Вы здесь
ПОЛЗЕМ В ПЯТИ МЕСТАХ...
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).На этот раз все ой как серьезно: оползень в Ставрополе, граничащий с Михайловским шоссе сразу за железнодорожным переездом, при вполне ожидаемом формировании некоторых условий грозит накрыть часть улиц Свободная и Красная. Соответственно, будут сметены дома, расположенные на этих участках улиц. Первыми пострадают гаражи на Свободной, линии электропередач. Кстати, уже несколько жилых домов буквально разорваны на части расширяющимся оврагом, возникшим в результате активизации здесь оползневых процессов. На грани разрушения несколько опор линии электропередач, питающей местные жилые дома. Да и участок Михайловского шоссе, расположенный аккурат на кромке оползня, придется искать по частям на его склоне. Так говорят специалисты-экологи Ставропольского краевого общественного движения экологической региональной ассоциации «ЭРА». Но это не все.
«Две из десяти групп веществ, а именно газы горючие (включая сжиженные газы) и газы негорючие (включая сжиженные газы), имеют опознавательную окраску трубопроводов желтого цвета». Это выдержка из ГОСТ 14202-69 «Трубопроводы промышленных предприятий. Опознавательная окраска, предупреждающие знаки и маркировочные щитки». На предприятии «Газпром газораспределение Ставрополь» подтвердили, что газотранспортная ветка, расположенная на этом участке, работает исключительно с горючим веществом. При наихудшем развитии плохого сценария может произойти разрыв этого газового трубопровода с дальнейшим переходом всего района в режим чрезвычайной ситуации. Что же это за плохой сценарий, которого хотелось бы избежать? И в чем причина его появления?
ТАИНСТВЕННЫЙ ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЕЦ
Если, направляясь по Михайловскому шоссе, перебраться за железнодорожный переезд, слева можно увидеть двухэтажное кирпичное здание и участок земли, отгороженный от дороги свежеустановленным забором. Кто установил этот забор - неизвестно. Кто владелец участка земли за ним - неизвестно. Кто хозяин здания, обозначенного на всех картах Ставрополя как «хозяйственное строение» - неизвестно. Не знают хозяина участка ни в администрации Октябрьского района, ни в Ставропольском городском лесничестве, даже запрос публичной кадастровой карты города Ставрополя не раскрывает тайну. Большая часть этого участка размером в несколько гектаров, испещренная поваленными оползнем деревьями, растущими оврагами и камышами вокруг озерца, образованного стекающей со склонов водой, обозначена как «Земельный участок, занятый городскими лесами, кадастровый № 26:12:021504:12». Это - часть урочища Ташлянский склон (экологи из ассоциации «ЭРА» утверждают, что совсем недавно деревьев здесь было куда больше, однако их пустили под топор). Кирпичный двухэтажный дом, принадлежащий, видимо, владельцу-конспиратору, определен как «Земли населенных пунктов под нежилыми зданиями литеры «А» - (конторское), «Б» и «В» - (насосная), кадастровый № 26:12:022501:3». Все урочище разделено разрушенной все тем же оползнем асфальтовой дорожкой. За тем, что от этой дорожки осталось - упомянутая труба газопровода 60-80 сантиметров в диаметре. Далее - поросшая лесом другая часть урочища Ташлянский склон, где недавно во избежание развития еще одной системы оползней активисты-экологи высаживали деревья.
Григорий Пинчук, председатель ассоциации «ЭРА», обвиняет неизвестного владельца куска городской земли рядом с Михайловским шоссе сразу в нескольких если не в преступлениях, то уж в правонарушениях точно. Во-первых, здесь как-то сама собой образовалась стихийная свалка, которую этот самый зеленый забор стыдливо от глаз проезжающих скрывает. Во-вторых, здесь с использованием дорожной техники проведено террасирование оползневого склона, но сделано это настолько бездарно, что как раз попытка обуздать оползень и привела к его активизации. Кстати, ни в администрации города, ни в администрации Октябрьского района разрешение на проведение подобных земельных работ на этом участке никому никто не давал. Наконец, наваленные на месте стихийной свалки огромные бетонные блоки в количестве нескольких десятков явно не так давно были в земле, осуществляя, вероятнее всего, полезную функцию - сдерживать натиск больших объемов грунта. Насколько законно они были изъяты неизвестным хозяином участка из места прежней дислокации?
РАЗБУДИЛИ ЛИХО
Бездарное проведение земляных работ упомянуто недаром. В результате неграмотно осуществленного террасирования оползневого склона работнички срезали дерн, долгие годы худо-бедно помогавший сдерживать распространение оползня и оврагов. Сейчас овраги расползаются вниз в разные стороны, оползневая система набирает силу, по мнению экологов, достаточно пары хороших ливней или резкого таяния снега по весне после обильной осадками зимы - и участка Михайловского шоссе не станет. И это не все.
