Вы здесь
Танец жизни
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).…Она родилась у моря. Бросила школу в 13 лет, потому что считала ее бесполезной. Она шокировала и производила фурор своими необычными танцами босиком в греческом хитоне. Она была влюблена множество раз и пережила смерть троих детей. Она любила шарфы и скорость. Она нелепо погибла, у моря…
Айседора Дункан – притягательная, легендарная, великая. Ее называли гениальной: весь современный танец обязан своим появлением этой смелой женщине, которая смогла в начале XX века изменить мир хореографии, подарив ему модерн. В концертных выступлениях она использовала классическую музыку, иллюстрируя танцем произведения Л. Бетховена, П. Чайковского. Этот новаторский прием приводил зрителей в неистовый восторг.
Но какова была ее судьба? Какая личность стоит за этим именем? Что пришлось пережить, чтобы стать великой женщиной? Захватывающая и драматичная история ее жизни прозвучала в Театре на Гагарина, в спектакле «Айседора». У творческого коллектива и художественного руководителя Тамерлана Коченова получилась постановка, которая смотрится на одном дыхании, и которой больше подошел бы формат телевизионного сериала. Ведь эта история не столько о творческих исканиях, сколько о трагической судьбе женщины, которая творила, любила и была любима.
В роли гениальной танцовщицы – Лариса Урбан. Эта работа в очередной раз показала глубину и силу артистического дарования ведущей актрисы театра. Наваждение началось с первой же секунды, с той самой, когда в зале погас свет и зазвучала музыка. Перед нами великая танцовщица, которая не танцует. Это делает за нее ее…Тень (актриса Надежда Добарина). Тень – и ее воспоминания, и ее переживания, и ее эмоции. И его величество Танец, повторить который не удалось никому, – это тоже она, Тень.
Весь спектакль – надлом, надрыв, предел и бездна. Если любить, то навзрыд, если умирать, то без музыки. А главная эмоция, с которой Лариса Урбан ведет повествование, страсть. К танцам, мужчинам, к революции. В помощь ей музыка, поэзия, пластические этюды, полные метафор и наполненные атмосферой времени.
Жизнь Айседоры полна трагических поворотов, но надо отдать должное актрисе: на крик она перешла один-единственный раз. Но там и невозможно было не сорваться, ведь гибель детей Айседора не простила себе до конца жизни.
Лариса играла глазами, лицом, жестами, пластикой – чувствовалась, что она проживает жизнь Дункан. Рождение в райской Калифорнии, детство в большой бедной семье, развод родителей, одержимость танцем, увлечение Древней Грецией, создание собственного движения в искусстве, бурные романы, всемирная слава, потеря детей, жизнь в Советской России, нелепая гибель в автомобиле на Лазурном берегу во Франции.
Любовь занимала преобладающую часть жизни Дункан, озаряя вдохновением ее необычайное искусство, революционное даже для штормового начала ХХ века. Среди спутников ее жизни был реформатор сцены, режиссер и сценограф Гордон Крэг; наследник славы и состояния изобретателя швейной машинки «зингер» – миллионер Парис Зингер; и, по нелепой случайности судьбы, великий русский поэт Сергей Есенин (актер Игорь Каспаров)!
Встреча с измученным двадцатишестилетним рязанским мальчиком, находившимся в зените славы, – новый ослепительный вираж, новая иллюзия счастья и прилив вдохновения. Их встреча в послереволюционной Москве перевернула жизнь обоих. Сергей Есенин и Айседора Дункан, эти два имени неразделимы и сегодня, ровно через сто лет.
Конечно же, зрители во время спектакля смогли насладиться стихотворениями поэта. Вообще, читать стихи Есенина со сцены – большая ответственность. Нужно найти грань, за которую нельзя переступать. Чувствуется, что Игорю Каспарову близки его стихи. А когда актер начал читать трагического, полного страшных смыслов и эмоций «Черного человека», то казалось, что он не замечает никого и ничего вокруг. Это был еще один спектакль внутри спектакля. «Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен…», – начинает он свой диалог с черным человеком, подводящий черту под жизнью поэта. А в это время на сцене появляется надпись «АНГЛЕТЕР». Появляется очень необычно и неожиданно – большое спасибо Тамерлану Коченову за эту режиссерскую находку. Очень сильно и впечатляюще. Как и красный шарф на шее Ларисы, с которым она не расстается весь спектакль. Он, как чеховское ружье, которое висит на стене и которое в конце обязательно выстрелит, предсказывая приближающийся финал. А еще – как символ кроваво-алого мира, в котором ей пришлось жить и умирать. Шарф стал причиной гибели танцовщицы, он удушил ее, попав в ось автомобиля. Пережила Есенина Дункан не на много.
Иногда у меня возникает вопрос – почему выдающиеся личности так часто проживают такую короткую жизнь. Что это? Плата за талант? Насмешка капризной Фортуны? Есть несколько вариантов ответа. Один из них: невозможно жить долго и постоянно на таком накале страстей. И тогда человеку приходится выбирать – размеренно, обыденно и долго, или вот так, яркой вспышкой, не долюбив, не доделав, не досказав…
Очередное огромное спасибо Театру на Гагарина за спектакль, за знания, за переживания и эмоции. И за замечательную режиссерскую и актерскую работу. Впрочем, это все для коллектива обычное дело!
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru
Добавить комментарий