Вы здесь
СТРАТЕГИИ ЗА ДОРОГО ПИШУТСЯ, РЕЗУЛЬТАТОВ НЕТ
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Виктор Иванович Константинов хорошо известен в деловых кругах Ставропольского края. Всю свою жизнь проработал в промышленности. В конце 90-х годов был первым министром промышленности, транспорта и связи края. Последние 15 лет, вплоть до 2016 года - председатель совета директоров и одновременно директор по маркетингу ПАО «Ставропольский радиозавод «Сигнал» (крупное высокотехнологичное предприятие ВПК, входящее в государственную корпорацию «Ростехнологии»).
Указом Президента Российской Федерации награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством 2-й степени», медалью «За заслуги перед городом Ставрополем», Почетными грамотами министерства промышленности и торговли РФ, Губернатора Ставропольского края. Почетный машиностроитель Российской Федерации. Автор четырех книг и многих публикаций в журналах и других средствах массовой информации.
Сейчас готовится к печати второе издание его книги «Первый министр». Предлагаем читателям выдержку из нее. Очень актуальную и своевременную.
«...Очень распространенным инструментом достижения поставленных целей в последние годы стали так называемые «стратегии развития», причем они уже используются не только в регионах и отраслях, но и на многих предприятиях, а сроки их реализации расписаны на двадцать и более лет вперед. Безусловно, важно видеть и знать, что будет впереди. В то же время ценность этих прогнозов, особенно долгосрочных, достаточно во многом условная.
Чтобы все варианты были учтены, на мой взгляд, принимаемые «стратегии» должны быть прежде всего прагматичными и представлять собой модель «дорожной карты», по которой всем исполнителям следует двигаться четко в заданном темпе и направлении, постоянно анализируя и корректируя свои действия, одновременно повышая их результативность. И ни в коем случае нельзя абстрагироваться от происходящих перемен, пытаться их завуалировать, а тем более не замечать. Мне могут возразить, что все предусмотреть в макроэкономике просто невозможно, ведь постоянно появляются новые стоп-факторы. Подобным образом, как правило, ответственные за ее реализацию работники пытаются создать себе «парашют безопасности». С таким подходом, я думаю, однозначно согласиться нельзя, поскольку при разработке стратегий даже предполагаемые сбои также должны учитываться и кроме того, ведь появляются и новые возможности!
Сегодня в «Стратегиях» на всех этапах создания за немалые средства задействованы не только мощные и известные консалтинговые фирмы в качестве разработчиков и консультантов, но и все имеющиеся в регионах «мозговые центры». Даже можно утверждать, что мы переживаем своего рода «стратегический бум», и об этот говорят повсеместно. Особенно в отчетах и выступлениях губернаторов и министров, на различных совещаниях, инвестиционных форумах, конференциях и семинарах, в средствах массовой информации и т.д.. В общем пока без «стратегий» никуда.
Как правило, на бумаге все они выглядят отлично. Расписаны с учетом самых и самых современных новаций (в том числе, словесных) и включают в себя и циклы развития, и алгоритмы действий, и превалирующие тренды, и детализацию уровней исполнителей, и т.д. Если коротко, то учтено все до мелочей и даже то, что еще не придумали! Прочитаешь - дух захватывает, а если еще все выполнишь - обещают, что наступит Сингапур!
А теперь более предметно посмотрим, как обстоят дела в данном вопросе в разрезе промышленного блока на Ставрополье. Но, прежде чем это сделать, необходимо отметить, что многие ошибки и просчеты, допущенные в указанных выше регионах, присущи действующей сегодня «Стратегии социально экономического развития Ставропольского края» (далее Стратегия), утвержденной Правительством СК в 2009 году и которая распространяется до 2020 года и далее на период до 2025 года.
Вот выдержки из выводов, которые сделали эксперты на основании проведенного промежуточного анализа ее реализации в 2015 году: «<...> количественные критерии реализации Стратегии выполняются далеко не в полной мере. Аналогичная ситуация и по показателю роста инвестиций в основной капитал на основе новой технологической базы. Наметившейся рост в 2011-2013 годах инвестиций в основной капитал, резко снижается в 2014 году (на 20%). В анализируемый период наблюдается ежегодное увеличение доходов населения за счет роста заработной платы по сравнению с предыдущим периодом, однако в целом рост ежегодно замедляется, не достигая планируемого уровня в 20-25%. Аналогичная тенденция изменения ежегодных налоговых поступлений в бюджет всех уровней. Их доля в консолидированный бюджет края за период действия Стратегии возросла с 33,8% в 2009 году до 38,7% в 2014 году, но предполагаемый рост на 15-20%, начиная со второго этапа действия Стратегии, не выполняется».
«Общее число малых предприятий края возросло с 16245 единиц в 2009 году до 23442 единиц в 2014 году (на 44%), хотя средняя численность работников этих предприятий осталась практически неизменной 160044 чел. и 165205 чел. аналогично. Критериальный показатель роста удельного веса продукции предприятий малого бизнеса в общем объеме промышленного производства изменился в минус - с 15,6% в 2009 году, до 12,6% в 2014 году».
В проведенном анализе также отмечается, что ряд важных критериев, заложенных в краевой Стратегии, количественного выражения не имеют - то есть вообще отсутствуют индикаторы, характеризующие степень их достижения. А запланированный ежегодный рост индекса промышленного производства не наблюдается. Таким образом, сделанная результирующая оценка явно не утешительная - стратегия за исследуемый период в отрасли «выполняется далеко не в полной мере». Если быть более точным, то за пять первых лет ее выполнения индекс промышленного производства даже не сдвинулся с мертвой точки.
