Вы здесь
СТРАНИЦЫ ЧЕСТНЫХ, ЧИСТЫХ КНИГ
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).2 апреля во всем мире отмечается Международный день детской книги, учрежденный в 1967 году по инициативе известной немецкой писательницы Йелле Лепман. К этому дню приурочено множество мероприятий. В нашем городе традиционно самые масштабные из них проходят в Ставропольской краевой детской библиотеке имени А. Е. Екимцева. К тому же неделя эта совпадает с весенними каникулами, поэтому школьникам есть где провести выходные интересно и с пользой.
Как много читают нынешние дети и что именно? Является ли книга все еще лучшим подарком? Признаемся, гораздо чаще мы видим детей с телефонами, планшетами и прочими высокотехнологичными «игрушками», чем с книгами. И зачастую в качестве подарка ребенку сейчас выступает конверт с деньгами. А между тем в книжных магазинах огромнейший выбор литературы для детей, да и в библиотеках фонды детской литературы огромные.
Вообще книжный рынок переживает сейчас непростые времена. Это и потеря интереса к чтению, и сокращение объемов книжного рынка на фоне роста популярности и Интернета, и падение доходов населения при заметном росте цен на печатные издания. Однако по оценкам экспертов, продажи образовательной и детской литературы не падают. И как выяснил ВЦИОМ, детские книги в нынешнем году возглавляют список читательских предпочтений.
С вопросом, что читают сегодня дети и что предлагает им детская литература, корреспондент «Ставропольских ведомостей» обратилась к самым компетентным в этой области специалистам - сотрудникам детской библиотеки, заместителю директора СКДБ Ларисе Кабадзе и заведующей отделом культурно-досуговой работы Елене Онищенко.
- Лариса Борисовна, что читают современные дети - программные произведения или что-то другое?
- Сегодня времена изменились, к счастью библиотекарей и даже страны, потому что читающий ребенок - это достойное будущее. Дети читают не только программные произведения, которые им задают за пределами школьного учебника, но и много другой литературы. Вообще у них в приоритете всегда научно-популярное направление - энциклопедии, сборники загадок, о животных, о природе. В последнее время появилось много очень хороших новых авторов, в том числе и наших краевых - причем не только прозы, но и поэтов. Это С. Востоков, С. Седов, А. Гиваргизов, Рената Муха, А. Тюняев. Их стихи - как игра для ребенка, они заставляют и думать, и играть.
- Пользуются ли популярностью книги, на которых выросли родители, бабушки, дедушки сегодняшних детей?
- Они однозначно все популярны. Связано это с тем, что родители знают и доверяют этим книгам и хотят, чтобы дети тоже это читали.
- А как вы считаете, должны ли дети читать то, что любили их родители?
- Я думаю, да. Для каждой книги свой возрастной период. Если в подростковом возрасте не прочитать «Трех мушкетеров», во взрослом вряд ли ты возьмешь эту книгу. Просто есть ряд авторов, которых нужно читать именно в детстве. Это целый пласт, огромный и интересный. Среди классиков достойное место занимает и А. Екимцев, чье имя носит наша библиотека, изумительный ставропольский писатель, у него и сказки, и поэмы, и загадки, причем загадки не просто на рифму-отгадку, а со смыслом - надо подумать, даже в энциклопедию заглянуть, чтобы ответить. Мы очень много работаем с этим автором, потому что его творчество включено в наш региональный литературный компонент и до 7 класса дети его изучают. В этом году ему исполнилось бы 90 лет, и весь год мы проводим мероприятия, посвященные его творчеству. И Неделя детской книги, и Международный день детской книги в этом году базируются на его творчестве.
Из детских классиков самые популярные - Чуковский, Барто, Маршак, вот в таком порядке. То есть как было, так и есть. Это нравственная поэзия, учит добру, дружбе, то есть тому, чему не всегда учит современная.
Вообще хочу заметить, комплектоваться нам сегодня достаточно трудно, потому что огромнейший выбор литературы для детей. Надо сказать, конечно, что книги дорогие, не каждый родитель сможет купить.
