Вы здесь
ОТКУДА ТЫ, ЯБЛОЧКО, НАЛИВНОЕ ДА СЛАДКОЕ?
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).На волне импортозамещения в России быстрыми темпами развивается садоводство. Что вполне оправданно, если учесть, что на сегодняшний день страна обеспечивает себя теми же яблоками не более чем на 25 процентов. Остальное завезли из-за рубежа. Вот и бьют тревогу федеральные чиновники, дескать, если срочно не принять меры, «превалирующий импорт будет только повышаться в среднем на 3-4 процента в год». Следовательно, пора растить свои собственные интенсивные сады на площади около 120 тысяч гектаров.
Чем, собственно, и занимаются на Ставрополье, где отголоски дефицита вылились в серьезную программу поддержки развития садов суперинтенсивного типа. Например, только в прошлом году более 200 хозяйств, расположенных на 5 территориях края - Ипатовском, Минераловодском, Георгиевском городских округах, Андроповском и Предгорном муниципальных районах - стали участниками проекта. И сегодня регион ежегодно прирастает десятками гектаров новых садов, позволяющих к 2020 году строить планы об урожае ни много ни мало, а в 200 тысяч тонн яблок!
Благо, что и найти качественный посадочный материал как для крупных садоводов, так и дачников-любителей - задача с известными величинами, алгоритм решения которой расположен в СПК «Восход», базирующемся на хуторе Липчанский Кировского района. Вот уже много лет под руководством семейной династии Трофимовых здесь в промышленном масштабе выращивают саженцы плодовых деревьев и реализуют плодовую продукцию.
Словом, хозяйство емкое, хлопотное, поэтому и Александра Трофимова мы застаем не в кресле руководителя, а на испытательной площадке, куда попросились ученые из другого региона, чтобы проверить, как приживутся их саженцы в нашем климате. Вот и присматривается к ним опытный садовод не только сугубо из профессионального интереса, но и как директор, оценивая экономические перспективы сорта. Иначе, говорит, никак. Потребительские вкусы и предпочтения постоянно меняются. Даже если на протяжении нескольких лет сорт стабильно пользовался спросом, его могут забыть уже на следующий день в пользу заморской диковинки.
- Взять ту же грушу «Талгарская красавица». Сорт прекрасно приспособлен к нашему климату и почвам, показывает высокую урожайность. Хотя деревья бывают и перегружены, производитель на выходе получает качественные плоды, однородные по всей кроне, с привлекательным окрасом, вкусовыми качествами и высокими транспортабельными свойствами, и тем не менее спрос на нее сегодня упал. Как и со сливой «Кубанская ранняя». Еще пять лет назад весь посадочный материал уходил у нас на ура. Потому что данная разновидность практически не поражается никакой болезнью, нужна разве что обработка от вредителей, которая стоит на порядок дешевле, нежели иные уходовые процедуры. Однако в этом сезоне хитами продаж стали «Анжелина», «Блэк стар», «Гросса де фелиссио». Они тоже качественные, прекрасно показывают себя в нашем климате, просто налицо та самая тенденция, что если сельское хозяйство - это игра в шашки, когда нужно просчитывать свои ходы на год вперед, то садоводство сродни шахматам, где каждый ход - это пятилетка. Именно столько времени должно пройти, прежде чем вложения окупятся и сад начнет приносить прибыль, - делится директор СПК «Восход» Александр Трофимов.
И совсем не лукавит, называя содержание сада не просто дорогим, а очень дорогим удовольствием. Ведь земля здесь является основным средством производства, которое как минимум на четыре года выводится из оборота при условии, что траты на подготовку почвы, закладку самого сада, его содержание продолжают расти в арифметической прогрессии. Наверное, поэтому раньше данная отрасль и была вотчиной аристократии.
Хотя наш собеседник в своей родословной наличие голубой крови отрицает. Зато крестьян в роду было сколько хочешь. Отсюда и выбрал для себя профессию агронома-плодоовощевода и приехал на кировскую землю, где в местном хозяйстве изначально на 600 гектарах росли яблони, черешня, слива, абрикосы, за которыми ухаживал огромный штат сотрудников. Почти весь хутор работал в саду!
