖИДАННО - 80!

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Вся жизнь - театр... Какой только смысл не вкладывают в эту фразу люди! Для актера Ставропольского академического театра драмы им. М. Ю. Лермонтова, заслуженного артиста России Владимира Аллахвердова, который в эти февральские дни отмечает юбилей - 80 лет со дня рождения, эта классическая фраза имеет самое прямое значение: он всю жизнь служит в театре родного города.

Представлять Владимира Мнацакановича не нужно. За 60 лет, что он работает в ставропольской драме, у него появилось множество поклонников, которые сходу могут перечислить его роли и спектакли, где он играл или занят сегодня. Отмечая при этом, что этот артист - разноплановый, но единый в своем таланте. Он органичен в исторических и в современных спектаклях, в драматических постановках и в комедиях. Он - настоящий мастер сделать заметным и значимым даже эпизодический персонаж.

- Владимир Мнацаканович, вы родились в Ставрополе...

- Да, это мой родной город. Отец, уроженец Карабаха, во время Гражданской войны побывал в Ставрополе проездом. Уютный, тихий и зеленый городок ему понравился. И он решил, что после окончания войны переедет сюда. Вернулся и остался на всю жизнь. Отец был мастером на все руки - столяр, плотник, маляр, стекольщик, мог шить обувь. А еще он прекрасно играл на многих восточных музыкальных инструментах, его часто приглашали на различные торжественные мероприятия, где он не только играл, но и пел. Семья у нас вообще была музыкальная. Мой брат был отличным скрипачом, говорили, что его ждет великое будущее. Но, к сожалению, он и еще один мой брат погибли на фронте. А его скрипка, немецкая и очень хорошая, осталась. Отец хотел, чтобы я пошел по его стопам, и в шесть лет меня отдали в музыкальную школу. Занимался я без всякого энтузиазма, а потом и вовсе перестал ходить. Только позже, когда подрос, освоил и народные армянские инструменты, и скрипку. Кстати, свои первые деньги я заработал в 13 лет. Отец стал меня брать с собой на праздники, где я выступал вместе с ним. Играл я и в школьном ансамбле.

- Вы с детства мечтали стать актером?

- Нет. К моменту окончания школы я так и не определился, чем хочу заниматься. Родители хотели, чтобы я стал врачом или педагогом. А я поступил в сельхозинститут на мехфак. Особого интереса выбранная специальность у меня не вызывала, а вот в институтском драмкружке занимался с удовольствием, как и играл в оркестре.

Наверное, у меня неплохо получалось. Мы поставили спектакль по пьесе Маяковского «Клоп». У меня там была совсем небольшая роль, но после спектакля один из преподавателей сказал, что вы, молодой человек, не своим делом занимаетесь, вам на сцене играть надо.

А потом я сильно заболел, меня отправили к родственникам в Баку, и я пропустил целый семестр. Когда вернулся, стало понятно, что возвращаться в институт я не хочу. А тут случайно попалось объявление в газете, что театр набирает актеров в театральную студию. Конкурс был большой: из 200 претендентов взяли 12 человек. Среди поступивших был и я. Через год мы стали уже участвовать в спектаклях, практически каждый вечер выходили на сцену в массовках. После окончания учебы все мои однокурсники разъехались по стране. Приглашали и меня, но я не поехал. Мои родители были уже старенькие, бросить я их не мог. Вот и остался в Ставрополе, в театре, на сцене которого играю 60 лет.

- А как родители отнеслись к вашему выбору профессии?

- Родители были против. Отец - рабочий человек, а тут я - актер. Но смирились. Жаль, что мои родители не застали время, когда я получил звание, много играл.

- Помните ли вы свою первую настоящую роль? Все сразу получилось?

- Конечно, помню. Первая роль у меня была довольно запоминающаяся. В спектакле «Зимняя сказка», которую поставил режиссер А. Шумилин, я сыграл одну из центральных ролей - балагура и весельчака Женьку. Получилось ли? Думаю, да. =Потому что после премьеры ко мне подходили коллеги, поздравляли.

- Есть ли у вас любимые роли?

- Я люблю все свои роли. Они разные, и к ним, конечно же, по-разному относишься. Мои учителя говорили, что актер должен уметь все: сегодня сыграть графа, завтра - шофера. Я и играл. В некоторых постановках даже дважды, но с большим перерывом. Был такой спектакль «Деревья умирают стоя». В первой постановке я играл главного героя - Маурисио. Это была замечательная роль и замечательный спектакль о вере, надежде, о беззаветной силе любви. А много лет спустя мне во второй раз посчастливилось играть в этой постановке, но уже дедушку главного героя.

Вообще мне с ролями повезло. Я играл много и в комических, и в драматических спектаклях. «Чао!», «Моя профессия - сеньор из общества», «Медовый месяц комиссара полиции», «Босиком по парку», «Дон Жуан», «Воспоминание», «Зойкина квартира», «Великий обольститель, или Последняя ночь Казановы», «Шут Балакирев», «Полет над гнездом кукушки»... Не считал, но думаю, что около 200 ролей на сцене я сыграл.