Были у библиотеки тяжелые времена, было даже такое, что детям на лето не давали внеклассного чтения. Но вот сегодня читатель к нам возвращается. Возможно, это связано с тем, что экзаменационные сочинения в школы вернули...
- У нас был раньше золотой фонд библиотеки, - говорит Елена Онищенко.
- И читали все школы именно по этому фонду. Сейчас каждая школа и каждый класс рекомендуют разную литературу, потому что все работают по разным программам.
Я помню, у нас очереди за «Волшебником Изумрудного города» стояли, а сейчас эта книга особой популярностью не пользуется, а вот Бианки, как и прежде, популярен. Горького, Гайдара дети берут. Спрашиваем: «Вам в школе задали?» Нет, папа рассказывал, мама. В прошлом году старшеклассники раз пять спрашивали «Как закалялась сталь» Н. Островского, а ведь ее тоже нет в программе.
- Если ставить возрастные рамки, - продолжает Лариса Кабадзе, - то мы теряем ребенка как читателя в промежутке между 11 и 13 годами. Это тот возраст, когда начинается подростковый нигилизм и им трудно что-то подобрать. Они будут с удовольствием читать фэнтези, современные детские детективы. Детям это интересно.
Писать для детей вообще очень сложно, ведь даже между 3 и 4 годами уже пропасть, это как между 10 и 20 годами. Они за этот год только начинают чуть-чуть вырастать. И поэтому у нас, в детской библиотеке, есть своя градация. Мы записываем читателей с нулевого возраста. Что это такое? Это когда будущая мамочка приходит к нам и помимо всякой литературы для себя может взять Маршака, Чуковского. И читает, малыш слышит голос. Это сейчас очень популярно. И потом эти дети в большинстве случаев становятся нашими читателями.
- Мы говорим всегда: уважаемые родители, - продолжает тему Елена Онищенко, - будьте волшебниками для своих детей, открывайте им мир чтения, читайте им хотя бы перед сном минут 15. И кто это делает, тот потом говорит нам спасибо. Иногда мама говорит: «Ой, да он не будет читать». Мы говорим: «Для вас библиотекарь почитает». И ребенок начинает слушать. Баловаться он может, когда читает родитель, а когда чужой человек, дети уже учатся себя правильно вести. Даже трехлетний ребенок будет слушать тетю, которая совсем с другими эмоциями читает, чем его мама. Мы можем надеть на руку пальчиковую игрушку и поиграть во время чтения. Вот и такое у нас есть.
- Есть такие яркие книги, - говорит Лариса Кабадзе. - В них не особо много познавательного текста, но они изумительно красивые, мы их называем книжки-игрушки. Они тактильные, звуковые, развивающие не только чтение, но и общий кругозор. У нас их много для разного возраста. А лет с девяти - только фэнтези и ничего другого.
И частенько дети, которые ходят к нам с раннего возраста, вырастая и переставая относиться к категории наших читателей просят: «Можно мы у вас останемся?» Это приятно, и мы стараемся подбирать им книги, хотя фонды у нас все-таки под детского читателя.
Учителя в школе тоже стали подходить по-другому в рекомендациях для чтения. Вот крамольную вещь скажу - как бы я классику ни любила, но с нее не начнут дети читать. Это редкий случай. Только сказки Пушкина, они же просто сразу рифмуются и на память ложатся, ни одно стихотворение так не запоминается, как Пушкин. Считаю, что детскую классику надо чередовать с современными авторами.
- Хотелось бы услышать от вас профессиональный совет - как научить ребенка любить читать?
- Возьмите Сергея Седова «Сказки про мальчика Лешу», - рекомендует Лариса Кабадзе. - Тоненькая книжка, но ее нужно прочитать...
- Родителям сначала, - смеется Елена Владимировна.
- Он мог превращаться в кого угодно - в двойку, пылесос, и однажды превратился в маму и что из этого вышло. Ребенка точно заинтересует. Рената Муха пишет про осьминожек увлекательно - баловаться восемью ножками смешно, но вот получать за это по восьми ножкам не очень приятно. Небольшие рассказы Зощенко, Чарушина можно предложить ребенку - там такие иллюстрации красивые, он же сам рисует. И подобные детские книжки.
