Вы здесь
ПАЙЩИК ВАЖЕН И НА ЦЕПЬ ПОСАЖЕН
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).На краевой карте земельных конфликтов появляется еще одна пылающая точка - ОАО «Надежда» Новоселицкого района. Если не вдаваться в подробности, ситуация стандартная - крестьяне хотят забрать из хозяйства паи, арендатор - против. Но как показывает практика, за стандартными ситуациями порой кроются отнюдь не классические способы решения проблем.
В будущее с надеждой, но без «Надежды»
Колхоз имени Ленина, былая гордость и слава всего Новоселицкого района, окончательно обанкротился в конце 90-х годов. И до 2004 года представлял собой растерзанного великана, на теле которого за земельный надел сражались не на жизнь, а на смерть два предприятия - ОАО «Надежда» и «Колос». Правопреемником стало ОАО «Надежда», которое чуть позже возглавил Руслан Амирханов. И, как отмечают новосельцы, первые годы претензий к новому руководителю не было никаких: вежливый, обходительный, по паям рассчитывался до копеечки, точно в срок. Поэтому когда в 2010 году пришло время перезаключать договор аренды на землю, многие сельчане, поддавшись на красивые обещания арендатора, оставили паи в хозяйстве. Но ведь не зря народная мудрость гласит, что от слова до дела целая верста. В чем на собственном опыте и довелось убедиться новосельцам.
- Сегодня мы живем со стойким ощущением, что являемся не хозяевами своей земли, а досадным приложением к ней. Причем приложением настолько лишним, что траты на его обслуживание из года в год минимизируются. Мало того, что до недавних событий у нас была одна из самых низких плат за пай, так еще нарушаются сроки расчета за зерно, не вскапываются огороды, не отлажена система выдачи хлеба по талонам. Земельный налог и тот в июне платим мы, а потом ждем до января, пока арендатор возместит нам эти три-четыре тысячи, - делятся своими бедами люди.
По их словам, оставляет желать лучшего в ОАО «Надежда» и доставка зерна, муки, растительного масла, положенных на пай.
- У нас не жизнь, а сплошное «Что? Где? Когда», - иронизирует один из наших собеседников. - Потому как наш «интеллектуальный» клуб пайщиков никогда наперед не знает, что получит, когда и на каком складе. И результат всегда 6:0 в пользу арендатора! Ведь кто будет разбирать продукты в будни, когда все на работе и вас никто не предупредил о приезде машины? Но тем не менее галочку себе руководство «Надежды» ставит, дескать, обязательство выполнили. А то, что люди не получили продукцию - это уже их проблемы. Нанимайте машину и приезжайте сами! Правда, муку на одном складе заберешь, зерно - на другом, масло - на третьем. И полбеды, если бы все имелось на складах. Вот как закрутили гайки, - разводят руками наши собеседники.
Но гайки ли? И закрутили ли? Действия руководства ОАО «Надежда» больше напоминают сжатие пружины, которая имеет свойство не только деформироваться, но и резко выпрямляться, принимая изначальное положение. Собственно, что и произошло в селе Новоселицком, когда прошлым летом часть пайщиков решила, что с них довольно, пора уходить. О чем и поставила в известность руководителя сельхозпредприятия Р. Амирханова. Мол, отношения у нас не сложились, поэтому дорабатываем до 2020 года, когда истекает срок договора аренды, и расстаемся с миром. По примерным подсчетам, речь шла о 800 гектарах, примерно пятой части одного из арендуемых участков. Амирханов в ответ промолчал.
Меняю сто рублей на двести
А 10 июня 2017 года в районной газете появилось объявление о проведении общего собрания собственников земельных долей, где четвертым пунктом значился вопрос «Об условиях договора аренды земельного участка». Инициатор собрания - ОАО «Надежда».
Надо ли говорить, что село гудело? Наконец-то грядет повышение! Тем более что догадку подтвердили и в самом хозяйстве. Дескать, все верно: увеличиваем арендную плату на пай с 3 до 4 тонн, а собираемся лишь для того, чтобы уладить некие бумажные формальности.
