Вы здесь

Сезон закрыт! Да здравствует сезон!

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В минувшее воскресенье Ставропольский академический театр драмы им. М. Ю. Лермонтова завершил 179-й творческий сезон.
Уходящий театральный год для ставропольской драмы и его поклонников был наполнен множеством ярких событий – череда премьер, участие в фестивалях, гастроли, бенефисы, увлекательные режиссерские находки и актерские открытия.
Если говорить языком цифр, то на сцене театра было сыграно 270 спектаклей, на которых побывало более 128 тысяч зрителей. Около двадцати репертуарных постановок сыграно в Домах культуры городов и сел края, а также в городе Антрацит Луганской народной рес-публики. Еще 12 спектаклей было показано на гастролях в городах Владикавказ и Новороссийск.
Итак, давайте вспомним, что увидели зрители в 179-м театральном году, над чем смеялись, плакали, размышляли, задумывались.
И жизнь, и слезы, и любовь…
Открылся сезон историей молодой, красивой и страстной женщины, испытавшей разрушающую все на своем пути любовь. Спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» по одноименному очерку Н. Лескова – самая грандиозная постановка прошедшего сезона. Режиссер Наталья Зубкова и артисты Ирина Баранникова, Михаил Новаков, Владимир Петренко, Олег Хомутов, Дарья Симанкина и другие актеры рассказали о первой женщине – серийной убийце в русской литературе. Но это история не только о преступлении и наказании – она и о всепоглощающей любви, и о доведенной до неистовства страсти, а еще о предательстве, мщении, ненависти.
У творческого коллектива получился невероятно захватывающий спектакль. Во-первых, это история настоящая – писателю удалось познакомиться с реальным уголовным делом. Случай его чрезвычайно заинтересовал, что не удивительно. Нравы XIX века запрещали женщинам открыто проявлять свою любовь, а тем более страсть. Вспомните русскую классику того времени, где любовные безрассудства всегда заканчивались трагедией: бесприданницу Ларису Огудалову застрелили, Катерина Кабанова утопилась, Настасью Филипповну зарезали, Анна Каренина бросилась под поезд…  В «Леди Макбет Мценского уезда» страсть доведена до предела – она безрассудна, бескомпромиссна и беспощадна. И тоже убивает.
Во-вторых, здесь блистательное исполнение ролей. Артисты до мурашек отыгрывают своих героев. Настолько по-настоящему, что непонятно, кого ты в данный момент жалеешь – Екатерину Измайлову или Заслуженную артистку РФ Ирину Баранникову, кого презираешь – приказчика Сергея или артиста Олега Хомутова, а поражаешься наглости и расчетливости Сонетки или актрисы Дарьи Симанкиной. Кстати, на Театральном фестивале имени Рыбакова в Тамбове Дарье за эту роль присудили диплом лауреата в номинации «Надежда союза», а спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» был награжден дипломом лауреата премии «За сохранение традиций русской театральной школы». Одним словом, если кто не смог посмотреть спектакль в прошедшем сезоне, у вас шанс еще будет – он в репертуаре поселился всерьез и надолго.
Второй премьерой сезона стал спектакль в постановке Валентина Бирюкова «Свадьба Кречинского». Пьеса, написанная драматургом А. В. Сухово-Кобылиным почти полтора столетия назад, сегодня так же актуальна, как и тогда. В ней жажда наживы и материального обогащения противопоставляется искреннему чувству, а тема взяток и коррупции остается такой же насущной, как во времена автора. Монологи и диалоги о судах звучит как выдержка из сегодняшних газет и интернет-порталов, а на вопросы (Что победит – деньги или любовь? Кто же все-таки этот Кречинский – вор или просто человек, запутавшийся в своих страстях? Способен ли человек, погрязший в пучине порока, на настоящую любовь?) до сих пор не даны однозначные ответы. Хотя подобные вопросы жизнь ставит перед людьми с завидной регулярностью.
Спектакль был поставлен специально к бенефису заслуженного артиста РФ Игоря Барташа, который в ноябре прошлого года отметил 50-й день рождения. Прошедший сезон в театре вообще был богат на юбилеи. Помимо Игоря Валентиновича, в театре чествовали заслуженную артистку РФ Светлану Колганову, а также почетных деятелей искусств СК Людмилу Ковалец и Елену Днепровскую.
