Вы здесь
ПОД ГРИФОМ «НЕВАЖНО»
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).В середине января на две российские общеобразовательные школы, расположенные в Улан-Удэ и Перми, были совершены жестокие нападения, в результате которых пострадали более двадцати человек. Используемое оружие - ножи и топоры. Опасные преступники - не матерые уголовники и рецидивисты со стажем, а самые обычные подростки, учащиеся в этих же школах.
Школа смертельного режима
Нет, сейчас, конечно, звучит, что никакие они не обычные, а самые что ни на есть проблемные. Ибо семьи у большинства из них - прямо скажем, так себе. Особыми моральными устоями не отличаются. Да и какие нормальные дети будут пить, курить, ругаться матом, с утра до вечера зависать в социальных сетях по запрещенным группам или от А до Я знать историю не государства Российского, а массового убийства в американской школе «Колумбайн». В апреле 1999 года в штате Колорадо с помощью стрелкового оружия и самодельных взрывных устройств двое учеников ранили 37 человек, 13 из которых погибли. По свидетельствам очевидцев, один из новоявленных российских раскольниковых тоже не единожды повторял, что «пришел сюда, чтобы сдохнуть».
Словом, от осинки не родятся апельсинки. И правильно, мол, сделал ряд крупных федеральных СМИ, когда в телевизионных эфирах лишь вскользь упомянул о данных трагедиях. Сбор 1,5 миллиона подписей в поддержку выдвижения Владимира Путина в президенты, затянувшаяся «санта-барбара» на Украине, военная турецкая операция в Сирии - оно, безусловно, больше отвечает интересам страны, нежели «рядовая драка с применением ножей» в российских школах. Тем более, когда уже и выводы сделаны, и меры приняты. Хулиганы под следствием, пострадавшим будет выплачена приличная материальная помощь, директора школ уволены или получили дисциплинарное взыскание, посты охраны усилены, аварийные ходы заперты, классный руководитель строчит отчеты, какая внеклассная работа проводилась для сплочения подростков в классе, Роскомнадзор в очередной раз запретил очередные вредоносные сайты, разрушающие детскую психику и побуждающие к насилию в обществе. Так что выдох-нули и забыли.
До следующего ЧП. Ведь январские попытки воспроизвести американский «Колумбайн» применимо к российским реалиям начались далеко не вчера. В сентябре 2017 года школьник напал с пневматическим оружием и кухонным топориком на учительницу и учащихся школы в подмосковной Ивантеевке. В ноябре в одном из московских колледжей студент 3-го курса убил преподавателя ОБЖ и после опубликования «отчета о проделанном» покончил с собой. В феврале 2014 года в поселке Отрадном десятиклассник пришел в школу с отцовской малокалиберной винтовкой и, захватив в качестве заложников своих одноклассников, на их глазах в упор расстрелял 30-летнего учителя географии.
Бедные... Бедные дети! И жертвы, и их малолетние мучители. Да, в этой жуткой ситуации мне жаль обе стороны, потому как даже агрессивная бродячая собака - и та не бросается на случайного прохожего спонтанно. Каждому нашему поступку присуща мотивация и предшествует определенное действие или бездействие. И как же этим подросткам, только начинающим пробовать жизнь на вкус, нужно было запутаться в ее хитросплетениях, каких внутренних демонов породить, чтобы впоследствии схватиться за нож или ружье? Думаете, вопрос из разряда риторических?
Не уверена. По мне, так выбор школы в качестве площадки для жуткой кровавой бойни абсолютно не случаен. Ведь это место, где, будучи детьми, мы проводим большую часть дня и жизни, где мы познаем мир, самоутверждаемся как личности, где у нас появляются друзья, где нам бывает хорошо и плохо. Порой очень плохо. Помните, «счастье - это когда тебя понимают»? И вряд ли эти самые мальчики, когда-то радостно собираясь в первый класс, могли себе представить, что спустя несколько лет они на разрыв аорты будут кричать, что пришли сюда, чтобы сдохнуть. А другие их ровесники, узнав трагическую историю массового убийства школьников в «Колумбайне», под фотографиями Эрика Харриса и Дилана Клиболда будут ставить лайки с сердечками и подписи типа «Молодцы, вот бы в каждой школе так!».
Так все-таки, уважаемые взрослые, мы по-прежнему стоим на том, что в воспитании подрастающего поколения все делаем правильно, и палящие со всех залпов по школе «благодарные» ученики - это частный случай для психиатров, а не уродливый гибрид, взращенный на отреформированном со всех сторон современном образовательном поле?
