Вы здесь
Первый Отелло на Ставрополье
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Четвертый месяц на сцене Ставропольского академического театра драмы им. М.Ю. Лермонтова бушуют шекспировские страсти. В начале октября, в день открытия 178-го сезона, здесь состоялась премьера бессмертной трагедии Уильяма Шекспира «Отелло» в постановке Владимира Хрущева.
Главный режиссер Орловского государственного академического театра им. И.С.Тургенева не первый раз работает в ставропольской драме. Персонажи русского классика Александра Островского («Без вины виноватые») и немецкого драматурга Фридриха Дюрренматта («Визит дамы») не один сезон волновали и радовали ставропольского зрителя. И вот «Отелло».
У Шекспира много разрывающих душу историй о любви, но большинство людей помнит чаще всего три: Ромео и Джульетту и Гамлета, неудачно экспериментировавших с ядом и оружием, и Отелло, из ревности задушившего свою Дездемону. Но несмотря на мировую известность, эта пьеса не частый гость в театрах по всему миру, да и кинопостановки можно по пальцам пересчитать. Тем не менее «Отелло» трудно причислить к малознакомым сюжетам. Вкратце напомню.
…Дездемона, дочь сенатора, влюбилась в мавра по имени Отелло. Они втайне заключили брак. Но тайна эта сразу же раскрылась. Отец ее был в гневе, но сделать с этим ничего не мог. Отелло, прославленному воину, суждено возглавить войну против турок. Вместе с ним на Кипр отправилась и Дездемона. Вот там-то и начинается самое интересное - Яго, поручик Отелло, вступает в игру. Закончится для всех крайне плохо, по-шекспировски, без вариаций…
«Я не первый раз работаю с актерами ставропольского театра, поэтому мне знаком творческий потенциал труппы, который я оценивал и оцениваю очень высоко. Тем более что с момента нашей последней совместной работы коллектив пополнился молодыми талантливыми актерами. Так что в вашем театре можно ставить серьезные, сильные и глубокие пьесы. Поэтому когда художественный руководитель Ирина Баранникова предложила поставить спектакль «Отелло», согласился не раздумывая. В театре мне хочется говорить о любви, взаимоотношениях и судьбах людей. Единственное, я сразу предупредил, что мне не интересна классическая интерпретация трагедии. Совместно с актерами мы стали искать современные приемы, чтобы зрителю было не скучно и понятно», - говорит Владимир Хрущев.
Что из этого получилось? Если кто-то думает, что ставропольский «Отелло» – классическая, сложная, перегруженная длинными стихотворными монологами и множеством сюжетных линий постановка, то глубоко заблуждается. У творческого коллектива получился современный и динамичный спектакль, где стихи плавно переходят в прозу, где звучит живая музыка, а герои без фонограмм поют иностранные хиты, где свет и декорации тоже персонажи.
Здесь не увидишь (во всяком случае на мужчинах) ярких суконных камзолов, шароподобных штанов, подвязок, гофрированных воротников, шляп с лентами – модной одежды эпохи Возрождения. Согласитесь, вот уж нелепо бы выглядел генерал Отелло и его воины, облаченные в камзол с жабо. Также нелепо было бы сегодня вымазывать актера, играющего Отелло, черной краской. А еще здесь не услышишь (и слава Богу) затертую и опошленную донельзя фразу «Молилась ли ты на ночь, Дездемона?». Зато увидишь и услышишь, что сегодня, в 21-м веке, общество болеет теми же болезнями, что и в Средневековье. Что «Отелло» был и остается вечным интернациональным памятником человеческой зависти, ревности и подлости. А еще - предательству! Прямо гимн самым отвратительным человеческим порокам, в которые, как в паутину, попадают герои.
Возможно, такая трактовка кому-то покажется странной или неприемлемой, но как говорит Владимир Хрущев, «театр – это не музей, где история и прошлое ревностно охраняются. Театр должен шагать в ногу со зрителем. Тем более что наши сегодняшние зрители - люди, которые прекрасно разбираются в цифровых технологиях. Мир изменился, и поэтому мы с ними разговариваем, используя технические средства, которые им понятны. Более того, современные технологии приходят на помощь и актерам, и постановочной группе. Например, в трагедии очень важны крупные планы, но как их показать на сцене? Некоторые режиссеры над этим бились веками, а сейчас - в век технологий - есть камера, есть проектор, и крупный план стал обычным выразительным средством в любом спектакле, в любом театре».
В постановке занята практически вся труппа театра. «Задача для всех была одна - каждая секунда на сцене должна работать на то, чтобы вызвать у зрителя эмоцию», - говорит режиссер. У ребят получилось: бешеная харизма, умение держать зал, переходить с крика на шепот, полностью приковывать внимание, играть без жалости к себе, как в последний раз… Браво!