Читайте играя. Можно устраивать чтения всей семьей, можно по ролям. Надо ребенку просто читать, и не насильно. И еще важно найти своего автора, кто больше ребенка заинтересует. Разные приемы есть заинтриговать ребенка. Например, начать читать и остановиться - потом дочитаем, и посмотреть, вспомнит ли ребенок об этой книге. Если не вспомнит - отставлять, брать следующую, и так, пока не появится интерес. А он появится. И не только потому, что читать интересно, а потому что мама рядом, она уделяет время - вот с этого начинается чтение, это для детей безумно важно.
Есть и специальные научные методики привлечения детей к чтению, например, у В.А.Бородиной есть такая техника - «предчтение - чтение - постчтение», когда книгой можно вызвать интерес: как думаешь, о чем эта книга? А я думаю, о другом. Давай проверим? У нас есть эти методические пособия, можно взять родителям почитать.
- Расскажите о книге, с которой началась ваша любовь к чтению.
- Моя самая первая после совсем детских, которую я сама прочитала, это уже в 1 классе, - Лев Давыдычев «Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семенова, второклассника и второгодника, написанная на основе личных наблюдений автора и рассказов, которые он слышал от участников излагаемых событий, а также некоторой доли фантазии». Отличная книга, она у меня перед глазами стоит. Я помню, как я до слез хохотала. Вторая до дыр зачитанная - «Динка» и «Динка прощается с детством» В. Осеевой. А потом Майн Рид, Жюль Верн, Пушкин, Вальтер Скотт.
Не обошли вниманием мы в беседе и Неделю детской книги - ежегодное мероприятие, которое проводит СКДБ. Организуются выставки книг, встречи детей с нашими ставропольскими писателями, всевозможные конкурсы, тематические спектакли, мастер-классы.
- Два праздника - они очень близко стоят и очень значимы для детского чтения, - говорит Лариса Кабадзе. - В каждую последнюю неделю марта, в дни школьных каникул, вот уже 76 год подряд в России проходит «Книжкина неделя», посвященная детской и юношеской книге. В этом году она начинается с 25 марта. В эти дни к нам приезжают дети из отдаленных районов Ставропольского края, которые часто даже не могут видеть и пользоваться благами современности. Ведь на Ставрополье все еще есть хутора, где всего шесть-семь дворов. И живущие там дети даже не могут представить, что книга может дорого стоить, что она может быть такой красивой, что книга пахнет, что ее держать в руках тяжело - потому что она умная, она готова поделиться своими знаниями. Это социально незащищенные и очень благодарные дети.
Все мероприятия на этой неделе посвящены только детской литературе. Мы организуем выставки, мероприятия, презентации, бенефис лучшего читателя - делается выставка прочитанных ребенком книг и он рассказывает, в чем ему помогла та или иная книга - разводить рыбок, играть в шахматы...
И каждый год Неделя детской и юношеской книги плавно перетекает в Международный день детской книги, ее завершение совпадает с днем рождения Г. Х. Андерсена. В этот день мы знакомим своих читателей с российскими и зарубежными писателями. Их, надо сказать, сегодня очень много, лидируют французские авторы. Они пишут достаточно жестко о современном детстве, пожалуй, их можно сравнить с «Классом коррекции» Е. Мурашовой, но без заигрываний с ребенком и без зла, и заставляют задумываться. Вот еще популярен Ульф Старк - его добрые и грустные книги заставляют детей думать. Веселые-то книги дети читают с удовольствием, но хотелось бы, чтобы они еще и размышляли. Наши дети - они изумительные, в них огромный нераскрытый потенциал. Для них невозможного мало, поэтому из них что угодно можно слепить. А чтение важно, потому что у детишек очень маленький житейский опыт, ну откуда они все узнают? Так пусть лучше из книги, чем с улицы.
Марина АПЛЕМАХ.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru
Добавить комментарий