Когда схема «товар - деньги - товар» не работает
Впрочем, предвосхищая недовольные реплики чиновников, оговорюсь сразу, что глянцевые калибровочные плоды на грядках тоже имеются. Сочинский «Сириус», как и раскинувшиеся по всей стране «Кванториумы» для одаренных детей, не могут не радовать и не вселять надежды на достойное будущее подрастающего поколения. Только слепой не заметит, и как меняется внешний облик и внутреннее оснащение школ. Строятся сегодня и спортивные залы, ледовые дворцы... В общем, все, как в том медицинском анекдоте, когда «больной перед смертью потел? Потел. Следовательно, лекарство подействовало, и лечение было назначено верное. А то, что пациент поступил с аппендицитом, это второстепенно».
Собственно, в образовании то же самое. Если учебные пристрастия ребенка совпадают с интересами государства - к примеру, оба «болеют» цифровыми технологиями, - это одна история, в которой подростку будет нескучно в современном мире. Найдет, чем развлечь себя и тинейджер, чье родительское благополучие позволяет купить хоккейную клюшку или бальное платье за восемь тысяч рублей, спонсировать поездку на соревнования в другие города. Но! Если же у подростка вместо золотой ложки во рту медная экономкласса, а таланты тихо дремлют - добро пожаловать в другую параллельную реальность, в другую систему образования, в которой прозябает львиная часть современных российских школьников.
Помните поговорку, что дурная голова ногам покоя не дает? А дурной же она становится в большинстве случаев от безделья. Когда ребенку нечем заняться, некуда приложить себя, тем самым усмирив разыгравшиеся гормоны. Когда 13-летний подросток приходит домой, обедает, делает уроки и вместо того, чтобы собираться на секцию айкидо или бокса, в театральную или художественную студию, ложится на диван. Потому как нет у родителей свободных двух-трех тысяч рублей! Как бы они ни убивались на своих работах, больше 25 тысяч не принесут, из которых в лучшем случае пять съест коммуналка, плюс нужно оставить на еду, на проезд, на оплату завтраков и обедов в школе, на детский сад для младшего и т.д.
В принципе, можно было бы выйти на улицу и позаниматься на турниках, тем более вон как Петька из параллельного класса задирает, мол, «у тебя вместо кубиков шарики, небось специально отращиваешь, чтобы на жирокомбинат сдать и новые кроссовки купить». Но как? Когда вся придомовая территория закатана в асфальт под парковку для машин успешных дядей, а вместо современных прессовых, спинных, ножных тренажеров на оставшемся клочке земли стоит убогий сплав металлоконструкций, который можно разве что спиной подпереть, когда куришь сигаретку.
Еще можно было бы записаться на секции, проводимые в школе. Вон недавно родители с ностальгией рассказывали, как после уроков сломя голову бежали на кружок юнкоров, в футбольную или волейбольную секции. А еще были вожатыми у младших классов, пионерами, комсомольцами, тимуровцами... Да вот закавыка, современные дети живут в другую эпоху и даже в другой стране, в которой вместо образовательного процесса оказываются образовательные услуги. И поэтому судьба дополнительного образования учащихся зачастую отдана на откуп самим школам. Как следствие, школьные кружки либо платные, либо их нет - директор не нашел желающих за копейки вести занятия, а после заполнять горы административных отчетов о проведенной работе; либо тем же навыкам выживания в дикой природе ребят учит историк Дмитрий Петрович, ни разу туристические узлы не то что не вязавший, а в глаза не видевший. Нет, одно время в их группе была идея всем вместе выехать с ночевкой на природу, провести выходные в палатках. И даже загоревшийся идеей Дмитрий Петрович начал бегать по инстанциям, наводить справки, какие документы для подобного вояжа нужны. Однако бесконечное согласование и бумажная волокита с разрешительной документацией затянулись настолько, что все потенциальные туристы разбежались и собираются раз в месяц только для того, чтобы Дмитрий Петрович смог предоставить фотоотчет: типа занятия проводятся, приобщение подростков к ЗОЖ идет успешно.
Словом, скукотень, тенью следующая за подростком, поджидающая его после уроков и даже во время оных. Ведь давайте по-честному, читатель, мало кому из современных школьников сегодня интересно учиться. Вот сколько ни приглядываюсь к своей дочери, к ее сверстницам и подругам из других школ - нет у них блеска в глазах. А спроси, что проходили сегодня на уроках, услышишь: «Мам, посмотри в тетрадке, а то я ж еще конспект не учила!» И это пятый класс, и это урок истории, и это сплошные даты и определения, даты и термины... Впрочем, в математике, в русском языке, биологии и даже литературном чтении дела обстоят так же плачевно.