- Сегодня в театре у вас самый продолжительный актерский стаж. Оглядываясь назад, можете сказать, роли какого плана у вас получаются наиболее удачно?

- Есть такое понятие, как «актерское амплуа». Я, конечно, не герой-любовник, а острохарактерный актер. Предпочтения же менялись с течением жизни. Сначала, конечно, хотелось большие да главные, классические. Думал, что в классике всегда есть к чему стремиться, там нет предела совершенствованию. А со временем понял, что дело не в том, главная роль или не главная. Часто роль второго плана намного интереснее и значимее. Смотря как она выписана, какая на нее ложится смысловая нагрузка. Вот слуга Дон Жуана Лепорелло - роль второго плана, а именно на нем закручивается вся интрига. Эпизод вообще сыграть намного сложнее. Это в главной роли есть где развернуться, где показать себя. А в эпизоде - ты вышел и должен за короткое время так себя показать, чтобы зритель запомнил. Нравятся мне и отрицательные роли, они, как правило, интереснее прописаны, более характерные. А больше всего люблю комедийные, там можно много придумать, там есть где, что называется, «повалять дурака». Прикасаясь к любой из новых ролей, всегда стараюсь понять, почему мой персонаж поступает именно так, а не по-другому. И стремлюсь найти какие-то правильные краски и эмоции.

- А какой ваш любимый спектакль сегодня?

- Удивлю, если скажу, что мне нравятся все спектакли, в которых я принимаю участие? Мне нравится и небольшая роль Адама Свицкого в «Списках не значился», и главная - Князя в «Хануме». А сейчас театр готовит премьеру - «Венецианская вдова» по пьесе Лопе де Вега. Там я играю дядюшку главной героини, которую он страстно желает выдать замуж. Веселый спектакль, где играет много молодых наших актеров.

- А как у вас складываются отношения с молодежью? Считаете ли вы своим долгом подсказать им что-то, поделиться опытом?

- У нас очень талантливые молодые актеры. Полина Полковникова, Филипп Харций, Евгений Задорожный, Олег Хомутов заметно растут в профессиональном плане от спектакля к спектаклю. И очень хорошо, что у нас есть такая смена. Она должна быть, иначе театру конец. А что касается передачи опыта, то я избегаю какого-либо навязывания. Хотя могу подойти и тихонечко сказать: «А попробуй сделать вот так». И они молодцы, прислушиваются. Меня ведь тоже когда-то более опытные коллеги учили. Это нормально.

А какой у нас средний состав труппы! Ирина Баранникова, Александр Жуков, Илья Калинин, Владимир Лева, Игорь Барташ - пришли в театр совсем юными, а сегодня выросли до мастеров сцены, стали хорошо известными и любимыми зрителями артистами, на которых держится практически весь репертуар.

- Театр выполняет, как я понимаю, три главных функции: воспитательную, образовательную, развлекательную. Какая функция, на ваш взгляд, наиболее актуальна сейчас?

- Одно другому не мешает. Он должен и воспитывать, и учить, и развлекать. Театр вообще не может существовать отдельно от жизни вокруг. И, отражая жизнь, театр должен уметь потрясти, дать возможность зрителю задуматься, чему-то научиться. Я рад, что народ ходит в театр. Уверен, в Ставрополе самый лучший зритель. Когда выходишь на сцену, чувствуешь, что зал следит буквально за всем, он смеется, плачет и сопереживает вместе с тобой. Это здорово. Ведь успех спектакля зависит не только от актеров, но и от зрителя. А у нас он и очень театральный, и благодарный!

- Владимир Мнацаканович, а какой вы за подмостками театра?

- Самый обычный человек. Люблю свою жену, она моя главная помощница. Много читаю, пишу стихи, люблю музыку. Иногда даже сочиняю. Как отдыхаю? Как сказал Черчилль: «Вино, сигара и никакой гимнастики» (смеется). Люблю мясо. Нередко становлюсь к плите и готовлю плов, голубцы, шашлыки прекрасно жарю.

- А как вы относитесь к своим дням рождения? К нынешнему юбилею?

- Как к данности. Я хорошо осознаю, что восемьдесят - это восемьдесят, из них 60 лет я работаю в театре, 30 - руководитель Союза театральных деятелей Ставрополья, и они пролетели неожиданно быстро. Моя жизнь сложилась интересно, я просто не представляю ее по-другому. Именно театр оказался моим призванием, как бы это банально ни звучало. Наверное, я должен был пойти именно этой дорогой! Так что пока я нужен театру и пока есть силы, я буду работать, а значит и жить, как раньше. А к юбилеям отношусь философски и оптимистически, не люблю только шумиху. Хотя никуда не денешься - в марте будет мой бенефис. Так что жизнь течет дальше, все хорошо.

- Владимир Мнацаканович, долгих вам лет - и пусть все они по-прежнему пройдут на сцене родного театра, пройдут насыщенно, плодотворно, вдохновенно! Здоровья, тепла и заботы близких, радости творчества и любви! И с юбилеем!

Наталья МАКАГОНОВА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 1 (1 голос)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
2 + 4 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.