Вы здесь

НЕ ВСЕ. И НЕ СРАЗУ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

НАСКОЛЬКО ПРОСТО СТАВРОПОЛЬСКИМ ПАЦИЕНТАМ ПОПАСТЬ НА ПРИЕМ К УЗКОМУ СПЕЦИАЛИСТУ

В начале сентября Совет по стратегическому развитию и нацпроектам одобрил первые четыре паспорта из 13 национальных проектов, которые будут реализованы в России. Помимо «Образования», «Науки» и «Демографии» положительную оценку чиновников также получил проект «Здоровье». Что весьма примечательно, поскольку в самом стане функционеров мнения о нем звучат весьма неоднозначные. Пока лирики льют елей на будущее российской медицины, апеллируя к тому триллиону рублей, который предстоит освоить за шесть лет действия программы, скептики пеняют на русскую поговорку, что не бравый галоп доводит до цели, а знание пути. И как раз этого знания, по их мнению, не хватает содержательной части документа.

Как отмечает зампред Совета Федерации Евгений Бушмин, в нацпроекте почти не предусматривается реформа первичной медпомощи, хотя именно в этом звене кроется пласт кадровых и финансовых проблем. «Есть врач - есть доступность медпомощи, нет врача - нет доступности», - казалось бы, простая формула, уже изначально диктующая верный алгоритм решения задачи. Но нет, мы продолжаем мостить к телеге пятое колесо. В то время как, говоря о мерах борьбы с кадровым дефицитом и не реформируя саму амбулаторно-поликлиническую службу, не красим ли таким образом мы тяжелобольному губы красной помадой в надежде, что красота спасет не только мир, но и проблемного пациента в частности? Не знаю. Жираф, как пел Высоцкий, большой, ему видней.

Но то, что кадровая ситуация в здравоохранении по-прежнему оставляет желать если не лучшего, то уж стопроцентно большего, косвенно подтверждает наш эксперимент, когда журналист «Ставропольских ведомостей» попыталась разными способами записать своих детей на прием к узким специалистам в детских поликлиниках Ставрополя. Что из этого вышло?

Миссия «дозвониться и не сойти с ума»

Положа руку на сердце, еще не одно редакционное задание не давалось мне так легко, как это. Право, имея за плечами двенадцатилетний опыт материнства и двух детей школьного и дошкольного возраста, нужно еще постараться «быть не в тренде» всех современных возможностей по записи ребенка к врачу. Поэтому стоит ли удивляться, что редактор еще не успел выйти из кабинета, а рука уже набирала номер детской поликлиники. Шутка ли! Ведь это был тот самый один случай из ста, когда профессиональное совпало с личным и выдалась уникальная возможность прямо на рабочем месте заняться здоровьем собственных детей. Младшего наконец-таки записать к неврологу. Дочку к кардиологу. Что тоже, кстати, задача не из легких, если учесть, что прикреплены дети к разным поликлиникам.

Как такое возможно? Сказалось то самое «хотели как лучше». Согласно территориальному принципу наша многоэтажка относится к ГБУЗ СК «Городская поликлиника №4», и все жители дома должны быть прикреплены к данному медучреждению. Однако это владельцам личного автотранспорта семь верст не крюк, когда у нас дорога из пункта А в пункт Б занимает полчаса времени вместо тех десяти минут, что мы затрачивали до поликлиники, расположенной на улице Тухачевского. Плюс добавьте сюда любимого педиатра, которому ты доверяешь на сто процентов, и станет понятно, почему попросились обратно. И не только мы. Желающих остаться в привычных стенах оказалось столь много, что ни о какой разгрузке тех же педиатров речь уже не шла. Тогда-то вместе с руководством поликлиники и лечащим врачом и было принято соломоново решение, когда оставили одного ребенка.

И вот теперь я до одури, точнее до мозолей на подушечках пальцев, попеременно набирала шестизначные номера двух детских регистратур. 55-04-24... 99-23-35... 55-04-24... 99-23-35... 55-09-24... Тьфу, блин! 59-23-04... Да что ж такое!.. 55-04-24... 99-23-35...

Первыми трубку сняли в регистратуре детской поликлиники №3, вежливое «ожидайте», и пока дисциплинированно жду, слышу, как по ту сторону провода мой абонент общается с одной из мамочек:

- На сегодня к неврологу талонов нет. На завтра тоже. По платному? Это вам в кассе спросить нужно, прямо по коридору окошко. Ортопед? 8 октября вас устроит? Записываю. Алло, говорите... Аллооо...

Очнувшись от дремы, я, как в том анекдоте про двух чукч: «Водитель, а меня автобус довезет до Москвы? - Нет! - А меня?», - тоже спрашиваю про талон к неврологу. И ясное дело, что также получаю отрицательный ответ. Единственное, что может посоветовать мой собеседник, это «караулить» их на медицинском портале, вдруг кто-то из ранее записавшихся отменит прием. Или, например, завтра прийти пораньше в регистратуру. Должны быть.

