Вы здесь

ОБРАТНОГО ХОДА ОТХОДАМ НЕТ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Реформирование отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами стало одной из центральных тем состоявшегося на минувшей неделе совета законодателей Ставропольского края. Участие в мероприятии, помимо парламентариев краевой и федеральной думы, приняли представители министерства ЖКХ, органов местного самоуправления региона и первого краевого регоператора ООО «Эко-Сити».

То, что вопрос, вынесенный на обсуждение, серьезный и крайне важный, понимают все. Касается он каждого из нас. Несомненно и то, что та система обращения с отходами, которая существовала в России долгие годы - а вернее, ее отсутствие: мусор просто свозили на свалки или же куда придется - может привести к очень серьезным, а то и необратимым последствиям. Так что решение о старте масштабной реформы отрасли является выстраданным и долгожданным.

Час икс переносился несколько раз. Мешала неготовность законодательной базы, как федеральной, так и региональной. Да и сегодня, несмотря на начавшиеся в ряде субъектов РФ перемены, ситуация складывается крайне неоднозначная, и многие регионы к масштабной работе в полной мере не приступили.

«Согласно федеральному законодательству, до 1 мая этого года в стране должны быть определены все региональные операторы, а до 1 июля утверждены тарифы. На деле же девять территорий РФ даже не объявили конкурсы на выбор региональных операторов. Что касается остальных, то 50 процентов протоколов о выборе регоператоров либо оспариваются в суде, либо опротестованы Федеральной антимонопольной службой. Не все гладко и с территориальными схемами обращения с отходами. В конце прошлого года в законодательство были внесены изменения, и теперь большинство терсхем, в том числе и та, что утверждена у нас в Ставропольском крае, подлежат пересмотру», - охарактеризовала ситуацию по стране зампред Госдумы РФ Ольга Тимофеева.

Вместе с тем, как было отмечено, занимаются реформой отрасли сегодня четыре ведомства - министерство строительства и ЖКХ РФ, минпромторг, минприроды и ФАС. Ну а так как единое видение проблемы до сих пор не сформировано, то порой предпринимаются попытки внести в законодательство прямо противоположные по смыслу поправки. Доработки требует законодательная база, тарифное регулирование. Так получилось, что из законодательного поля выпали строительный мусор, сельскохозяйственные и медицинские отходы. В общем, вопросов - много.

А потому неудивительно, что население не встречает перемены с бурной радостью, тем более что на него-то и ложится основная финансовая нагрузка.

«Все эти вопросы обязательно нужно выносить на публичное обсуждение, и включаться в разъяснительную работу должны не только представители органов местного самоуправления и министерства ЖКХ, но и организации, на которые возложены функции регионального оператора», - подчеркнула заместитель председателя Государственной Думы РФ.

Широкое обсуждение должно быть организовано и по поводу предполагаемого размещения в регионе КМВ крупного мусоросжигательного завода.

«Мы должны проговаривать с людьми буквально каждый шаг. Только так можно предотвратить волну общественного возмущения», - констатировала она.

А Михаил Кузьмин по этому поводу отметил, что, к сожалению, в ходе реформы будут приниматься и непопулярные решения, в том числе по поводу создания новых мусорных кластеров.

«Понятно, что ни один населенный пункт не поднимет руку за то, что такой объект разместят поблизости от него. Но и перемен не избежать», - полагает он.

В любом случае, посыл наших земляков из Государственной Думы таков - мусорная реформа стартовала, и свернуть ее не получится, а значит, надо вести работу.

О том, что сегодня в этом плане делается на Ставрополье, рассказал министр ЖКХ края Роман Марченко.

Напомним, первый региональный оператор приступил к работе в крае с 1 января этого года. Во втором полугодии начнут свою деятельность еще два, а четвертый регоператор - в зоне КМВ - приступит к выполнению обязанностей с 1 января 2019 года.

Важный момент, что с началом деятельности региональных операторов твердые коммунальные отходы должны размещаться только на специализированных и лицензированных объектах. В настоящий момент в крае имеют соответствующие лицензии 10 объектов размещения ТКО, все они включены в государственный реестр. Имеется в регионе и мусоросжигательный завод.

«Мощности этих объектов в полной мере обеспечивают потребности края в обработке и размещении ТКО», - подчеркнул министр.