- Самое яркое впечатление из детства? Когда в период сбора урожая весь колхозный двор и хранилище были уставлены контейнерами и высокими колоннами из ящиков, между которыми мы с местными мальчишками протискивались в узкие щели, рискуя вызвать гнев сторожа, который каждый раз выпроваживал нас на улицу, чтобы через какое-то время снова обнаружить на складе, - с улыбкой подключается к разговору и Андрей Трофимов.
Сын, коллега и правая рука своего отца, у которого наследственной оказалась тяга не только к земле, но и к профессии. Поэтому теперь в СПК «Восход» сразу два агронома, когда опыт и знания старшего поколения гармонично перекликаются с прогрессивным видением современной молодежи, готовой привносить и обогащать садоводческую отрасль своими идеями и наработками, делая ее мобильной и гибкой для каждого потребителя. Ведь именно с приходом Трофимова-младшего производство саженцев из личных потребностей выделилось в отдельное, причем весьма успешное направление хозяйства.
«Ред делишес», «Мистар», «Орфей», «Подарок Ставрополью», «Ред чиф», «Заря Ставрополья», «Моди», «Марго», «Ника», «Джулия», «Джаромино», «Жеромин», «Кримсорн крисп», «Егоровское», «Кармен», «Щедрость», «Женева Эрли»... Да уж, человеку неподготовленному запутаться в этом вкусном уже на слух ассортименте яблоневых саженцев проще простого. А тут еще фантазию будоражат названия сортов черешни - «Биг стар», «Донецкий уголек», «Свит харт», «Этокская красавица», «Регина», «Александрия», «Кордия», «Исполинская», «Саммит»... А сливы? А груши? Определенно, я понимаю тягу дачников к экспериментам, когда на небольшом участке хочется компактно разместить все, сразу и как можно больше!
- А потом удивляться, почему нет плодов, и корить продавцов, мол, неликвид подбросили, пойду-ка куплю новый саженец. И это деревце не прижилось? Куплю еще три! Вдруг, если долго мучиться, что-то да получится. Правда, это «что-то» может совсем не соответствовать нашим ожиданиям, - описывает вполне типичную ситуацию из жизни садоводов-любителей Андрей Александрович.
Описывает со знанием дела, так как, несмотря на то, что ориентировано предприятие изначально на крупных оптовиков, частники тоже давно проложили тропинку в питомник. Сначала просто распробовать местные фрукты, а потом, чтобы приобрести саженцы понравившихся сортов и для своих придомовых участков. И все бы оно хорошо, но...
- Очень жаль, что сегодня глагол «сажать» многие понимают буквально: ткнуть, закопать, определить на место. Или, если уж совсем заморочиться, сделать все по инструкции в учебнике садоводства. В то время как истинное значение данного действия подразумевает обеспечить долговечность и здоровье дерева. Иначе непонятно, зачем тыкаем и закапываем. А технология посадки тех же косточковых и семечковых саженцев может отличаться в разы. Черешня, к примеру, не любит переувлажнения почвы, когда для яблони, чтобы налить качественный плод хороших размеров, необходима влага. Скажу даже больше, разные сорта одного фруктового дерева требуют индивидуального подхода, когда у них отличается технология защиты, обработки, обрезки, формирования кроны. Одни деревья растут острыми углами, другие раскидисто, отвоевывая территорию вширь, третьи тянутся ввысь. И все это нужно обязательно учитывать, - делится азами профессии наш собеседник, пока отец не сводит с сына одобрительного взгляда.
