Вы здесь
ПУСТИТЬ ЛИ ГАДЖЕТ В КЛАСС?
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Сегодня мы не можем представить нашу жизнь без всевозможных планшетов, iPod, МР3-плееров, электронных книг, смартфонов и прочих устройств. Гаджеты получили широкое распространение в самых различных областях: в спорте, медицине, огромное их количество разработано для развлечений. Они не только не дают человеку скучать, но и значительно облегчают его жизнь. Пользуются ими и школьники, и не только для развлечений, но и для поиска необходимой информации в мировой Сети. А как бы вы отнеслись к тому, чтобы ими разрешили пользоваться на уроках?
И у него на это пять причин
На днях обнаружила в Интернете интересное высказывание победителя конкурса «Учитель года 2017» штата Пенсильвания (США) Макла Соскила. В своем блоге он опубликовал запись, которая вызвала горячую дискуссию в среде американских педагогов. Вот ее перевод.
«Я приведу пять причин того, что политика запрета на использование гаджетов в школе вредит образовательному процессу, а не помогает ему.
1. Мы должны готовить детей к будущему. Если мы готовим наших учеников к взрослой жизни после школы, то должны позволить им уже сейчас использовать те инструменты, которые им будут необходимы во взрослой жизни. Сколько рабочих мест, на которых совсем не используются сотовые телефоны и планшеты, вы можете назвать? Механик заказывает детали по телефону, на планшете инженеры просматривают чертежи, врачи подсчитывают дозировки, а бакалейщики сверяют доходы с расходами. Список бесконечен. К тому времени, когда наши ученики станут профессионалами, потребность в использовании мобильных технологий будет еще сильнее. Не готовить наших учеников к этому - преступление.
2. Мы можем использовать телефоны на уроке с пользой для наших детей. В то время, когда в наших школах есть проблемы с бюджетом, использование технологий, которые легко доступны, логично. Сколько школ, прикрываясь словами о дороговизне оборудования, не торопятся включать цифровые технологии в образовательный процесс? Да множество! При этом у каждого нашего ученика в кармане есть маленький компьютер с доступом в Интернет, а в Интернете тысячи бесплатных приложений, которые мы могли бы с пользой для обучения наших детей использовать на уроке. Но вместо этого мы перед уроком забираем у детей телефоны и складываем их мертвым грузом в коробку.
3. Телефоны помогают обучать навыкам 21 века. Мобильные устройства отлично подходят для обучения навыкам 21 века. Если вы хотите, чтобы дети научились сотрудничать, разве есть для этого инструмент лучше, чем телефон? Одним из основных аргументов против использования телефона школьниками является то, что дети могут обманывать, списывать. Я в ответ хочу сказать, что в этой ситуации виноваты не дети и не наличие у них телефона, а небрежно составленные задания, ответ на которые можно найти в Интернете. Тесты, проверяющие конкретные знания школьников, не готовят их к предстоящей жизни в большом мире. Мы должны учить их искать информацию, принимать решения, совместно работать над какой-то задачей. Такие навыки им нужны. И тут сотовый телефон может стать нашим помощником, потому что он позволяет осуществлять коммуникацию с людьми, находящимися в любой точке мира. Вы даете детям тест на проверку их знаний о климате Франции? Лучше предложите им прямо на уроке устроить видеоконференцию с французскими школьниками, чтобы те рассказали им про климат своей страны. Поверьте, полученные таким образом знания не забудутся.
4. Мы должны показать детям, что не используем двойные стандарты. Я бывал в разных школах на разных уроках разных учителей и часто видел, как педагог перед уроком забирает у детей смартфоны, а сам пользуется и телефоном, и планшетом. Иногда и для того, чтобы отправить сообщение родственникам или почитать соцсети, пока дети выполняют самостоятельную работу. Если это видел я, то, значит, это видят и дети. И привыкают к тому, что двойные стандарты - это норма, что кесареву - кесарево, и потом это знание несут с собой дальше, во взрослую жизнь. Но двойные стандарты - это плохо, и нам нужно учить детей именно этому.
