Вы здесь
СВЕТ, КОТОРЫЙ НЕ ГАСНЕТ
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).В КАНУН НОВОГО 2022 ГОДА ОТКРЫТА «ЛИРИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА»
В краевом музее изобразительных искусств открыта заключительная выставка музейного юбилейного проекта 2021 года «Фестиваль мемориальных коллекций художников Ставрополья. Гильдия мастеров. Достояние».
Это пятая выставка проекта уходящего года, на которой представлены музейные коллекции живописи супругов Казанчан и работы невинномысских художников-графиков Е. Плетнева и И. Галяткина. Мемориальная музейная коллекция художников состоит без малого из двухсот произведений, девяносто из них экспонируется на открывшейся выставке, название которой «Лирическая выставка».
Почему лирическая? Да потому, что для экспозиции подбирались картины и графические работы, проникнутые тонкими чувствами любви к женщине, природе, окружающему миру.
Народный художник РСФСР Корюн Геворкович Казанчан в 1972 году написал «Портрет журналистки Ариадны Жуковой» находящийся сегодня в коллекции музея, правнучки маршала Константина Рокоссовского, известной в советское время как автора 20 книг о творчестве русских и советских художников, множества статей об их творчестве, в том числе творчестве Корюна Казанчана. Ей принадлежат слова: «Мы редко думаем о больших художниках как о людях: в памяти народа они превратились в картины, в художественные образы, и излюбленные ими темы. А ведь художники были людьми, живыми людьми…».
На этой выставке нам хотелось рассказать зрителям не только о творчестве представляемых мастеров, но и об их судьбах.
Корюна Геворковича и Зарю Семеновну Казанчан связывала полувековая супружеская жизнь, в которой искренняя любовь, глубокие чувства, занятия любимым делом – живописью сделали их пару неразлучной, отличающуюся высокими отношениями.
Заря Семеновна родилась в Пятигорске, куда в 1929 году переехала и семья Корюна Казанчан. Судьба свела их в начале Великой Отечественной войны во время работы в комбинате художественной продукции по выпуску «Окон ТАСС». Молодые люди вместе пережили оккупацию, поженились до призыва Корюна Геворковича в Красную армию. Заря Семеновна в этот период работала в госпитале.
Разлука была длительной и невыносимой, а письма шли долго и плохо. Корюн вел дневник, часть записей из которого не только сохранилась, но и была опубликована. Дневниковые записи практически ежедневно посвящаются «любимой Зореньке», как называл ее муж.
В январе-феврале 1945 г. в дневнике мы читаем: «Заря – идеал русской девушки. Ее нельзя не любить, ей нельзя изменять. Прошел январь. Осталось немного до весны. Думаю, что к маю месяцу война закончится. Как будет хорошо, мы возвратимся к себе, на Родину и я увижу мою любимую Зореньку. Мы с ней обязательно будем учиться. Мне нужно много над собою работать, чтобы быть наравне с ней.
Чувства мужчины к женщине у меня появляются тогда, когда я в этой женщине во всем вижу равную себе по чувствам, мыслям, пониманию окружающего. Единственно к кому я испытываю эти чувства, это к моей Зореньке. Какой я все-таки счастливый, я нашел девушку – мой идеал. Это большое счастье в жизни. Люблю ее безгранично.
Эта долгая разлука – действительно большое испытание нашей любви. А ведь скоро она кончится. Со смертью Гитлера кончается и разлука. А Гитлеру скоро капут. Берлин, наверное, уже слышит орудийные залпы наших батарей. Осталось до него около 80 километров…».
По возвращению домой Корюн поступает на 3 курс Краснодарского художественного училища, которое в 1951 году заканчивает с отличием. Заря с 1953 по 1959 учится в Пятигорском педагогическом институте, увлекается рисованием, берет уроки у мужа.
Начало широкой известности К. Казанчана приходится на 1960-е годы, именно в эти годы проявилась и стала развиваться «ставропольская школа живописи», соединившая в себе лучшие традиции русской реалистической школы. Он создает сюжетно-тематические картины, получает известность как мастер сельских тем, активно участвуя в союзных и республиканских выставках, занимается общественной работой. За свою деятельность награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, в неполные 50 лет получает почетное звание заслуженного художника РСФСР, в 1985 – народного художника РСФСР. Долгое время он являлся единственным в крае, получившим столь высокое звание.
Заря Семеновна всегда была рядом – ее приняли в Союз художников, она постоянная участница краевых и зональных выставок, но одновременно она жена, друг, летописец творчества своего мужа. И вот сегодня на нашей лирической выставке встретились снова два автора, погружая в свой мир и теплоту чувств, вызывая тихую грусть о тех кто жил, переживал военное время и любил.
В графическом разделе выставки экспонируются работы заслуженного художника России Евгения Семеновича Плетнева (1933-2013), успешно работавшего в технике пастели и Ивана Сергеевича Галяткина (1943-2003), в его наследии акварели, графические работы в технике офорт.
Их работы наполнены глубоким лиризмом, поэтичны. Они восхищают красотой негромких мотивов природы, профессиональным исполнением, приверженностью к тенденциям, которыми характеризовалось отечественное искусство – честность, правда жизни, оптимизм.
21 января состоится вечер, посвященный памяти художников, чьи работы экспонируются на выставке.
Музейный фестиваль мемориальных коллекций продолжится и в 2022 году. Планируется проведение еще шести выставок, где музей покажет мемориальные коллекции еще 30 художников, чье художественное наследие является культурным достоянием Ставропольского края и России.
Наталья Александрова.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru
Добавить комментарий