Бездари учителя? Скорее бедолаги, прибитые ворохом всякой административной писанины и необходимостью подготовить детей сначала к отличной сдаче ВПР, а потом и ЕГЭ. Ведь невысокий балл на экзамене не только путает планы выпускника, но и ухудшает показатели школы, а последнее, учитывая постоянно меняющиеся чиновничьи предписания и стандарты, неизвестно как аукнется. В общем, попробуй в обход программы лишний день почитать Пушкина и Лермонтова, когда сидишь на пороховой бочке с тлеющим фитилем. Поэтому никакой отсебятины - цифры и факты, цифры и термины, цифры и пустые головы школьников, которых уже тошнит от такой учебы и которые, повторюсь еще раз, придя после школы домой и не зная, чем заняться, ложатся на диван и включают телевизор.
А там... аварии, убийства, изнасилования, скандалы, ровесники на шикарных машинах, нарушающие правила дорожного движения, оскорбляющие стражей порядка и не получающие за проступок никакого наказания! Нет, во время дискуссии взрослые, конечно, грозно хмурят брови, ругаются, обещают наказать по всей строгости закона, чтобы потом появилось новое видео с новыми похождениями бравой беспредельщицы Мары. «Тю, да закон, оказывается, не так и строг», - начинает мотать на пробивающийся ус подросток. Дальше больше - он выходит в Интернет, где так же вместо культа знаний, взаимопомощи и доброты пропагандируются совсем иные ценности, а в социальных сетях героями становятся не победители вокальных конкурсов, международных ученических олимпиад, а клевые чуваки, покрасившие пса в зеленый цвет, давшие пендаля дворнику Семену, поедающие на камеру шарики для стирки белья. Да мало ли навстречу еще каким приключениям может устремиться относительно пустая, но пытливая детская голова?! Голова, протестующая против этой скуки, против такого быта, которую никто не слышит, не замечает и не хочет помочь. Отсюда и кровавые бойни, отсюда и группы смерти, через которые вместе с накопленной агрессией выплескивается и подростковое разочарование, желание перестать быть невидимкой и стать услышанным.
После данных резонансных историй в обществе снова стала подниматься тема, что нужно немедленно запретить школьникам доступ в Интернет и социальные сети, а еще реанимировать в школах психологические службы. Однако не думаю, что обе меры в современном их виде и применении окажутся эффективными и жизнеспособными. Что касается психологов... Безусловно, они нужны современной школе. Но только при условии, что это будет не один специалист на тысячу оголтелых подростков, а целый штат экспертов. Только имея в школе укомплектованную психологическую службу, где за каждым специалистом будут закреплены отдельные классы, можно надеяться на положительный результат, что профессионал заметит затравленного подростка, вовремя поговорит, поможет, убережет от беды и от той же социальной сети.
Запреты на посиделки в которой никогда до добра не доводили. Наоборот, вызывали еще больший интерес к тому, что под замком. Нет, определенно, сейчас важно не запрещать, а возвращать наших детей из социальных сетей, чтобы им самим там стало скучно, как сейчас скучно в школе и дома. И перерезанным родительской рукой кабелем проблемы не решить. В то время как разнообразные, расположенные не на отшибе города, а вблизи дома бесплатные кружки и секции, центры дополнительного образования могли бы стать хорошим заделом на пути к себе.
А еще, право, я не знаю как, но нужно снижать эту бешеную разницу в обществе между доходами богатых и бедных. Чтобы дети из семей с разным достатком видели перспективы в жизни, знали, для чего им учиться, что их поступление в вуз зависит исключительно от личных усилий, и неважно, есть у тебя репетитор, натаскивающий на ЕГЭ, или нет. Чтобы поверили в моральные ценности, чтобы знали, что за преступлением следует наказание, и круче не тот парень, которого в школе все боятся и он держит класс на мушке, а который смог преодолеть все трудности, выдюжил и теперь намного сильнее, мудрее, успешнее своих заклятых обидчиков. Да, это сложно, растянуто во времени, сопряжено с большими финансовыми тратами, но если современному обществу вместо громил, понимающих только силу кулака, нужны гармоничные личности, боюсь, другого пути у нас просто нет.
Марина КАНДРАШКИНА.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru
Добавить комментарий