Что бунтари? На мякину не повелись, насторожившись в ожидании подвоха. Уж больно странным выглядел этот экстренный созыв. Вон у соседей повысили арендную плату без всякого сбора, просто приказом директора, а тут такая помпезность. Да и по Новоселицкому поползли слухи, что все эти годы руководство «Надежды» скупало доли у всех желающих продать землю, и теперь на каждый надел выписывается отдельная доверенность и на разных людей. Делается все очень быстро, чтобы успеть к общему собранию. Но для чего нужна подобная массовка?
Понимая, что без юридической помощи в этом лихом замесе они быстро увязнут, пайщики тоже делают ход конем и нанимают человека, представляющего их интересы. Мол, хотите сыграть в шахматы? Мы играем белыми. В день собрания в клубе царил аншлаг. Как следует из регистрационного листа, в клубе присутствовало 120 пайщиков лично и 54 человека по доверенностям. Итого 59,4 процента от общего количества участников долевой собственности.
Хотя, как уверяет доверенное лицо Юрий Величко, это неполные данные. В списках не хватает как минимум еще десяти пайщиков.
- Поскольку доверенностей было много, чтобы все зарегистрировать, приходилось бегать от одного стола к другому. Поэтому я очень удивился, когда на середине процесса рабочая комиссия вдруг решила завершить регистрацию, игнорируя наши просьбы о внесении в списки присутствующих еще нескольких моих доверителей, - замечает он.
Однако странно. Как правило, инициаторы собрания борются за каждого пришедшего пайщика, помня аксиому, что чем толще регистрационный журнал, тем меньше проблем у арендатора в будущем. Здесь же люди «терялись» не только на входе в актовый зал, но и «испарялись в воздухе», сидя и голосуя на собрании. Банальный пример. Судя по протоколам голосования, из 174 человек, наделенных правом голоса, своими возможностями воспользовались не более 108 человек. Куда девались недостающие 66, история умалчивает. Как и умалчивает она о том, как так вышло, что состав регистрационной и счетной комиссии состоял сплошь из представителей ОАО «Надежда».
- Мы тогда еще пошутили, что нас словно в клещи взяли, - горько усмехаются пайщики.
И кто бы мог представить, что шутка окажется пророческой. Но это потом. А пока собрание только начиналось и послышались первые раскаты грома перед грозой, которую так настороженно ждали новосельцы. Ибо в обмен на четыре тонны пшеницы за пай генеральный директор ОАО «Надежда» предложил собравшимся заключить соглашение о внесении изменения в договор аренды земельного участка, продлив срок аренды... до 2030 года! Другими словами: прежде чем взять из моего кошелька, сначала раскройте свой.
Сказать, что сельчане были в замешательстве, ничего не сказать. Дело-то серьезное, с наскока такие решения никто не принимает, и уж тем более о таком предложении уведомляют заранее. А тут прямо как в военном трактате Суворова, где великий полководец утверждал, что врага, прежде чем победить, нужно удивить. Для чего нужны три составляющих: глазомер, быстрота и натиск. И хотя в Новоселицком была не война, а перед руководством ОАО «Надежда» сидели не враги, все вышеописанное разыграли как по нотам. Глазомер обеспечил кворум. Натиск - руководство ОАО «Надежда». Быстроту - те самые приезжие «пайщики». Мол, что думать-то, когда халява сама в руки плывет, так что голосуем по пункту 4.
- А продление аренды на десять лет - это пункт пять?
- Пункт пять - это другое.
- Значит, тоже четыре?
- Четыре - это про пшеницу.
- Ну, за пшеницу мы «за». А за продление аренды на 10 лет голосовать не будем?
- Так вы только что «за» проголосовали.
- В тот момент складывалось ощущение, что находишься в каком-то театре абсурда. Многие просто запутались и толком не поняли, за что голосуют, какой документ подписывают, - рассказывают мои собеседники. Для которых тот самый театр абсурда вскоре перерос в театр военных действий, в котором каждому пришлось на зубах отстаивать свое право распоряжаться личным имуществом.
Насильно в милые...
Вам кажется это само собой разумеющимся, читатель? В обывательской жизни, где у каждого есть своя ложка, кружка, квартира, машина, пожалуй, это так. Но когда речь идет о большом земельном участке, владельцами которого являются более двухсот человек, не все так просто. По земельному законодательству ключевые решения в отношении общедолевой собственности принимаются общим собранием, когда правда на той стороне, которая собрала большее количество голосов. Меньшинство же либо подчиняется большинству, либо имеет право выйти из коллектива с выделением собственного пая.
