Вы здесь
ТРИ ПЛЮС ДВА, ИЛИ СЕМЕЙНАЯ КАДРИЛЬ С КИРПИЧАМИ
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).В одной деревеньке, в российской глубинке, под одной крышей двухквартирного дома живут две семьи. Одни побогаче, другие - победнее. Но это не мешает им дружить по-соседски, ведь за столько лет и жизнь, и быт их сплелись воедино. А на соседней улице живет одинокая женщина... Ну чем не начало какой-нибудь головокружительной любовной истории со страстями, ревностью и любовью.
А если так? В одной глухой деревне, где все друг друга знают и доверяют, стали происходить загадочные вещи. Кто-то по ночам ворует кирпичи у семейной четы Звягинцевых... Прямо настоящий деревенский детектив получается. Так и хочется дальше написать, что сейчас приедет участковый Анискин и выведет всех на чистую воду.
Или. Жили две семейные пары, дружили, а потом то ли кошка между ними пробежала, то ли мышка, слово за слово и разгорелась ссора. И никому неизвестно, что может натворить доведенная до крайности деревенская баба. Словом, махнулись женщины мужьями. А оторопевшие от бабьего гнева мужики и пикнуть не успели, как оказались в соседских половинах, подобно кадрили, где танцующие меняются парами. И завертелась головокружительная карусель... Анекдот, да и только.
А если все смешать? И смех, и кражу, и любовь? Да прибавить сочный колоритный язык, народный юмор, глубоко и насыщенно выписанные характеры героев, искрометную игру актеров. Что получится? А получится веселый и озорной спектакль «Семейная кадриль», премьеру которого представил зрителям Ставропольский академический театр драмы им. М.Ю. Лермонтова.
Стоит отметить, что новая постановка - это не что иное, как хорошо забытое старое. Театралы со стажем помнят, что ровно двадцать лет назад ставропольская драма уже веселила своих зрителей историей про жителей прибайкальской деревни. Казалось бы, рискованное дело. Но оказалось, что как и два десятка лет назад, «Семейная кадриль» вновь вошла в репертуар с оглушительным успехом.
«Зачастую бывает, что пьесы устаревают. И те проблемы, которые поднимал драматург, которые казались актуальными и современными, через какое-то время становились пустячными и смешными, - говорит режиссер спектакля, заслуженный деятель искусств РФ Валентин Бирюков. - А вот пьеса Владимира Гуркина и сегодня оказалась на гребне волны. В ней есть все, что важно и вечно для человека, особенно для русского: отношение людей между собой, дружба, взаимовыручка, любовь к родине. Ведь такие Саньки и Кольки - это и есть Россия. Это те люди, которым живется непросто, проблем у них предостаточно, дети далеко - в город уехали, потому что в родной деревне работы нет и скука беспросветная, и выпивают они, и работа у них тяжелая. Но они все равно любят Россию и, ни на минуту не задумываясь, пойдут защищать и спасать ее, если ей будет нужна их помощь. И хоть в пьесе прямо об этом не говорится ни слова, а как доходчиво, через свои поступки, монологи, диалоги герои «Семейной кадрили» все объясняют! Это настоящая народная комедия. Мне очень приятно было работать с артистами, занятыми в спектакле. Они прекрасно впитали в себя жанр, стиль, говор, поведение героев».
Что и говорить, актерский состав подобран блестяще. Заслуженные артисты РФ Борис Щербаков и Светлана Колганова, артисты Наталья Светличная, Владимир Петренко, Полина Полковникова талантливо «станцевали» кадриль про простых людей, пусть где-то наивных и простодушных, но достойных и обаятельных.
Одно удовольствие было наблюдать за дядь Колей в исполнении Бориса Щербакова. Его герой, бесспорно, самый яркий персонаж пьесы. У меня было ощущение, что я знакома с ним лично. И все зрители в зале тоже. Уверена на 100 процентов, у всех есть такой знакомый: любитель беленькой или красненького, причем с утра. Ведь не зря же говорят: «С утра выпил - весь день свободен». Вот и он, приняв на грудь едва проснувшись, отлынивает от работы на огороде, балагурит с земляками, ругает зятя. Его все любят и считают «своим парнем», а вот жена, наоборот, все время пилит и ссорится с ним. И мало кто догадывается, что вся эта бесшабашность и балагурство - маска. А внутри - боль, причем иногда невыносимая. В конце-концов у них происходит надлом, внутренний стержень ломается и эта боль вырывается наружу...
