Вы здесь

СЕАНС МАГИИ БЕЗ РАЗОБЛАЧЕНИЯ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Выступления мастеров иллюзионного жанра всегда вызывают удивление и восторг. И наверное, это единственный случай, когда нам нравится, что нас так виртуозно обманывают. Наш сегодняшний гость просто профи в этом искусстве - ставропольский фокусник Роман Сергеев.

В самом начале нашей беседы - для создания соответствующей атмосферы - Роман демонстрирует трюк с колодой карт. И хотя все манипуляции происходят прямо у меня на глазах, совершенно непонятно, как он это делает, и остается только удивляться - ну как это возможно? Конечно, секрет всего этого действа выведать не удалось, поэтому пришлось перейти к более практичным вопросам. Например, как получилось, что из всего многообразия профессий он выбрал самую необычную.

- Все началось банально просто, - рассказывает Роман. - У нас в школе был учитель, который увлекался фокусами и вел кружок. Я начал там заниматься. Вообще это необъяснимая и явно магическая история, потому что я перевелся в эту школу как раз тогда, когда этот кружок работал последний год. И я единственный человек из всех, кто не бросил фокусы, когда он закрылся. Настолько я загорелся, заинтересовался этим.

Вообще люди, которые увлекаются фокусами, делятся на три категории: это те, кому просто нравятся фокусы - они получают удовольствие от них; те, кому нравятся фокусы из-за того, что они любят раскрывать секреты, и те, кто хотел бы научиться этому искусству. Я из третьей категории. Это непередаваемое и невероятное чувство - что я знаю какой-то секрет, я обладаю некой сверхсилой и могу это использовать. В том числе для того, чтобы удивлять и поражать людей. И поэтому я продолжал заниматься. Позже мы с моим бывшим учителем, который меня познакомил с фокусами, создали коллектив и начали выступать иллюзионистами, чем занимаемся и сейчас.

У истоков ставропольского иллюзиона

В руках Романа любой предмет может исчезнуть. Или, наоборот, случайно найтись. Монетки, мячики, веревочки - все это предметы для работы. Роман в любое время запросто может продемонстрировать какой-нибудь несложный трюк - и вот они, восторги окружающих. А как реагировали в семье на такое увлечение?

- Стандартно - не воспринимали всерьез, отвечает Роман. - Лучше бы уроки делал, чем занимаешься этой ерундой, говорила мама в ответ на очередной трюк. Так что с родителями эти фокусы в прямом и переносном смысле не прокатывали, зато шли на ура при общении с девочками. Что говорить, это и сейчас производит впечатление на противоположный пол.

Выступать молодой человек начал еще в школе, и когда это необычное хобби стало приносить доход, друзья решили развиваться уже профессионально. Институт, как и положено послушному сыну, Роман все-таки закончил, но уже тогда было понятно, что по большей части для галочки. Тем более что все это время друзья не переставали выступать, и развиваться хотелось именно в фокусном искусстве. Особенно когда начали работать вместе и зарабатывать приличные деньги.

Роман и Игорь были одними из первых артистов этого жанра в Ставрополе. Сначала выступали даже где-то бесплатно, показывали, что умеют. Сейчас появилась возможность ездить на профессиональные конгрессы, это стало доступно, а тогда и телефонов особо не было, учились по книжкам, смотрели по телевизору выступления мировых звезд. А потом появился Интернет, стали появляться передачи, ранее недоступные. И с этого момента начался качественный скачок в профессиональном развитии. Ребят стали узнавать и приглашать на различные мероприятия. Вот так за два-три года они заработали статус премиум-иллюзионистов в Ставрополе. Притом что фокусников высокого уровня в городе тогда вообще не было - они первыми начали выводить это искусство на профессиональный уровень.

- Когда мы начинали работать, - вспоминает Роман, - люди, которые нас видели, просто не верили: что, серьезно фокусники? Сейчас уже не так бедно с фокусами, работают и другие, в том числе и наш ученик. Однако статус премиум в этом виде ставропольской ивент-индустрии принадлежит по-прежнему нам.

Секрет фокуса

Время вносит свои коррективы даже в фокусы. Ранее неизменно популярные распиливание, метаморфозы, зеркала, требующие сложного антуража, постепенно отходят на второй план, а громоздкий реквизит сейчас с успехом заменяют новые технологии и микромагия. Кролик из шляпы - вчерашний день. А вот протыкание человека на пике - это из нового репертуара иллюзионистов.

Примерно это выглядит так: на треногу с торчащей пикой кладут человека и зрителям предлагается посмотреть, как он держит баланс. И все в восхищении - ничего себе, как это он так держится. Но далее человека на этом остром предмете раскручивают, как стрелку на барабане в известной телепередаче - и прямо на глазах изумленных зрителей он падает и пика торчит сверху. По словам Романа, еще ни разу не было спокойной реакции - зал всегда просто взрывается: ахи-охи-вздохи. И хотя это довольно сложный трюк, уверяют, что ни один человек при выполнении этого фокуса не пострадал.

Вот, кстати, иногда во время исполнения особо эффектных номеров может показаться, что фокусники используют подсадных зрителей. Ну как, например, можно снять часы с руки человека, сидящего в середине зала? Или каким образом может оказаться какая-то вещь артиста в кармане у зрителя? Всех секретов Роман раскрывать не стал, однако кое-что поведал:

- Снять часы с руки - это всегда совокупность нескольких факторов и на самом деле никакой черной магии. А что касается подсадных зрителей, то такое бывает, когда проходит какая-нибудь масштабная съемка и нет права на ошибку, ведь сценарий в фокусах может пойти непредсказуемо. Однако грош цена такому фокуснику, который в обычных выступлениях будет этим пользоваться, это совсем дешевый вариант и сейчас так практически никто не делает.