Услышанное «пораньше» холодной струйкой пота сползает по спине. Сразу же вспоминаются родительские потоки из мам, пап, бабушек, дедушек и прочих родственников на подступах к поликлинике, которые были два года назад. А эта ругань в очереди, а скандалы типа: «Вас здесь не стояло», а гуляющие в толпе параллельные списки? Право, уж лучше замените, нет, не расстрелом, а платной клиникой. Нервные клетки все-таки важнее 800 рублей.

Хотя, как уверяют знакомые мамочки, с открытием новой поликлиники на улице Тюльпановой, в детской поликлинике №3 ситуация изменилась в лучшую сторону, сократив очередь как минимум в два раза. Да и сами администраторы говорят, что здесь давно ушли от практики «все сразу и скопом». Теперь новые талоны появляются в регистратуре не раз в неделю, а через день.

Однако проверять услышанное все равно нет ни желания, ни времени. Поэтому, поблагодарив за совет, пытаю счастья в поликлинике №4. Вдруг там повезет? Впрочем, когда десятая попытка дозвониться все так же потерпела сокрушительное фиаско, я вдруг поймала себя на мысли, что как-то неправильно формулирую свои желания. Они не имеют завершенной формы. Вот, бросаю слово «повезет». Но повезет в чем: дозвониться или получить талон? Ведь судя по 15 минутам, проведенным впустую у телефона, дозвониться в данное медучреждение - уже само по себе потрясающее везение! А тут еще талон прошу. И к кому? К кардиологу, которого в поликлинике, как выяснилось впоследствии, пока нет. Максимум, что могут предложить мне администраторы, - записать на прием к педиатру, а тот уже выдаст направление к нужному специалисту в профильное учреждение.

Куда? Скорее всего, в Краевой клинический консультативно-диагностический центр. В детских поликлиниках №1, 2, 3 - везде аншлаги, талонов нет. Когда будут? «Звоните, узнавайте либо смотрите на сайтах», - не сговариваясь, все как один советуют регистраторы. Дескать, сегодня все ставропольские медучреждения края хорошо автоматизированы и подключили свои информационные системы к сайтам, позволяющим осуществить запись к врачу онлайн. Что называется, удобно, быстро, эффективно. И негоже вам, дитя 21 века, телефоны обрывать, когда прогресс вон куда ушел!

Что ж, пришлось спешно его догонять. Лечить-то детей все равно нужно. Тогда почему бы не воспользоваться альтернативными возможностями записи на прием к врачу через интернет. А вдруг реально случится чудо и на той же платформе медицина-онлайн.рф или www.zdrav26.ru нас ожидают свободные талоны? Вон как многообещающее выглядит заставка, где черным по белому написано, что «на портале: 116 медицинских учреждений и 9 613 врачей». Один-то из них уж точно наш!

Кликай и жди октября

Пока регистрируюсь на сайтах, в голове навязчиво крутится песенка из детского мультфильма про ворону и сыр. Та самая, про «нам помнится, вороне, а может быть, собаке, а может быть, корове однажды повезло...». Однако лирическое настроение длится недолго. Его несколько омрачает пришедшая на компьютер рассылка медицинских новостей, из которой узнаю, что по усредненным данным в России не хватает как минимум 240 тысяч медиков. И несмотря на заверения чиновников, что ситуация выравнивается, если вникать в суть проблемы, окажется, что снижение дефицита кадров вызвано отнюдь не повышением зарплат и привлекательности врачебной профессии, а оптимизацией услуг, когда один врач вынужден работать «за троих», получая заработную плату за двоих. Мда, вот и выходит, что «не спорьте и не прыгайте, не пойте, не пляшите, там, где идет строительство или подвешен груз».

Особенно, когда груз раскачивается, и над твоей головой в частности. Ведь, как в итоге показал мой электронно-поликлинико-бродильный квест, записать ребенка на прием к узкому специалисту в городе можно. Другой вопрос: сколько придется ждать этого приема. Ибо каждая городская поликлиника - неважно, взрослая или детская - отдельное царство, живущее по своему распорядку и правилам. Одни выставляют талоны ровно на неделю, другие на месяц вперед. У одних по самую маковку забиты хирурги, зато есть время выпить чашку кофе у неврологов, у вторых к тем же неврологам не попасть и на коммерческой основе, зато есть свободные талоны у ортопедов и офтальмологов. Словом, все смешалось в системе краевого здравоохранения и сплелось в такой тугой узел, что попробуй-ка размотай! Хотите конкретики?