«Таких людей называют солью земли русской. Они - сама суть, настоящая душа народа. Сильные, добрые, надежные, - говорит Борис Федорович. - Колька - он настоящий, от сохи, от земли. Вся его показная бесшабашность - способ выжить. В один момент он не выдерживает, срывается. В его слезах и боль за страну, и обида на зятя, который превратил их с женой в сторожей, и тоска по внучке, которую даже на каникулы не привозят. Вот если б мне внучку не давали, да я не знаю, что бы я сделал тогда. Спектакль стал для меня настоящим подарком судьбы. Замечательный слог, неспешные диалоги, невероятной душевности герои с совершенно дивными характерами! Я очень рад, что мне удалось поработать с таким потрясающим, исконно русским материалом».
Совсем другой образ получился у Владимира Петренко. Его правильный и осторожный, мягкий и кроткий Саня тоже не чужд удовольствиям в духе «кашку поели, бражку попили», но в нем столько простодушия, столько интеллигентских замашек, что просто диву даешься. Шляпа, обходительность, математика... Откуда? А еще боль. Опять боль. Она и другая, и, в то же время, все про то же.
«Вам кажется, мужики во всем виноваты... А я, к примеру, причем? Всю жизнь ишачил на пароме, как этот... Еще и виноват. Говорят, психика у народа должна быть другая. От неправильной народной психики, мол, беды, трудности неожиданные... Ну, вы там сначала свою психику замените. Вы-то знаете, где эти психики раздают, а нам другую брать неоткуда», - жалуется Саня.
Колоритные образы получились у Натальи Светличной и Полины Полковниковой. Хозяйственные, сметливые и прижимистые женщины из глубинки в самом соку - типажи получились очень узнаваемые, простые, естественные, без тени фальши и притворства. Обе актрисы хорошо держат характерность, пользуются живыми и смелыми красками, но без фальшивой «народности». Как смешно было наблюдать, как они старались принарядиться, чтобы мужикам понравиться. Доказать, что они еще хоть куда. Вот только доказывали они не чужому мужу, а своему, родному. Зал просто грохнул от смеха, когда жена Коли Лидия вышла за водой в шляпе, в вечернем платье, на десятисантиметровых каблуках и с коромыслом.
В спектакле есть еще одна фигура - одинокая Макеевна, которая, деловито мотаясь между чужими дворами, втихую подворовывает соседские кирпичи, чтобы свою печь поправить. Актрисе Светлане Колгановой великолепно удалось создать образ хитровато-простоватой одинокой женщины, вынужденной самостоятельно заботиться о своем хозяйстве, иногда подворовывая чужое добро, «все равно без толку лежит». Создавая эксцентрический характер, Светлане удалось показать и силу своей героини, которая может противостоять одиночеству, вовсе не веселящему душу.
Вообще, все актрисы по-разному, но одинаково по-женски мудро доказали, что нет ничего постоянного в мире, где все меняется: кирпичи тают, как снег, папиросы исчезают, даже муж сегодня один, а завтра может быть другой. И только любовь не изменяет никогда.
«Мы с мужем тоже не молодые, болезни достают, проблем хватает, - сказала после спектакля одна из зрительниц. - А вот посмотришь такой спектакль, и на душе как-то легче становится. Да, старость не за горами, но это ерунда. Пока ты жив, пока в тебе бушуют страсти, а душа остается молодой, еще ничего не закончено. И нас рано сбрасывать со счетов. Не зря же одна из героинь в конце говорит: «Эх, пить будем, гулять будем, а смерть придет - помирать будем! Спасибо режиссеру и актерской труппе за яркий, смешной и оригинальный спектакль».
И последнее. В какие бы головокружительные ситуации ни попадали русские люди, из каких бы переделок им ни приходилось выкручиваться, какие бы испытания ни посылала им судьба, а, как написал Сергей Есенин:
...Месяц будет плыть и плыть,
Роняя весла по озерам...
И Русь все так же будет жить,
Плясать и плакать у забора.
Наталья МАКАГОНОВА.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru
Добавить комментарий