Разумеется, в такой сложной и необычной работе не обходится без накладок. Бывают они и у Романа:

- Выступали мы как-то в Краснодаре у одного известного человека. Он попросил сделать что-нибудь новенькое. И я собрал специально для него новый фокус, который был построен так, что один трюк шел за другим и все они были завязаны на одном шарике - красный шарик превращался в шарфик, из него появлялся цветочек, тот осыпался и снова шарик и прочее. А прямо у сцены был бассейн. Идет концерт, вот выхожу я и вижу, что впереди меня прыгает тот самый красный шарик, который должен быть у меня в кармане, падает в бассейн и начинает медленно уплывать. И я понимаю, что весь мой фокус уплывает сейчас вместе с этим шариком. Пришлось буквально в секунды перестраиваться и лепить что-то другое, в итоге все получилось, правда, уже без шарика. Когда делаешь что-то новое, на таких моментах как раз и учишься.

Ловкость рук? Cклад ума!

Вопреки сложившемуся мнению, Роман убежден, что не только ловкость рук важна для фокусника, а еще и определенный склад ума. И много терпения, чтобы часами отрабатывать движения и доводить их до автоматизма.

Вообще, как понять, что такое ловкость рук и есть ли она?

- Легко, - объясняет мой собеседник. - Например, известный фокус с исчезновением монетки, когда она пропадает прямо в руке. Это очень простой трюк, однако очень зрелищный и эффектный, и основан только на движениях рук. В нем есть небольшой секрет. И так как я сам преподавал фокусы, то могу сказать, что для этого нужен просто определенный склад ума.

Для большей убедительности Роман объясняет мне похожий трюк с картой - и действительно, я понимаю, что при должном подходе его может освоить большинство из нас. Здесь не нужно быть Нобелевским лауреатом, просто достаточно понять суть - и да, плюс ловкость рук. «Наши руки быстрее, чем ваш взгляд» - эта фраза очень точно передает суть работы фокусника.

Ну и помимо отличной техники, в этом деле важен еще и своего рода театральный момент. Те же Гудини и Копперфилд не только обладали великолепной техникой, а были еще и мастерами впечатляющих шоу, да так, что смогли получить мировую известность без всеобъемлющей интернет-сети. Чего стоит только трюк с исчезновением Статуи Свободы Дэвида Копперфилда, который, кстати, так никто и не смог повторить, хотя секрет его известен. Так что хороший иллюзионист должен обладать целым набором профессиональных качеств, только так можно стать известным.

В этой необычной профессиональной среде важно еще и чувствовать настроение зрителей, чтобы произвести нужный эффект в нужное время.

- Я должен убедить самого скептически настроенного зрителя, ведь всегда же есть такие, кто говорит - ой, да мы знаем... - рассказывает мой собеседник. - Был у нас такой случай. Я начал показывать трюк с монеткой, кстати, очень сложный фокус. Суть - даю зрителю монетку, потом пытаюсь забрать, он ее не отдает. В итоге у него в руках оказывается другая монетка. И вот выступаем мы на большом мероприятии, Новый год, шумная компания. И попался зритель, который «все знал». Встает он и говорит: «Сейчас я сам покажу вам фокус!» И весь зал: «Вау, вот кто настоящий фокусник!» И тут я показываю трюк - у зрителя в руках обнаруживается другая монета, у него шок, он трезвеет, молча садится и больше не ерничает.

Часто бывает, попадаются такие, кто знает азы из разряда уличных трюков - погнуть иголку бицепсом, спрятать монетку или заставить стакан летать, - говорит Роман. - Можно, конечно, показать мелкий фокус и удивить зрителя, это дает основание считать себя кем-то. Но на самом деле важно все делать качественно и круто, каждый элемент трюка оттачивать до совершенства, прежде чем включать в выступление. Например, тебе нужно загадать карту - одну из 54. И у меня должно быть 54 варианта, как найти твою карту.

Для развития и роста профессионального мастерства в фокусном искусстве есть свои конкурсы. Роман принимал в них участие, был и на «Минуте славы». И сделал вывод, что это малоинтересно и вместо поездок по конкурсам лучше заниматься своим делом:

- Я съездил, посмотрел и понял, что мы такого же уровня и нет смысла кому-то что-то доказывать. Вместо доказывания надо работать и развиваться.

В дальнейших планах - увеличивать и усложнять свой репертуар. Сейчас деятельность группы пошла по новому руслу - они стали создавать новые трюки, свои собственные. А это уже большой рывок, потому что большинство показывают готовые трюки. Есть классические фокусы, и если сравнить репертуар большинства иллюзионистов - он практически одинаков. А ребята хотят делать эксклюзив.

- Вообще мне больше нравятся сценические манипуляции. Это венец фокусного искусства и самый сложный жанр - фокусник выходит на сцену и показывает, как свечка превращается в мячик, мячик в платочек, и так далее, и все это под приятную музыку. Но хотелось бы освоить еще и разговорный жанр, чтобы не зацикливаться на чем-то одном, а развиваться в разных направлениях. Я люблю придумывать образы и, используя микромагию, создавать представление с чудесами и невероятными трюками. Когда даришь радость другим - и сам заряжаешься эмоциями, к тому же с концертами мы имеем возможность бывать в разных городах и странах. Поэтому совершенно точно могу сказать, что я не работаю, а занимаюсь любимым делом.

И кстати, не об этом ли мечтаем мы все?

Марина АПЛЕМАХ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 4 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.