Итак, понедельник, 25 сентября, 12 ча-сов дня. Пытаюсь с помощью интернета записаться на прием к отоларингологу. В ГБУЗ СК «Городская детская поликлиника №1» запись идет на неделю до 28 сентября. Принимает один врач. Потому изначально без вариантов. Чего не скажешь о детской клинической поликлинике №2, где запись открыта вплоть до 2 октября, прием ведется три раза в неделю двумя специалистами и свободные талоны есть уже на этот четверг 27 сентября. Без серьезных препятствий вылечить шмыгающие носы могли и маленькие пациенты, относящиеся к поликлиникам №3 и №4, где и вовсе можно было попасть к врачу в день обращения. Забронировал талон, ребенка в охапку и беги.

Чего не скажешь о детском неврологе. Городская поликлиника №4 на сайте медицина-онлайн.рф представлена только одним специалистом. Потому и очередь к Залине Лечиевне расписана вплоть до 10 октября. До 5 октября бесполезно обивать интернет-пороги и в ГБУЗ СК «Городская детская поликлиника №3», несмотря на то, что прием там ведут 4 специалиста. Глухо как в танке и в ГБУЗ СК «Городская детская клиническая поликлиника №2», где тоже принимает один врач и график расписан по минутам. В этом плане повезло разве что юным ставропольцам, относящимся к ГБУЗ СК «Городская детская поликлиника №1». Здесь ведут прием два специалиста, талоны выдаются на неделю, и в понедельник онлайн можно было записаться к каждому из них. Чем, по всей видимости, и воспользовались бывалые мамочки, потому как уже на следующий день во вторник в те же 12 часов дня страница белела всеми оттенками белого и серого. Ни одного зеленого пятнышка, свидетельствующего о вакантном месте, не было.

Офтальмологи. Скажу так. Если вы, побывав у педиатра, решили между делом проверить и зрение любимого чада, вряд ли ваши планы так скоро осуществляться. В ГБУЗ СК «Городская детская поликлиника №3» ведут прием три специалиста. Однако первые талоны аж на понедельник 8 октября. В ГБУЗ СК «Городская детская поликлиника №1» два окулиста, и до 1 октября запись закрыта. До 4 октября все расписано в ГБУЗ СК «Городская детская клиническая поликлиника №2» и в ГБУЗ СК «Городская поликлиника №4».

У ваших деток столь серьезные проблемы со зрением? Не спешите пугаться, читатель. Как по мне, так проблема высосана из пальца и заключается в графике работы врачей данного профиля, который, мягко говоря, вызывает недоумение. Кто-то работает два раза в неделю, кто-то с 9:00-10.15...Находись мы не в здравоохранительном учреждении, а на рынке, не преминула бы заметить, что налицо искусственное создание спроса. Только вот непонятно, что в такой ситуации делать родителям, если, например, глаз у ребенка воспалился в четверг, а ближайший талон аж через неделю. Ходить и в прямом смысле слова лить горючие слезы? Или идти на прием к этому же самому врачу, но в частную клинику?

И, по всей видимости, заодно можно заскочить там же и к ортопеду. Все равно в ГБУЗ СК «Городская детская поликлиника №3» запись открыта только на пятницу 8 октября. А у ортопеда ГБУЗ СК «Городская поликлиника №4» Ольги Собиной уже и в тот день все забито под завязку. До октября нет смысла идти и в ГБУЗ СК «Городская детская поликлиника №1» и ГБУЗ СК «Городская детская клиническая поликлиника №2». Правда, в данных учреждениях талоны были выложены до 1 октября. И если караулить на сайте каждый день, забыв про домашние хлопоты или рабочие обязанности, все-таки есть шанс, что счастье улыбнется и на консультацию к специалисту твой ребенок попадет чуточку раньше.

В общем, не густо. Единственные узкие специалисты, к кому я смогла записать ребенка без проблем и прямо «сегодня, максимум завтра», стали лор, хирург и эндокринолог. Нужен ли мне был по медицинским показаниям кто-то из них? К счастью, нет. Поэтому сразу же и отменила прием. Зачем занимать место, когда оно не понарошку, а по правде может кому-то пригодиться? А вообще, подводя итоги эксперимента, хочется отметить, что он оставил после себя двоякое впечатление. С одной стороны, непонятно, для чего нужно было вбухивать миллионы рублей на создание, обслуживание и развитие медицинских платформ, когда элементарно не хватает врачей. Ведь де-факто раньше октября мне так и не удалось записать детей к врачу. А с другой стороны... Не вчера живу и прекрасно помню, что буквально год назад лист ожидания тех же самых узких специалистов составлял месяц и дольше. Следовательно, сдвиги все же есть, они положительные и их сложно не заметить. Да, хочется большего и хочется куда более оперативного реагирования на наши запросы. Но уже отрадно, что не топчемся на месте и начинаем шагать. А дорогу, как известно, осилит идущий. Жаль только, что непонятно, когда.

Марина КАНДРАШКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
2 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.