Видно, что гордится. Не только как сыном. Но и грамотным специалистом, которого неоднократно пытались переманить в другие именитые и известные на всю страну питомники. Но Андрей остался здесь. И играет бок о бок с отцом в шахматы. Садоводческие. Где по одну сторону доски расположились интересы бизнеса, чтобы первый урожай не пришлось слишком долго ждать, а по другую прочно обосновалось понимание, что недопустимо в этой коммерческой спешке искалечить дерево. И не потому, что на кону репутация. За годы работы Трофимовы все и всем доказали. Скорее это жизненная позиция, нашедшая отражение и в хозяйственном ведении дел, когда сермяжный лозунг продавцов «прибыль любой ценой» явно не про них.
Да, работы в саду хватает на целый год, а получить отдачу можно в течение всего нескольких недель весной и осенью. Да, на рынке саженцев в последнее время установился такой же порядок, как и на рынке фруктов и овощей: кто первым начнет продавать, тот и заработает. Но это вовсе не значит, что можно нарушить все жизненные циклы молодого дерева и выкопать его раньше, нежели оно готово к транспортировке. Ведь задача каждого уважающего себя садовода не просто вырастить дерево, а вырастить здоровое дерево, которое будет долго-долго служить человеку.
К слову, с изрядной долей скепсиса Трофимовы относятся и к вспыхивающим время от времени в околопрофессиональной среде дебатам на тему, какой саженец лучше: однолетний, двух- или трехлетка.
- Здесь нужно смотреть не на возраст, а на технологию подготовки посадочного материала и что в итоге желает получить оптовик. Поэтому когда он приезжает к нам в питомник, первым делом садимся за стол и на бумаге просчитываем желание и финансовые возможности садовода, между которыми и ищем золотую середину. Зачастую эти два основополагающих критерия не совпадают. Хотя бывают и исключения. Например, в прошлом году к нам приезжал очень серьезный партнер, который посадил сад прошлой осенью и уже недавно снял первый урожай. Но там суперинтенсивное садоводство, где высокие технологии напичканы на каждом шагу. Это и капельный полив, и шпалера, и мониторинг вместе с компьютерным обеспечением питания каждого дерева, и противоградовая система. Думаю, что вряд ли каждому садоводу сегодня по силам в период закладки сада и формирования «умной» инфраструктуры вложить в процесс более трех миллионов рублей на гектар. Ну, или миллион рублей, если речь идет просто об интенсивном производстве без приставки супер, - разводит руками Александр Трофимов.
Право, пока осмысливаешь эти ценники, начинаешь понимать, почему круг садоводов в крае довольно узок и каждый представитель этого элитного клуба знает друг друга не только по имени, но и насущным проблемам хозяйства.
Как мы уже говорили, в СПК «Восход» не только выращивают саженцы, но и есть шикарный сад, где растут груши, яблоки, сливы. Есть и отдельная клетка с земляникой. Поэтому вопрос со строительством плодохранилища с каждым годом становится все острее. Причем заставляет Трофимовых в очередной раз сесть за шахматную партию и тот факт, что через два года помимо имеющихся 47 гектаров начнет плодоносить и молодой сад, который сегодня только набирает жизненную силу.
Не будем гневить Бога, с рынком сбыта проблем у хозяйства нет и сейчас, когда качественную продукцию перекупщики забирают разве что не с поля. Но в свежих, качественных, относительно недорогих фруктах ставропольцы нуждаются круглый год. Вот и производят отец и сын подсчеты, которые выливаются в круглую сумму в 24 миллиона рублей. Дорого. Болезненно. Тяжело. Поэтому в разговоре то и дело повисает тревожное: «А потянем ли?»
Но вот какая странная штука, читатель: стоит нам во время экскурсии зайти в сад или питомник, как Трофимовы меняются на глазах. Куда-то улетучивается сомнение и появляется азарт, когда отец и сын чуть ли не наперегонки рассказывают о новых, перспективных или своих любимых сортах. И ты сердцем понимаешь, что потянут. Потому что когда человек так влюблен в свое дело, он горы сворачивает, не то что финансовые барьеры. Ну и, в конце концов, не зря же сами Трофимовы говорят, что из всех сортов яблок Северный Кавказ больше всего любит сладкие. Нужно же кому-то восполнять дефицит!
Марина КАНДРАШКИНА.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru
Добавить комментарий