Вы здесь
ОТ «КОЛОБКА» ДО «ДЕТЕЙ КАПИТАНА ГРАНТА»
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Обычно в конце марта, в дни школьных каникул, в России проводится Неделя детской книги. «Книжкина неделя» приурочена к Международному дню детской книги, который отмечается 2 апреля - в день рождения Г.Х. Андерсена. Учрежден этот праздник Международным советом по детской и юношеской литературе, и впервые его отметили в 1967 году. В этот день раз в два года детским писателям и художникам присуждается главная награда - Международная премия имени Г. Х. Андерсена с вручением золотой медали. Эту престижную награду часто называют Малой Нобелевской премией.
Однако в этом году все мероприятия – встречи с писателями, различные мероприятия в библиотеках, квесты, литературные чтения - в лучшем случае ушли в онлайн-режим. Тем не менее затянувшиеся школьные каникулы и некоторые ограничения в плане детского отдыха – прекрасный повод обратить свое внимание к книгам.
«Ради скорого младенческого научения»
Изначально основным детским чтением были церковные книги или своды правил поведения. Первую славянскую печатную «Азбуку» создал Иван Федоров в 1574 году «ради скорого младенческого научения», а первую в мире детскую книжку с картинками создал в 1844 году немецкий психиатр Генрих Гофман. После этого иллюстрации в детских книгах для малышей стали обязательным атрибутом.
А вообще же детская печатная литература - относительно молодой жанр, так как долгое время сказки и разного рода поучительные истории не издавались в печатном формате, а передавались из уст в уста.
В эпоху Просвещения были созданы такие шедевры литературы, как «Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Гулливер» Д.Свифт, «Дон Кихот» М. Сервантес, и были не только поучительными, но и интересными. К тому же написаны они были простым языком, который понимали даже маленькие читатели.
В XIX веке в Европе появляются сказки Шарля Перро, Андерсена, братьев Гримм, а в России в это время публикуются «Конек-горбунок», «Аленький цветочек» и самым популярным детским автором того времени становится Александр Сергеевич Пушкин. Сегодня все эти произведения составляют золотой фонд детской литературы.
И все-таки читают!
Несмотря на то, что современные дети очень много времени проводят с новомодными гаджетами, читать они по-прежнему любят. И выбор детской литературы сегодня широк как никогда – от библиотек с потертыми книжками любимых детских писателей XX века до больших книжных магазинов с ярко иллюстрированными дорогущими изданиями последних лет и новых авторов. Такого многообразия детских книг на полках магазинов не было бы, если бы не было на него спроса. По-прежнему для ребенка книга - это новые эмоции, развитие, кругозор. И урок воспитания. Поэтому родителям к выбору произведений для маленьких читателей нужно подходить ответственно. Среди многообразия современной детской литературы очень много такого, что можно назвать мусором: прочитал - и тут же забыл, не задумался о чем-то важном, не сделал свои детские выводы, не захотел перечитать вновь.
Что же рекомендуют читать современным детям педагоги? Конечно, как и сто лет назад, родители в первую очередь знакомят детей со сказками Пушкина. Абсолютно всем маленьким детям очень нравится звучание мелодичных и легких стихотворений А. Барто, С. Михалкова, В. Берестова, Е. Благининой, К. Чуковского. А вот когда малыши подрастают, тут уже их интересы разнятся, поэтому стоит пробовать разные жанры и авторов, это поможет ребенку найти свои книги. Вне времени повести и рассказы Н. Носова, В. Драгунского, И. Пивоваровой, А. Линдгрен, Э. Успенского, особенно с хорошими иллюстрациями. Они до сих пор способны удивить юного читателя и навсегда оставить след в его душе. Ведь хорошие книги и учат, и воспитывают.
Многочисленные опросы экспертов по данной проблеме показывают, что примерно треть опрошенных детей в возрасте 10–15 лет «любят читать, но не хватает времени». Еще треть подростков сказали, что «читают много». И примерно каждый десятый из опрошенных детей признается: «Читаю редко, не люблю». Также общеизвестен тот факт, что любовь к чтению у детей часто зависит от возраста – чем старше, тем меньше времени уделяют книгам. Что и не удивительно – современные дети очень загружены школой и многочисленными дополнительными увлечениями, так что на книгу действительно остается мало времени. А уж в старших классах, когда на горизонте замаячит ЕГЭ, подросткам успевать бы справляться с предэкзаменационной подготовкой.