5. Надо учить детей безопасному использованию гаджетов. Нам нужно научить детей безопасным способам использования технологий. Собрать телефоны, сложить в коробку до конца урока, а потом отдать - это безответственное отношение к детям. Школьники используют сотовые телефоны, запрещаем ли мы это в школе или нет. Они общаются, отправляют фотографии друг другу, используя социальные сети, и потребляют информацию. Нам нужно научить их тому, как это делать безопасно. Опасности и ловушки использования мобильных устройств не исчезают. Разве это не наша обязанность - научить наших учеников быть в безопасности?»
«Дикость какая» или «главный инструмент - голова»
К словам коллеги из Штатов не остались равнодушными и наши российские педагоги. Причем мнения их разделились.
«Очень даже правильно! Все, что используется и будет использоваться во взрослой жизни для ее упорядочения, интереса и облегчения, должно использоваться и в школе. Дикость какая: у детей забирают в школе телефоны! Надо научить правильно и эффективно ими пользоваться, ведь, действительно, есть много полезных приложений, о которых учителя ничего не знают и поэтому не пущают!» - пишет работник одного из учреждений дошкольного образования, кстати нашего края, Евa Петрова.
«По первому пункту - серьезный вопрос - господин Макл является предсказателем будущего и знает, какое оно будет? Если нет, то возникает вопрос, а какое будет будущее. В данном случае причина футуристична.
Второй пункт - это не причина, а возможность, к тому же сомнительная. Реальный специалист, педагог, который понимает процессы освоения и усвоения знаний, опыта, такую глупость не озвучит.
Третий пункт - а чем навыки 21 века отличаются от навыков 20 века? Господин Макл путает навыки с технологиями. А пояснения к третьему пункту вообще очень странные на отвлеченные темы.
Пункты четвертый и пятый также не являются причинами - сплошное словоблудие. Особенно пятый. Ну какая это причина? Если нужно учить, пускай отдельный предмет ведет и обу-чает», - спорит с доводами учителя из США Александр Либерман. Работает ли он сам в системе образования, в его профиле не указано.
«Ерунда все это. Они никогда не научатся не то что думать - даже и читать, и писать (потому что будут диктовать голосовому помощнику и слушать его ответы), а считать они уже разучились - потому что считает за них калькулятор. Вперед, к светлому будущему», - пишет учитель информатики Татьяна Сучкова.
«Татьяна Михайловна, не все так безрадостно. Мои дети начали взаимодействовать с компьютером в 3 года. Никогда дома их не ограничивали, только учили пользоваться, учили безопасному интернет-серфингу, рекомендовали программы и ресурсы. Ну и развивали критическое мышление. Дети проводили за компьютером и со смартфонами в руках очень много времени. Сейчас им 21 и 17. Умные, самостоятельные, образованные люди. И думают, и читают, и пишут. Дело не в телефонах, а в тех взрослых, которые рядом», - возражает ей еще одна участница обсуждения Светлана Лаврентьева.
«С моими детьми тоже проблем не было. А вот у подруги сын вуз не окончил из-за игромании. И даже одного кандидата наук знаю, который делает ошибки в элементарных физических вычислениях, - отвечает Татьяна. И продолжает рассуждать: Вы знаете, я вот (мне это просто интересно) работаю толокером (это практически волонтеры, так как платят копейки) в «Яндексе». Есть такая «Алиса» (голосовой помощник)... Ну так вот. Если голосовой помощник не смог распознать фразу, ее отдают толокерам на распознавание. И я могу сказать, что огромное количество детей и взрослых (что особенно возмущает) надиктовывают «Алисе» домашние задания. По многим предметам. Они не могут решить элементарных задач. Элементарнейших! Про количество школьников, использующих готовые домашние задания (только для списывания), я уже молчу.
Мы же говорим не о том, полезны или вредны гаджеты и Интернет. Так вопрос ставить вообще нельзя. Для чего-то они полезны, для чего-то - вредны. Мы же не перестаем тренировать мышцы детям, хотя есть автомобили. Вот так и мозги им надо тренировать. Они должны уметь это делать и без гаджетов, иначе как программировать те же самые гаджеты?!»