Несколькими сотнями метров в сторону стараниями активистов, высаживающих деревья, пока сдерживается еще одна оползневая система. А направления движения грунта в этих двух системах почти параллельны. Пока что они не встретились, однако это может случиться. Тогда, предрекают экологи, «мало не покажется никому». Усугубляет ситуацию и сейсмическая опасность, которую в Ставрополе со счетов сбрасывать нельзя. Ведь после обильных дождей, да на оползневом склоне, да при отсутствии сдерживающей сползание грунта растительности, сила возможного землетрясения может увеличиться на два-три балла.
- Мы осознаем весь уровень опасности, исходящей от возможной активизации оползня на этом склоне, - утверждает директор Ставропольского городского лесничества Сергей Дудинов. - Думаю, необходимо срочно довести до всех компетентных структур информацию о ситуации, ведь можно и опоздать.
СКОЛЬКО СТОИТ ОСТАНОВИТЬ ОПОЛЗЕНЬ
Руководитель отдела жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Октябрьского района Ставрополя Андрей Ржевский обещает не просто разобраться с таинственным хозяином опасного участка, но избавиться от стихийной свалки здесь и поставить вопрос о возможном участии властей в решении оползневой проблемы в этой местности. О ситуации доложено главе администрации Октябрьского района города Ставрополя Алексею Ломанову, принято решение о проведении совещания по этой теме. Правда, ни Алексей Алексеевич, ни Андрей Анатольевич, даже задействуй они все ресурсы районной администрации, не в силах кардинально изменить ситуацию: чтобы остановить миллионы тонн грунта, готовые обрушиться на жителей несчастных ставропольских улиц, нужны деньги не просто большие - архиогромные.
Опасность описываемого оползневого участка еще в советские времена осознали специалисты-железнодорожники. Три ступени сдерживания оползневой активности на склоне от железнодорожного переезда демонстрируют уровень этого осознания. Огромные бетонные блоки, двойной стеной выложенные вдоль кромки обрыва, образовавшегося близ железнодорожного полотна, оборудованы дренажной системой. Кстати, эти бетонные блоки очень похожи на те, что свалены во дворе не раз упомянутого таинственного хозяина опасного участка. Далее на земле лежат, следуя друг за другом, бетонные монолиты в сотни тонн весом - а может, и в тысячи тонн. Эти плиты имеют двухметровую высоту, они пяти-шести метров в ширину и метров пятнадцать в длину. И завершают противооползневую систему десятки железобетонных свай, уходящих в землю на глубину, сравнимую с высотой пятиэтажного дома. Арматура, примененная для укрепления этих свай, имеет минимум двухдюймовый диаметр. Полвека стоит эта конструкция, и еще столько простоит, позволяя железнодорожникам хотя бы этой опасностью не озабочиваться. Не жалели в свое время денег на подобные мероприятия... Сегодня, похоже, всего городского бюджета Ставрополя не хватит на осуществление подобного проекта - не говоря уже о бюджете Октябрьского района. И как быть?
В ПОИСКАХ РЕШЕНИЯ
«Ущерб, нанесенный Ставропольскому краю оползневыми процессами только за период региональной активизации 1988-1998 годов, исчисляется сотнями разрушенных жилых домов и других хозяйственных объектов, километрами уничтоженных дорог, ЛЭП, водопроводов и других коммуникаций», говорится в аналитическом материале Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края «Ставропольский центр государственного экологического мониторинга».
А по количеству оползней со Ставрополем вряд ли может сравниться любой другой город России. В нашем городе, по оценкам 2016 года, было четыре оползневых участка, в опасной зоне - 780 жилых домов. Сейчас можно смело говорить о том, что таких участков и таких домов стало на один и на одну сотню соответственно больше.
Конкретные варианты решения проблемы в Октябрьском районе Ставрополя будут обсуждаться на совещании в администрации района в самое ближайшее время. Но кое-какие предложения, исходящие от экологов, можно озвучить уже сейчас. Например, существует мнение о необходимости создания в Ставрополе официального органа при администрации города, который занимался бы исключительно экологическими проблемами, в частности оползневыми, и состоял бы из ученых-экологов, ботаников, дендрологов, специалистов-строителей, юриста. Уже сейчас на законодательном уровне закреплены положения, позволяющие администрациям городов или районов при недостатке средств на борьбу с конкретно оползневыми явлениями запрашивать средства в бюджете регионов, если нет и там - в бюджете федеральном. Для обоснования такого запроса необходимо научное подтверждение необходимости проведения работ, для этого ученые и нужны. Чтобы избавиться от опасности распространения описанной оползневой системы в Октябрьском районе, как видно, для начала необходимо досконально изучить уровень этой опасности, определить способы борьбы с нею, проштудировать соответствующие законодательные акты, позволяющие воспользоваться помощью «сверху». И, наконец, составить смету необходимых работ. Пока что на стотонные бетонные плиты рассчитывать не приходится - но, может быть, удастся найти деньги на дренажную систему и высадку нескольких тысяч деревьев?
Сергей БОНДАРЕВ.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru
Добавить комментарий