Помимо традиционных поздравлений, театрального капустника, выступления творческих коллективов, бенефицианты подготовили программы для зрителей. Юбилейный вечер Елены Днепровской начался с эксперимента. Вместе с артистом Владимиром Лепой почетные деятели искусств СК показали спектакль «Там же, тогда же» по пьесе американского драматурга Б. Слейда.
История, которую рассказали актеры, одновременно грустная, трогательная и смешная. Представьте: случайная встреча в баре, а затем страстная ночь, проведенная вместе в маленькой гостинице, – эти события положили начало странному роману длинной в 25 лет между несвободными мужчиной и женщиной. Почему странному? Потому что эти двое встречаются лишь раз в году в той же гостинице, в том же номере, в один и тот же день. Всего 25 встреч, за которыми жизни не только героев, но и их семей, а также страны.
А как замечательно играли актеры. Лене вообще идут такие роли – женщина у которой за плечами прожитая жизнь. Не случайно в Самаре на фестивале «Волжские театральные сезоны» ей, сыгравшей в спектакле «Три товарища» секретаршу Эрну, вручили диплом за лучшую женскую роль второго плана. Идут такие роли и Владимиру Лепе. Было невероятно интересно наблюдать за артистами, как они раскрывались в несвойственных для них амплуа, как органично вписались в предлагаемые обстоятельства, как они проживали происходящее на сцене. Судя по бурной реакции зала, который искренне реагировал на жизненные ситуации, зрителям были понятны и происходящее, и диалоги, и признания, и сомнения, и разочарования, и боль, и радость. Браво!
Еще одна премьера прошедшего сезона – «Искренне ваш, Чехов». Пьесу о великом русском писателе, о его молодости, семье, первом любовном увлечении написала и поставила актриса Московского театра Et Cetera Анна Артамонова. В этой работе заняты молодые артисты ставропольской драмы – Константин Юрченко, Олег Хомутов, Павел Луценко, Александр Сухарев, Михаил Подзолко, Ольга Клочко, Дарья Сафонова, Дарья Симанкина, Филипп Харций, Александр Кошелевский. Молодые артисты так увлеченно и искренне играют всем известных героев, что возникает огромная любовь к этим людям – Антону Павловичу, его братьям и сестре, Лике Мезенцевой – которые были так возвышенно прекрасны, так веселы и остроумны, так живо чувствовали и оригинально мыслили. Спектакль стал отличным подарком тем, кто любит русскую литературу, кто хочет узнать больше о великом Чехове, лучше его понять, переосмыслить уже известное.
Не могу не сказать об артистке Ольге Клочко, которая в спектакле сыграла Марию Чехову, единственную сестру писателя. Слов у ее Маши немного, а запоминается она особо. Это какое-то нереальное мастерство, когда всего лишь взгляд, поворот головы или движение плечами… а все услышали, что она хочет сказать, все знают, что она чувствует в эту минуту, о чем думает, все видят ее спрятанную боль и внутренний огонь. Такая игра дорогого стоит.
Весенне-летняя часть сезона-179 отметилась чередой комедий. Английская, грузинская, советская – зрители и хохотали до слез, и улыбались сквозь слезы. Еще бы! «Люкс № 13» по пьесе английского драматурга Рэя Куни –самая популярная в нашей стране пьеса, рекордсмен по постановкам. Сюжет – обхохочешься. В комедию положений попали высокопоставленный государственный чиновник, его помощник, любовница, жена, муж любовницы и так далее и так далее… Добавьте, что этих персонажей играют Евгений Задорожный, Игорь Барташ, Владимир Петренко, Полина Полковникова, Александр Сухарев … И несколько слов о происходящем: там трупы исполняют зажигательные танцы, а шкаф и окно – чуть ли не главные действующие «лица»… Одним словом, «Люкс № 13» смешной до слез коктейль из нелепых ситуаций, уморительных диалогов, эксцентрики. Билеты на него достать просто невозможно, они вмиг разлетаются, как только поступают в продажу. Такая популярность спектакля продиктована еще и точным распределением артистов, а главное – назначением на роль помощника министра Джорджа Пигдена почетного деятеля искусств СК Евгения Задорожного. В этой роли артист поражает какой-то невероятной верой в абсурдные ситуации, в которые он попадает. Ведь смешно только зрителям, наблюдающим за всем со стороны, а для человека, которого воплощает на сцене артист, события становятся чередой драматических потрясений, которые он по-настоящему проживает. Это надо видеть, как Женя на протяжении всего спектакля, не щадя своих сил, изворачивается, придумывает мыслимые и немыслимые оправдания, а порой и жертвует своей репутацией, чтобы спасти от позора чужую, причем, не одну. «Люкс № 13», без сомнения, театральный бестселлер сезона, а Евгений Задорожный отличный комедийный актер. Но в Жене заложен и огромный драматический потенциал, очень хочется увидеть его в серьезной современной истории.