«А давайте сначала научим работать главным для будущего инструментом, головой, а потом позволим пользоваться вспомогательными. Иначе у подавляющего большинства детей гарантированно будет наблюдаться подмена понятий, и вспомогательный инструмент будет рассматриваться и использоваться как основной», - пишет преподаватель вуза Вадим Монахов.
Указывают участники дискуссии и на то, что скорее всего, дальше уровня бытовых пользователей гаджетами большинство не поднимется. А для большинства профессий пока что навыки их использования - все же не самые главные, хотя и без них уже никак нельзя. Но они будут играть роль именно что инструментов. Что же касается дальнейшей всеобщей роботизации, то умение владеть гаджетами для того, чтобы быть программистом или наладчиком - тоже не главное, точнее, это необходимое умение, но не достаточное, более того, это же просто мизер. Это как для бегуна умение, к примеру, ползать. И многие согласны с тем, что в школьном возрасте главная опасность - это, конечно, игры.
И снова вступают их оппоненты
«Посмотрите популярность группы «ВКонтакте» «Биология», где подписчиков 250 тысяч, и школьники там составляют немалую часть. Так что как раз демонизация гаджетов - крайне сомнительное утверждение, стоящее в ряду «вреда ГМО», «агрессии от видеоигр» и прочих мифов.
Вред от гаджетов, безусловно, есть и прежде всего в многочасовом провождении времени с ними, с этим никто и не спорит. Но тот факт, что гаджеты приносят большую пользу в развитии ребенка - такой же неоспоримый, как и тот, что он «крадет» время у детей, отвлекая их от, быть может, более важных (для них же) дел, как и то, что у не очень профессиональных педагогов дети умудряются скачивать ответы в Интернете», - рассуждает еще один пользователь Валерий Чернухин.
«Если отобрать у ребенка гаджет, то он сразу кинется за книгой? Начнет учиться? Перестанет пользоваться бумажным решебником? Смартфон - только средство. А что на нем будет делать конкретный человек, это зависит уже от этого человека, его воспитания. Так, может, лучше учить детей пользоваться смартфоном для учебы, а не для развлечений, чем запрещать, тем более все равно запретить не получится. Чем задавать зубрить параграф, может, задать просмотреть видеоурок? Может, дополнительные материалы, выложенные «ВКонтакте», вызовут больший интерес, чем в библиотеке? Да и шанс, что их просто просмотрят, вырастает в разы. Понятно, что дети, сидящие в смартфонах, когда объясняешь новый материал, - не очень поднимают настроение. Но если у них отобрать телефон, они будут разрисовывать учебники, общаться с соседями, но учиться все равно не будут. Ну а на счет списывания... поменять одну цифру в задаче для меня не очень трудно. Зато списать с Сети уже не получится.
Да и двойные стандарты - это действительно огромнейшее зло. Я на уроке пользуюсь телефоном. Выставляю на нем оценки, показываю с него презентацию или видео, контролирую работу учащихся за компьютерами, дублирую домашнее задание в соцсеть. Почему я должен запрещать пользоваться им детям? У которых конспект урока сфоткан на смартфон. Учебник у половины носится на урок только на смартфоне. Подсмотреть, как правильно пишется формула, тоже проще в Сети, чем рыться в учебнике. А дополнительных курсов, уроков, по любым предметам, знаете, сколько в Сети? Отбирать лучшее средство самообучения, которое когда-либо было у человечества, как-то не совсем правильно!» - приводит свои доводы информатик Денис Тимошенков.
В общем, сколько людей, столько и мнений. Но это, наверное, и хорошо. Общеизвестно, что в споре рождается истина. Однозначно и то, что жизнь не стоит на месте, и на службу людям приходят все новые технологии. Сравнить, к примеру, то, как учились мы, и как сегодня оборудованы школьные классы. Гаджетами сейчас пользуются повсеместно, в том числе и педагоги, и врачи, и представители многих других профессий. Быть ли им на уроках в школе? Не знаю, но полагаю, что это также покажет время. Но независимо от того, станут ли они полноценными участниками образовательного процесса или нет, главную роль в нем будет продолжать играть учитель. И если это сильный педагог, знания у детей будут в любом случае.
Ирина ПОСТОВАЯ.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru
Добавить комментарий