Но для этого в соответствии со статьей 181.2. ГК РФ в протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны: дата, время и место проведения собрания; сведения о лицах, принявших участие в голосовании; результаты голосования; сведения о лицах, голосовавших против и потребовавших внести запись об этом в протокол. Нет записи - считай, что это просто нерадивое дитя назло мамке ходит зимой без шапки, чтобы отморозить уши.
На чем и попытались сыграть в «Надежде», когда счетная комиссия, работавшая на общем собрании, вопреки требованиям законодательства не отразила в протоколе имена и фамилии людей, кто голосовал против тех самых «поправок» в условия договора аренды.
- А противников данного пункта было гораздо больше, чем нарисованные в протоколе 27 голосов. Банальная арифметика: 38 доверенностей от лица пайщиков было у меня и 6 доверенностей на представление своих интересов у моего коллеги. То есть, без учета непосредственных участников голосования, мы уже имеем 44 голоса «против». Которые снова были проигнорированы. Как только голосование закончилось, я сразу предоставил в комиссию список лиц, несогласных с новыми условиями договора, и попросил всех поименно внести в протокол. Однако нам в этом было отказано на основании, что «это наше собрание», - рассказывает Юрий Величко.
Что ж, в этом организаторы не слукавили, поскольку на самом деле инициатором встречи выступило руководство ОАО «Надежда». Но вот уместность высказанного принципа «со своим уставом в чужой монастырь не суйся» весьма сомнительна. Ибо другая сторона не в гости к соседу пришла и взялась поучать, как со сварливой женой себя вести, а на официальное мероприятие, где решается и их будущее тоже. Причем решается с прямым нарушением законодательства, когда...
- Без нашего ведома нас же и женили. Пятым вопросом на собрании был избран уполномоченный с правом от имени участников долевой собственности без доверенности решать ряд земельных вопросов. Причем этим человеком стал главный агроном ОАО «Надежда», который за всех присутствующих подписал протокол собрания. Как за тех, кто согласился с новыми условиями аренды, так и выступивших против. Наши голоса банально «замылили», чтобы потом не было путей отступления, - возмущаются наши собеседники.
Мда... Прямо как в той поговорке, когда женатый связан да на цепь посажен.
Стерпится - слюбится?
От железных оков которой и попытались освободиться бунтари, обратившись с иском в суд о признании недействительным протокола общего собрания в части указания состава участвующих лиц и результатов голосования. 20 апреля 2018 года под председательством судьи Д. А. Смыкалова состоялось рассмотрение дела. Вердикт: в иске отказать.
- Были ли мы удивлены? Отнюдь. Мы изначально шли на судебный процесс, понимая, что так и будет. Ведь рассмотрение дела по существу всячески затягивалось. Казалось, что брали измором, когда было проведено аж десять предварительных слушаний. Причем половину наших свидетелей никто не опросил, не приобщил суд к материалам дела и видеозапись, на которой слышно, как мы просим внести в протокол фамилии людей, проголосовавших против внесения изменений в арендный договор. Не обратил суд и внимание на нестыковки в количестве присутствующих и голосующих людей, не дал должной оценки показаниям людей, утверждавших, что они были на собрании, голосовали против, однако в регистрационном листе присутствующих себя не нашли, - разводят руками пайщики.
Хор истцов - против хора ответчиков, утверждающих, что все это банальное махание кулаками после драки, и суд поверил последним. В общем, добро пожаловать обратно в семью! Но в семью ли? Тем более что пайщики решили стоять до последнего и подали апелляцию в суд. Сейчас ждут решения. Но каким бы оно ни было, все ясно понимают одно: брака без любви не получится. Тогда спрашивается: зачем насильно тащить в милые? Причем делать это нахрапом, с помощью местной администрации, повторяющей как мантру слова губернатора, что хозяйства нужно сберечь, с помощью судов с их избирательным слухом, когда учитывается все, что угодно, кроме банального желания самого человека. И после этого кто-то говорит, что люди - наша ценность. Нет, ценность - земля, которой эти люди владеют, но не могут распорядиться. А люди... Ну что люди? Десять лет терпели, еще десять потерпят.
Марина КАНДРАШКИНА.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru
Добавить комментарий