Если говорить о тарифной политике, то следует отметить, что пока единый предельный тариф установлен только для 1-й зоны, составляет он 694,49

рубля за кубический метр. Такая сумма, как пояснил Роман Марченко, получена исходя из затрат организаций, осуществляющих сбор и транспортирование, очистку и захоронение ТКО, работу регионального оператора по заключению договоров и абонентскому обслуживанию, налоговой составляющей и других обязательных расходов. Плюс к этому значимая статья затрат - плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Вместе с тем министр отметил, что согласно предварительным расчетам по остальным зонам, существенных изменений и роста тарифа не предвидится. Ориентировочно они останутся в пределах цифр первой зоны - от 65 рублей с человека в сельских населенных пунктах до максимальных 130 рублей в городских округах.

Если говорить о проценте охвата населения договорными отношениями по сбору и вывозу ТКО, то охвачено ими в настоящий момент порядка 470 тысяч абонентов из миллиона, которые проживают в первой зоне. И работа эта продолжается.

470 тысяч - это много или мало? По этому поводу звучали опять-таки противоположные высказывания. Часть выступавших стали, что регоператор ведет работу по заключению договоров недостаточными темпами, другие наоборот говорили, что реформа только началась. И проделан регоператором за это время очень приличный пласт работы, причем в этом направлении он первопроходец. И ругать его не за что.

Исполнительный директор ООО «Эко-Сити» Евгений Сабельников рассказал, что серьезная проблема в настоящий момент - обмен базами данных. У регоператора до сих пор нет законной информации о количестве проживающих людей в частных домах. Также нет данных о юридических лицах, их количестве, контактах.

«Но коль уж вы вышли на аукцион, значит, все необходимые сведения у вас должны были быть, иначе как вы могли просчитать объемы работы, за которую беретесь?» - прозвучала реплика со стороны депутатов.

Однако развивать эту тему дальше не стали.

Волнует регоператора и другой вопрос - по поводу арендуемых квартир.

«Все квартиры, которые сдаются, не имеют начисления. Например, по Перспективному и Олимпийскому районам указано, что проживает 21 тысяча человек, но там явно больше. У регионального оператора нет права проверять, сколько людей проживает в помещениях», - подчеркивал исполнительный директор ООО «Эко-Сити» Евгений Сабельников.

Вопрос этот, так же как и предыдущий, требует законодательного регулирования.

До конца не ясно, и какие меры будут приниматься к тем, кто откажется заключать договора с региональным оператором или не захочет платить за его услуги.

«Нужно прописать штрафы для населения», - предложил регоператор.

«Тогда на законодательном уровне необходимо оговорить и более жесткие штрафы в отношении самого регоператора - за несвоевременный вывоз мусора, некачественное оказание услуг, за захоронение необработанных отходов», - говорили депутаты.

Свое видение ситуации есть и у представителей муниципальных образований. Так, председатель городской думы г. Ставрополя Георгий Колягин отметил, что реформа в сфере обращения с ТКО - необходима. Вместе с тем он обратил внимание собравшихся на ряд вопросов.

В том числе на то, что система укрупненных лотов и ограничительных мер в виде 50-миллионного залога при проведении конкурса на выбор регионального оператора отстранила от участия в нем практически всех, кто до этого занимался вывозом мусора в Ставрополе. Это стало настоящим ударом по бизнесу.

«Условия конкурсов должны измениться, чтобы в них могло принять участие более широкое представительство бизнеса», - отметил он.

Еще один момент - контракт на вывоз мусора должен быть не одногодичным, а рассчитанным на срок от 3 до 5 лет. Кратковременный контракт не пойдет на пользу развитию предприятия, которое вкладывает деньги в технику.

А еще, по данным Георгия Колягина, норматив потребления ТКО по Ставрополью завышен примерно в 1,5 раза. Если взять весь мусор, который образовывают по нормативу жители Ставрополя - а их 435 тысяч, то на территории города должно образовываться 184 тысячи тонн мусора в год. А в 2016 году - более свежих данных нет - полигоны, которые обслуживали Ставрополь, приняли от населения и предприятий города, а также соседнего Михайловска, Шпаковского района и ряда муниципалитетов Изобильненского, всего 150 тысяч тонн мусора. Несостыковка налицо.

Опять-таки за счет чего образовываются отходы у населения? Конечно, за счет приобретения товаров. Но если у нас заработная плата меньше, чем, к примеру, в Краснодаре, то почему норматив в Ставрополе больше, чем в столице соседнего региона?

Представители Кочубеевского района внесли предложение организовать целевой фонд, по аналогии с дорожным, где бы собирались деньги на ликвидацию свалок, которые имеются около каждого муниципального образования.

По итогам заседания принято решение с рекомендациями министерству ЖКХ края, органам местного самоуправления и Комитету думы Ставропольского края. Тему реформирования отрасли ТКО «Ведомости» будут отслеживать и в дальнейшем.

Ирина ПОСТОВАЯ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
5 + 13 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.