Вы здесь
СОЛОВКИ: «ГОЛГОФА И ВОСКРЕСЕНИЕ»
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Что мы знаем о Соловках? У большинства людей это представление укладывается в два слова: монастырь и лагеря. Небольшой архипелаг в Белом море, который можно обнаружить только на картах крупного масштаба, в свое время служил пристанищем старообрядцам, став впоследствии оплотом православия. В годы советской власти здесь был открыт первый лагерь особого назначения для заключенных, и выжить здесь могли только стойкие люди с огромной силой воли и железным характером. В Соловках ушли из жизни тысячи людей разных национальностей и вероисповеданий, а земля, где пролита кровь безвинных, почитается всеми религиями как святая.
Новый мультимедийный выставочный проект, открывшийся в Ставропольском музее имени Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве, посвящен прошлому и настоящему архипелага. Он подготовлен сотрудниками Соловецкого историко-архитектурного и природного музея-заповедника и Спасо-Преображенского ставропигиального монастыря Архангельской области. В современной и доступной форме проект рассказывает об уникальном духовном, историческом и культурном наследии Соловецкого монастыря, и это знакомство позволяет прочувствовать, насколько тесно события, происходящие на маленьком архипелаге, связаны с общей судьбой нашей страны.
Каждая подробность истории соловецкой земли последовательно и логично отражается на представленных экспонатах, обозначена точными словами и яркими примерами. Каждый из них - словно живой рассказ о традициях, хозяйственных технологиях, морской и воинской доблести, архитектуре, известных деятелях культуры и науки, об узниках и святых Соловецкой обители.
Выставка была создана в 2010 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Впервые она была показана в выставочном центре храма Христа Спасителя в Москве и после этого демонстрировалась в крупнейших музейных и церковных центрах Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Петрозаводска, Смоленска, Калуги, Калининграда и других городов России. Каждая новая демонстрация выставки не является копией предыдущей, в нее добавляются важные детали, связанные с особенностью и историей места проведения.
Открывая экспозицию, директор Ставропольского музея-заповедника Николай Охонько отметил: «Выставка оказалась такой масштабной, что ее с трудом вмещает наш зал. Хочется надеяться, что такое же впечатление она произведет и в духовном смысле».
Экскурсию по выставке провела ведущий методист Соловецкого музея-заповедника Мария Орел, рассказавшая о многовековых традициях Соловецкого монастыря, его трагической судьбе в 20-м столетии и современном возрождении.
У архипелага очень богатая история. Несмотря на то, что официальным годом основания Соловецкого монастыря считается 1436-й, люди приходили сюда еще семь тысяч лет назад. Долгие века Соловки были прибежищем для отшельников, желающих уйти от суетного мира, быть ближе к Богу.
Многие монахи обрели в монастыре душевный покой. В середине 16 века обитель превратилась в крупный культурно-духовный центр, а в 17 веке он, окруженный мощной стеной, стал одним из центров противников реформ Патриарха Никона.
С начала 18 века на Соловки ссылали непокорных воле государя священников, еретиков и сектантов. Сиживали здесь и политические преступники, например сочувствующие декабристам.
Во время Крымской войны монастырь осаждали английские корабли, но превосходство врага в вооружении оказалось бессильным перед мужеством защитников и мощью крепостных стен. Яростное сопротивление монахов и солдат заставило английские суда отступить. Героическая защита почти безоружной крепости на фоне поражения российских войск в этой войне еще более повысила авторитет монастыря среди верующих.
Во время Северной войны Соловецкие острова посещал Петр I. Он изучал фортификационные особенности монастыря, благодаря ему здесь была поставлена церковь Андрея Первозванного, сохранившаяся до сих пор на берегу Заяцкой гавани. По монастырскому преданию, здесь был освящен первый Андреевский флаг для будущего Балтийского флота.
Посещал монастырь и император Александр II. Им был подарен огромный царский колокол, который устанавливали как украшение. К сожалению, колокольня не уцелела, как и подарок государя. Она была разрушена в 20-е годы прошлого столетия, когда началось избавление от «пережитков» царской России. Рушились храмы, сжигались иконы, драгоценные камни доставали из предметов культа, колокола отправляли на металлолом. Именно тогда колокола Соловецкого монастыря погрузили на баржу и отправили с острова на Большую землю на переплавку. Баржа с колоколами вышла в море и исчезла.