И если «Люкс № 13» триумфально возвратился на сцену ставропольской драмы второй раз, то история про ловкую грузинскую сваху из Алабара с не меньшим триумфом вернулась на сцену третий раз. Спектакль «Проделки Ханумы» по пьесе А. Цагарели по праву считается долгожителем ставропольской драмы – более 20 лет, правда с небольшими перерывами, он собирает неизменные аншлаги. Естественно, что возвращается спектакль с новыми действующими лицами. Сегодня в постановке заняты Игорь Барташ, Дарья Сафонова, Евгений Задорожный, Людмила Ковалец, Борис Щербаков, Лада Гольдман, Владимир Петренко и другие артисты. Но есть актриса, которая была занята во всех версиях легендарной грузинской комедии. Заслуженная артистка РФ Светлана Колганова изначально играла молоденькую Сону, а сегодня – саму Хануму. Что только не вытворяла актриса на сцене: меняла внешность (от невесты-каракатицы до таинственного князя в бане), пела, танцевала, чуть ли не дралась, нюхала табак, думала (а вот это изобразить на сцене очень не просто), играла в шахматы, отчаивалась, льстила, угрожала, торговалась и, наконец, влюблялась! Ханума хороший подарок, который сделал театр к юбилею актрисы.
А еще в одной из премьерной комедии сезона‑179 на сцене находятся живые птицы. Догадались о чем речь? Конечно, о спектакле «Любовь и голуби» по пьесе В. Гуркина, режиссер – художественный руководитель театра, заслуженная артистка РФ Ирина Баранникова.
Напомню, вдруг кто-то не знает, о сюжете в двух словах. Ликвидируя неисправность лебедки, Василий Кузякин получил травму и путевку на юг. Там он встретил роковую женщину Раису Захаровну и… вернулся Вася с курорта не к себе в деревню, а в квартиру Раисы Захаровны. Началась для него новая жизнь, в которой было много непонятного и интересного, но не было дома, где остались жена Надя, дети и голуби.
Спектакль получился искренний, задорный, удивительно грустный и одновременно легкий, заставляющая задуматься. Ведь это все о нас с вами. Быть может, мы живем в городе, а не в селе, умеем завязывать галстук и говорим правильно, без характерного говорка, не глушим водку и не копаем картошку. Это ничего не меняет. Кажется, что смотришь в большое зеркало, в котором узнаешь себя, соседей, родных и друзей. Зрители, наблюдая за знакомой историей, замирали в особо трогательных моментах, весело хохотали над выходками дяди Мити, получали искреннее удовольствие от крылатых фраз про сучку крашену и инфаркт микарда, цитируя их вслух вместе с артистами.
Помимо Народной и Заслуженных артистов – Натальи Зубковой, Михаила Новакова, Александра Жукова, в спектакле заняты студенты 1 курса театральной студии Анна Хазизова и Артемий Трофимов. Сыграв младших детей четы Кузякиных, молодежь очень неплохо заявила о себе. Ребята играли честно и искренне, и наблюдать за ними было не менее интересно, чем за Александром Жуковым. Саша, который переиграл за свою творческую биографию всех принцев, королей, романтичных героев и героев-любовников, и вдруг - Василий Кузякин. Тихий, спокойный, неконфликтный, чуть ли не подкаблучник, который и сам не понял, как это у него случился пресловутый бес в ребро! Конечно у Жукова получилось сыграть так, как надо, как все ожидали – не зря же он несколько десятилетий ведущий артист ставропольской драмы. Но чертики в его глазах никуда не делись, видно, что Саша готов и к очередным подвигам, и к романтике.