Отелло, имя которого стало нарицательным, синонимом адской ревности, играют заслуженный артист РФ Александр Жуков в первом составе и почетный деятель искусств СК Владимир Петренко во втором. Абсолютно два разных актера, с разными амплуа и средствами выражения, одинаково бесподобно сыграли не только человека, ослепленного ревностью. Но и человека, у которого при отсутствии видимых причин полностью разрушился мир, превратившись в кромешный ад. Любовь, войдя в жизнь Отелло, изменила его, стала для него началом всех начал, смыслом и объяснением всего. Это ведь его слова: «Когда конец любви - конец всему, наступит хаос». И когда наступает конец любви, человек не справляется. Умирать-то его научили, воевать научили, а вот жить и любить как-то не очень. Тем более он - воин, он должен покарать врага, укравшего смысл его жизни и убившего в нем доверие к людям, к женщинам в частности.
Мелким бесом, чертовски обаятельным и, кажется, безобидным кружит по сцене Яго в исполнении актера Евгения Задорожного. Но трогать этого парня не рекомендуется. Из всех персонажей именно Яго показан в этой истории наиболее ярко. На протяжении всего спектакля он остается его нервом, эмоциональным центром действия. Его ненависть к Отелло… Его зависть… Его злость… Даже становится интересно, отчего же он стал таким? Почему? Евгений Задорожный – актер востребованный, играет много и в разных жанрах. Роль Яго позволила раскрыть еще больше его актерский потенциал. Зрители, судя по отзывам, в восхищении. Как сказал бы Булгаков, мы – в восхищении. Это я к тому, что из Жени получился бы замечательный (ах!) Коровьев!
Отличная работа получилась у молодой актрисы Дарьи Симанкиной. Ее Дездемона так нежна и очаровательна в первых сценах. Абсолютно очевидно, что она являет собой образец идеальной жены. А потом страшная перемена. Из счастливой, любящей и любимой на наших глазах ее героиня превращается в испуганную девчонку, которая не понимает, что происходит. Зато понимает, что тот человек, за которого она выходила замуж, и тот, кто сейчас ее бьет и оскорбляет, - это совершенно разные люди. Она не узнает его, в ее глазах боль и отчаяние, но ни объяснить, ни оправдать себя она не может. Только еще больше любить, еще больше отдавать…
А напоследок несколько слов от исполнителей главных ролей. Для них работа в этой постановке тоже событие - «Отелло» первый раз в репертуаре ставропольской драмы за почти 180-летнюю историю.
Заслуженный артист РФ Александр Жуков:
«Мечтал ли я сыграть Отелло? Даже не знаю, но роли, безусловно, рад. Это великое произведение Шекспира, где автор изобразил страшную, поистине потрясающую трагедию человека, который убил самое дорогое ему существо и лишил свою жизнь всякого смысла. Моему герою жизнь подарила любовь, а он не знает, что с ней делать. А когда не знают, то разрушают, растаптывают и разбивают. Было очень интересно играть историю отношений мужчины и женщины, которые за семь дней умудрились попасть из рая в ад».
Почетный деятель искусств СК Владимир Петренко:
«Назначение на роль «Отелло» стало для меня полной неожиданностью – изначально я должен был сыграть второстепенного персонажа. Конечно, рад. Такая роль – это всегда ответственность. Я много думал над характером моего героя, много размышлял. Как получилось, что несгибаемый человек, отважный, сильный, храбрый, оказался совершенно бессилен и перед любовью, и перед кознями близких людей. Надеюсь, мне удалось донести до зрителя весь масштаб трагедии моего героя, показать, как губит человека зависть, как гнев становится неуправляемым, любовь перерастает в ненависть, а череда предательств ведет к неизменно трагическому финалу».
Актриса Дарья Симанкина:
«Отелло» - очень необычная постановка. Здесь нестандартно все: костюмы, свет, декорации. Этот спектакль – мой первый опыт работы с приглашенным режиссером. И первый раз мой партнер – заслуженный артист РФ Александр Жуков. Это очень ценный опыт, который мне чрезвычайно дорог. Спасибо им, что ни один мой вопрос не остался без ответа. Конечно, я благодарна и за роль – мощную, глубокую. Моя героиня переживает настоящую любовь, а ее считают предателем, без вины виноватой…
Актер Евгений Задорожный:
«Эта роль для меня настоящий подарок судьбы. Сыграть хрестоматийного персонажа, величайшего в мире злодея, большая удача. Если честно, то назначение на Яго меня удивило, причем настолько, что я даже осмелился спросить режиссера. «Зло должно быть обаятельным», - ответили мне. Признаюсь, было приятно такое услышать (смущенно улыбается). Надеюсь, что роль у меня получилась. Согласитесь, что когда во время спектакля слышишь из зала в свой адрес громкое: «Сволочь!», то можно надеяться, что с поставленной задачей я справился. Тем не менее актеру зачастую надо быть и адвокатом, и прокурором в своей роли. Мне важнее быть адвокатом Яго, понять его поступки. На репетициях я долго копался в себе, вспоминал, анализировал. Признайтесь, нас всех когда-нибудь кто-нибудь обижал, и мы обижали. Но мало кто из нас мстит так страшно. А Яго отомстил. Почему? Может, обманутый однажды, он теряет веру во все человечество и все человеческое... Очень хочется, чтобы зрители подумали над этим».
Шанс посмотреть и подумать представится зрителю уже в следующем году – очередной спектакль заявлен в репертуаре на начало января. А если не удастся посмотреть в ближайшие даты, то… следите за афишей.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru
Добавить комментарий