Соловецкий монастырь являлся к тому же и центром хозяйственной жизни. До революции здесь создавались настоящие инженерные чудеса. В 19 веке у стен монастыря было построено уникальное по своей простоте и рациональности гидротехническое сооружение «Сухой док», основана биологическая станция, где ученые изучали флору и фауну Белого моря. В начале 20 века на Большом Соловецком острове развернулось строительство судоходной системы. Так появилась гидроэлектростанция, дамба длиной почти километр, а на острове была открыта даже спасательная станция.
В 1920 году обитель была закрыта, а богатейшее культурное наследие Соловецкого монастыря утрачено. На архипелаге были созданы две организации: лагерь принудительных работ для военнопленных Гражданской войны и лиц, неугодных советской власти, и совхоз «Соловки». Так острова прочно вошли в историю не только благодаря монастырю, но и в связи со своей хоть и недолгой, но страшной и печальной исторической страницей. Часть жителей покинули острова, но почти половина остались, вместе с ними и несколько десятков монахов - они стали работать вольнонаемными в совхозе.
Вскоре на базе трех северных лагерей открывается один лагерь с центром на Соловках. Соловецкий лагерь особого назначения предназначался для «перевоспитания». СЛОН стал местом заключения десятков тысяч репрессированных узников и местом мученического подвига пострадавших за веру. Среди них был и дед Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла – Василий Гундяев. Узники строили железные дороги, заготавливали древесину, добывали торф. Тяжелый труд в условиях Приполярья и Заполярья приводил к росту заболеваний, увеличению числа инвалидов среди осужденных. За десять лет существования Соловецкого лагеря, с 1923 по 1933 год, в нем умерло около 7,5 тысячи человек, из них 3,5 тысячи - в голодном 1933 году.
В 1937 году, когда страну захлестнула лавина репрессий, СЛОН превратился в тюрьму. Кстати, жертвами этой «машины» стали практически все, кто ее создавал. Ни один из тех, кто придумал и управлял Соловецким лагерем, не избежал репрессий. Выжили единицы.
Вообще точную цифру погибших на острове ученые-историки до сих пор назвать не могут. В разное время узниками Соловецкого лагеря были ученый Павел Флоренский, философ Александр Мейер, историк Владимир Бенешевич, историк Николай Анциферов. В их числе и знаменитый писатель Борис Ширяев, в годы войны возглавлявший газету «Ставропольское слово». Список знаменитых узников огромен. Выжить удалось далеко не всем.
Экскурсовод подчеркнула роль академика Дмитрия Лихачева, одного из заключенных лагеря. С его помощь здесь была организована первая детская трудовая колония, но она, правда, просуществовала всего год. Ученый, прошедший в 20-е годы через Соловецкие лагеря ОГПУ, говорил о необходимости сохранять историческое и культурное наследие, и во многом благодаря ему в 1967 году был создан музей. Во время Великой Отечественной войны на архипелаге открыли школу юнг для юношей 15-16 лет. За три года ее работы для фронта подготовили 4, 5 тысячи специалистов. Известные выпускники школы - писатель Валентин Пикуль, оперный певец Борис Штоколов, писатель Виталий Гузанов, артист Виталий Леонов.
Можно сказать, что новый период истории архипелага начался с 1990 года – с момента официального возрождения монастыря. В 1992 году Соловки признаны объектом мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Укоренившийся на безлюдных островах и оказавший влияние на развитие всей страны, Соловецкий монастырь и сегодня принадлежит к числу главных святынь России.
- Такой небольшой экскурсией мы постарались показать несгибаемость православной веры на примере крупнейшего северного монастыря России, - отметил директор Соловецкого музея-заповедника Евгений Тютюков. - Люди, жившие на архипелаге, прошли через серьезные испытания, их судьбы поистине героические, и сегодня к этому могут прикоснуться жители Ставропольского края.
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл в своем слове подчеркнул, что насельников Соловецкого монастыря и до появления лагеря особого назначения всегда отличала сила духа.
- Это величайшая сила духа, о которой надо рассказывать. Многие монастыри в нашей стране были закрыты, разрушены в советское время. Подлинная история очернена, искажена в советских учебниках, и до сих пор эта чернота лежит на душах и сознании русского человека. Именно эту силу духа не смогли сломить ни злоба, ни ненависть к церкви, нашему народу, - сказал владыка.
Выставка, которая будет работать до 3 июня, интересна и полезна как в образовательном, так и духовном плане. Если человек впервые слышит о Соловках, здесь он узнает ровно столько, чтобы заинтересованно продолжить поиски подробной информации. Если знания глубокие, то и в этом случае не будет разочарования - посетители увидят замечательные иллюстрации, фотографии, иконы и другие реальные свидетельства исторического прошлого.
Елена САРАЙКИНА.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru
Добавить комментарий