Конечно, не остались в стороне и маленькие зрители. Режиссеры Наталья Зубкова и Ирина Баранникова порадовали юных ставропольцев спектаклями «Золушка» Ш. Перро и «Чудесная сказка» («Ежик в тумане») по произведениям Сергея Козлова.
«Каждый театральный сезон ценен тем, что не похож на все остальные. За этот творческий год открылись неочевидные грани талантов всех и каждого, с новыми людьми пришла свежая энергия, а с уникальными постановками возрос интерес зрителя. Мы рады, что наши спектакли пользуются успехом у зрителей. Театр безмерно благодарен тем, кто разделил с ним это время», – говорит художественный руководитель театра Ирина Баранникова.
В новом сезоне – новые премьеры
Следующий сезон для Ставропольского академического театра драмы им. М. Ю. Лермонтова юбилейный, 180-й. И первый сюрприз от творческого коллектива в юбилейный год не заставит себя ждать – с 10 августа, за полтора месяца до официального открытия, театр по выходным начинает показ взрослых и детских спектаклей.
Официально же сезон откроется 27 сентября, по традиции премьерой. К 210-й годовщине со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова режиссер Наталья Зубкова готовит спектакль по его поэме «Демон». Загадочную поэму Лермонтова, в основе которой лежит красивая восточная легенда о том, как «печальный демон, дух изгнанья» полюбил юную красавицу княжну Тамару, расскажут артисты Дарья Сафонова, Дарья Симанкина, Константин Юрченко, Олег Хомушин и другие.
Вместе с актерами зритель переживет гамму чувств и переживаний – битву света и тьмы за человеческую душу, сцену соблазнения Демоном Тамары, любовь и ненависть, добро и зло, веру и верность.
Прошлым летом в Третьяковской галерее меня очень впечатлила картина М. Врубеля «Демон сидящий». Это какое-то магическое полотно. С какой бы стороны ты на него ни смотрел, его взгляд не отпускает тебя. Такое ощущение, что он все время за тобой следит. На мой взгляд, это гениальное решение художника. Но театр совершенно другое искусство. Оттого и огромное любопытство к новой постановке ставропольской драмы: что получится у творческого коллектива? Но, как говорится, поживем – увидим.
В ноябре зрители увидят спектакль по пьесе Ф. Дюрренматта «Визит дамы». Поставит его художественный руководитель национального академического драматического театра имени М. Горького в Минске Сергей Ковальчик. Не так давно эта пьеса была в репертуаре, и вот новое прочтение. В центре сюжета – ответ на вопрос, на что способна женщина, которую предали из трусости и эгоизма. Миллиардерша Клара Цаханассьян возвращается в родной Гюллен, чтобы подарить разоренному городу и его нищим жителям миллиард. За это неслыханное благодеяние им нужно выполнить лишь одно условие… Несмотря на, казалось бы, драматический сюжет, автор называет свою пьесу комедией. Но зрители сами будут выбирать, смеяться им или плакать. Хотя вряд ли кому-то будет слишком смешно. В спектакле заняты Игорь Барташ, Евгений Задорожный, Борис Щербаков и другие.
Всех секретов юбилейного сезона в театре, конечно, раскрывать не стали, но отметили, что в планах много интересного. Идут переговоры с московским режиссером А. Гирба и молодым режиссером из Рязани А. Кудря. С пьесами еще не определились, но то, что это будут «громкие» постановки, в ставропольской драме не сомневаются. Еще обязательно будет премьера о войне, ведь 2025 год – год 80-летнего юбилея Победы над фашистской Германией.
«Мы продолжаем работать над созданием классического академического репертуара, – говорит художественный руководитель театра Иринам Баранникова. – Дорогие наши зрители, вы - наши со-творцы! Спасибо, что были с нами! До встречи в новом театральном сезоне!»
 

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.