Так как же привить ребенку любовь к чтению? На просторах Интернета на эту тему много споров. Например, такой комментарий мамы дошкольника: «Ребенок любит читать только то, что ему интересно. Еще больше любит, чтобы читала ему я. Я не переживаю. Любовь к чтению нельзя навязать. Ее можно только стимулировать и мотивировать, а заставлять не имеет смысла. А вот рекомендовать первую книгу ребенку нужно такую, чтоб у него дух захватило».
Еще одна мама делится своим опытом: «Это очень зависит от примера родителей. У нас и я, и муж очень много читаем. Ребенок с малого возраста видел эту картину, что ему еще оставалось - только брать книгу в руки. Ну и считаю, что книг у ребенка должно быть много разных, все-таки какая-то тема ему понравится».
А вот отсюда идет еще одна из важнейших проблем – высокие цены на книги.
«Сходите ради развлечения в любой книжный магазин и обратите внимание на цены на детские книжки, потом задайтесь вопросом, за сколько детям предлагается «полюбить читать»? Вот не интересны моей внучке книжки советские - там нет ярких картинок, а за 590 рублей покупать простенькие тупые сказки я не могу и не хочу. И как с этим справляться?»
Универсальных советов тут дать, конечно, никто не может, к каждой ситуации свое решение. Но попробовать все-таки отвести ребенка в библиотеку стоит - ее атмосфера может произвести сильное впечатление. Ну нет таких детей, которые ушли бы оттуда с пустыми руками.
Дети 8-10 лет читают ради информации, им интересно многое. А вот 12-15-летние читают о себе, говорят эксперты. Они разбираются таким образом в себе. Это для них своеобразное зеркало. Например, по поводу книги Нины Дашевской «Я не тормоз» дети писали такие отзывы: «Ой, я узнала себя», «Я посмотрел на себя в зеркало» и т.д. Среди книг современных школьников часто можно видеть «Детей Ворона» Ю. Яковлева, «Тоню Глиммердал» М. Парр, популярна повесть Б. Мазини «Дети в лесу», вне времени В. Осеева, А. Волков, Т. Янссен.
Что читают зарубежные ровесники
А что же читают дети за рубежом? Чаще всего обязательной программой идет классика.
Во Франции отдельного предмета «Литература» нет, но есть рекомендованный список произведений. Французская классика читается в обязательном порядке - это Ж-Б. Мольер, В. Гюго, Э. Золя, конечно же «Маленький принц» А. Экзюпери, «Госпожа Бовари» Г. Флобера.
В США тоже нет единой школьной программы по литературе, однако есть книги, которые знает каждый американский ученик - «Убить пересмешника» Х. Ли, «Приключения Гекльберри Финна» М. Твена, «Повелитель мух» У. Голдинга и «Великий Гэтсби» Ф. Фицджеральда. А каждый маленький житель Калифорнии обязан прочитать «Остров голубых дельфинов» С. О'Делла – книгу о местных жителях, которых колонизировали испанцы.
В Великобритании основу школьной программы также составляют произведения английской классики. А так как английская классика прочно вошла в состав мировой, то список книг, рекомендованный британским школьникам, для любого образованного человека будет выглядеть очень знакомым. Это любимые многими поколениями Ч. Диккенс, Д. Остин, Д. Стейнбек, Л. Стивенсон. И конечно, школьная литература в Великобритании не может обойтись без произведений У. Шекспира, а также Д. Роулинг с ее ставшим известным на весь мир «Гарри Поттером».
А вот нидерландских школьников не слишком утруждают чтением классической литературы. Помимо «Похвалы глупости» Эразма Роттердамского и «Убежище. Дневник в письмах» Анны Франк», в список рекомендованной литературы входят любимые современными детьми «Сумерки» С.Майер, «Голодные игры» С.Коллинз, «Второй шанс» Ф. Поццо ди Борго, известный тем, что по нему снят фильм «1+1: Неприкасаемые».
В Германии прежде всего обязательны к изучению произведения немецких авторов и классика мировой литературы - Г. Лессинг, И. Гете, Э. Ремарк, Ф. Кафка и Э. Хемингуэй, а основу китайской литературы составляют «Суждения и беседы» Конфуция и классические китайские романы.
Итальянские дети обязательно читают классику итальянской литературы - «Божественную комедию» Данте. За время учебы итальянские школьники знакомятся с творчеством практически всех своих писателей с начала юлианского календаря и до нашего века. Для греческих школьников программа по литературе обязательно включает произведения Гомера.
Марина АПЛЕМАХ.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru
Добавить комментарий