На фоне этих очевидных провалов сравним риторику, с которой говорил об этой краевой Стратегии один из высших краевых чиновников, выступая 7.04.2010 года в г. Буденновске в ООО «Ставролен» и отвечающий за это направление в правительстве: «...четко рассчитанные по годам этапы развития, критерии оценки, пошаговый алгоритм действий. Вот это позволит промышленному комплексу стать еще более мощным локомотивом региональной экономики». Правда, красиво сказано!
В 2017 году завершена разработка краевой Стратегии до 2035 года. Какие будут результаты по ее выполнению, время покажет, но очень хочется, чтобы они были. А пока лишь известно, в какую солидную копеечку обошлась ее доработка краевому бюджету: «В результате проведенных торгов разработчиком Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2035 года стало ООО «Центр экономики и инфраструктуры» (ЦЭИ), которое почти на четверть снизило первоначальную стоимость контракта (с 33 млн. рублей до 24,8 млн.), рассказали «Эксперту Юг» в пресс-службе минэкономразвития края». Казалось бы, как «здорово» сработали наши чиновники, добившись снижения цены! Столько денег сэкономили! Теперь остается лишь ждать результатов и достижений. Только вот возникает закономерный вопрос: найдем ли мы авторов этого «золотого документа» во время подведения итогов в 2036 году, а возможно и раньше? Думаю, что никаких шансов здесь не будет. Скорее всего, о них никто даже и вспоминать не станет. А ведь документ действительно получается золотой! Для сравнения: потраченные деньги только на завершение разработки Стратегии сопоставимы со стоимостью 13,4 кг. золота. Причем это без учета общей суммы платежей, сложившихся на первом этапе ее создания. Мне она неизвестна, но логично предположить, что деньги были уплачены немалые. На мой взгляд, вообще стоит задуматься, сопоставима ли разработка этого и других подобных документов с такими большими затратами!?
Знакомый руководитель при обсуждении темы иронично предложил торжественно поместить эту, более чем золотою, Стратегию в капсулу и замуровать на центральной площади для потомков, указав ее авторов и тех, кто ее утверждал и оплачивал! Вдруг пригодится. Ведь золото с каждым годом в цене не теряет, а только растет, тем самым поможем будущим поколениям! А что, вдруг это свершится и его шутка окажется пророческой, а сам документ не превратится в мартышкин труд!? По крайней мере, так хотелось бы думать.
А теперь для сравнения процитирую задачи, которые озвучил Президент РФ В.В. Путин на первом заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам в июне 2016 года: «У каждого проекта должен быть точный срок реализации. А результаты должны быть не на бумаге». Он также подчеркнул: «Всю полноту ответственности за результаты должны нести соответствующие руководители, руководители проектов, я прошу это четко зафиксировать. Надо максимально четко сказать обществу, чего мы хотим добиться. Мы не должны нивелировать то, что говорили раньше, забыть те цели, которые мы ставили раньше...»
Здесь, на мой взгляд, мало что можно добавить. А вот как относиться к Стратегии реализуемой у нас в крае и особенно к ее практическим результатам выполнения за данный период, покажет время. Пока, судя по экспертным оценкам отдельных ее этапов в промышленности, на малых предприятиях, вывод напрашивается далеко не радужный, поскольку серьезных поводов для оптимизма практически нет. Такой неутешительный прогноз прежде всего из-за отсутствия четкой системы анализа и объективной оценки хода реализации утвержденной стратегии на этапах ее реализации. Люди должны и хотят видеть не только красивые названия различных проектов, не только эпизодические достижения, о которых постоянно «трубят» высокие краевые чиновники, а реальные и стабильные изменения: эффективные инвестиции; увеличение объемов производства и численности работающих; опережающий инфляцию рост заработной платы; развитие ранее созданных заводов и появление новых предприятий с учетом освоения современных технологий, а не их банкротства и остановки и т.д. Акцентирую внимание на эти показатели потому, что подобные документы прежде всего ценят не за впечатления, которые они производят по заложенным показателям и красивым картинкам, или новым словам и «модным» выражениям, абсолютно ни на что не влияющих, а за результаты, полученные после их выполнения.
А может быть вместо объемного документа нужно создать компактный, но ясный и понятный план действий объясняющий, что и как следует делать для достижения целей, когда и какие реальные результаты должны быть достигнуты, кто конкретно отвечает за их выполнение. Причем сделать его собственными силами, с привлечением специалистов ставропольских предприятий, хорошо знающих краевую экономику, ученых университетов и НИИ (при необходимости из других регионов), с постоянно действующей системой независимых экспертных механизмов (которых сегодня практически нет), с четкой увязкой с задачами, поставленными Президентом РФ. Иначе говоря, разработать в прямом смысле силами ясновидящих специалистов всех отраслей краевой экономики.
Но пока сложно сказать даже о тех основных показателях работы промышленности, которые мы получим на финише первого этапа - после завершения 2020 года, тем более, что в начале 2019 года индекс промышленного производства существенно сократился. За первое полугодие на 2,9% к соответствующему уровню прошлого года. Поэтому, каким будет завершающий для Стратегии до 2025 года, говорить пока рано. Однако судя по серьезным потерям и проблемам в промышленности края, результаты не оправдают надежд. Кроме того, не добавляет оптимизма и складывающиеся ситуации в отдельных ее отраслях, где промышленная политика заметно проседает, а проблемы множатся, как грибы после дождя...»
Виктор КОНСТАНТИНОВ.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru
Добавить комментарий