Вы здесь
ТРОЙКА, СЕМЕРКА... И ДАМА ПИКИ
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Интересная выставка, посвященная повести Пушкина «Пиковая дама», открылась в Ставропольской краевой универсальной научной библиотеке имени М.Ю. Лермонтова.
В экспозиции представлены издания разных лет и в самом необычном и оригинальном оформлении. Здесь есть миниатюрные «книгоиздательские изыски», так называемое роскошное издание 1911 года с богатыми иллюстрациями и золотым обрезом книги. И конечно, игральные карты, которые, что давно известно, притягивают к себе как магнитом. Как в тексте тридцатистраничной «Пиковой дамы» Пушкина, которую называли светской повестью с мистическими и символическими элементами и деталями. Любители творчества великого русского классика до сих пор изучают их и пытаются понять. Написанная в 1833 году и раскрывающая излюбленную Александром Сергеевичем тему непредсказуемости судьбы, фортуны, рока, повесть послужила потом источником фабулы одноименной оперы Чайковского и нескольких художественных фильмов. Напомним сюжет.
Главный герой повести Германн узнает, что старой графине известен секрет трех карт, который позволяет человеку выиграть партию и разбогатеть. Пытаясь выведать тайну, карточный игрок до смерти пугает старуху, которая потом является Германну во сне и называет ему волшебное сочетание карт: тройка, семерка, туз. Молодой человек ставит немалую сумму на эти карты, но вместо туза ему выпадает дама пик. Как рассказала главный библиограф информационно-библиографического отдела СКУНБ имени М.Ю. Лермонтова Вера Фурманова, в основу повести Пушкина вошла легенда о княгине Голицыной, жившей тогда в Петербурге. Она была заядлой картежницей и однажды проигралась в пух и прах. Что делать? Княгиня обратилась за помощью к французскому авантюристу того времени, путешественнику, алхимику и оккультисту Сен-Жермену и попросила у него денег взаймы. Француз денег не дал, но открыл Голицыной секрет трех карт с условием, что после выигрыша она играть больше не будет никогда. Так и случилось.
Пушкин, который, как отмечали его современники, и сам был картежником, развил этот сюжет в повести «Пиковая дама». К слову, ему как игроку было посвящено несколько книг. Да и сейчас продолжают выходить труды о быте пушкинского Петербурга, где есть упоминания об игре в карты. Правда, какие именно колоды брал в руки великий русский поэт, неизвестно. А вот на выставке в краевой библиотеке тему «Пиковой дамы» развили до большой картежной истории. Атмосферу азарта и мистики подкрепил своей коллекцией карт ставропольский букинист, историк и коллекционер Евгений Григоренко. Уже 30 лет он собирает разные редкие колоды и карты по всему миру. Кроме того, его перу принадлежат такие книги, как «Русские игральные карты: история и стиль», «Кавказ картежный», «Хлап и краля» (валет и дама в допетровской Руси), «Русские карточные мануфактуры». Принимал Григоренко участие и в подготовке к изданию огромной энциклопедии «Игорный дом» и альбома «Русские игральные карты. История одной фабрики».
«Карты у нас дома были, - говорит Евгений Николаевич, - но родители в них не играли. А вот я в школьные годы играл с ребятами «в дурака». Продолжал играть и в молодости, когда работал на стройке. Рабочий класс любит перекинуться «в козла», особенно когда бетон не подвезли. Может быть, с тех пор у меня и появился интерес к игральным картам». А потом ему в руки попала интереснейшая книга о картах Дмитрия Лесного. И Григоренко увлекся не на шутку. Начались поиски в архивах сведений о старинных игральных картах - русских и зарубежных. А для того чтобы прочитать архивные дела того времени, пришлось изучить так называемую гражданскую скоропись, которой пользовались при Петре Первом. Ведь многие буквы писались тогда не так, как сейчас. В результате Евгений Николаевич написал большую книгу «Игральные карты в России. От Ивана Грозного до наших дней».
Первый россиянин в составе Международного общества коллекционеров игральных карт, ставрополец Евгений Григоренко знает о картах почти все. Общаясь же с коллекционерами других стран, может поведать о том, что если в России игра в карты периодически была под запретом и даже считалась преступлением, то в тех же США традиция игры в карты - вполне нормальное явление. А во Франции в пригороде Парижа есть музей карт, который в 2006 году был назван лучшим музеем Европы. Нередки во многих странах и карточные выставки. В России же это, можно сказать, редкость. И все-таки в том же 2006 году в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств очень успешно прошла первая персональная выставка Евгения Григоренко «Игральные карты - в зеркале и зазеркалье». А уж историй, в том числе мистических, об игральных картах коллекционер знает великое множество.
В ТЕМУ
ФИЛЬМ О ЛЕРМОНТОВЕ
Совсем недавно в соцсетях появился новый документальный фильм «Лермонтов в Ставрополе». Его автор - историк, краевед, коллекционер Евгений Григоренко рассказывает зрителям о лермонтовском Ставрополе, проходя по многим еще сохранившимся местам, где бывал великий русский поэт. Среди них - недавно открытый археологами Шефский дом, располагавшийся на Крепостной горе. Сюда маленький Миша Лермонтов впервые приехал с бабушкой по дороге на лечебные воды Кавказа. Всего поэт приезжал в Ставрополь 15 (!) раз. А с гостиницей «Москва», которую в начале 1830-х годов арендовал купец Найтаки (проспект Карла Маркса, 68), связана одна из широко известных среди лермонтоведов мистификаций.
Современнику Лермонтова, поэту-переводчику Николаю Сатину принадлежит легенда о том, что Михаил Лермонтов, сосланный в который раз на Кавказ, проживал в этой гостинице в то время, когда в Ставрополь в 1837 году приехал царь Николай Первый. Тогда здесь останавливались также опальные декабристы. И вся эта компания (в которой, видимо, был и Лермонтов), по воспоминаниям Сатина, которые он написал через тридцать лет после события, высыпала на большой балкон, выходивший на Большую Черкасскую улицу (позже - Николаевский проспект), наблюдая за процессией, сопровождавшей экипаж царя. И декабрист Александр Одоевский якобы воскликнул: «Смотрите, ведь это похоже на похороны!» А затем по латыни произнес в виде дерзкого тоста: «Да здравствует Цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя!» На замечание о том, что его услышат жандармы, Одоевский возразил, что русская полиция латыни не обучена.
Сомнительно, конечно, что эта история могла произойти в самом центре Ставрополя. Скорее всего, Николай Сатин несколько приукрасил свои воспоминания. Так же считает и ставропольский историк, писатель, краевед, автор десятка книг о декабристах на Кавказе Виктор Кравченко. В своей книге о Лермонтове писатель прямо говорит, что все это Сатин просто выдумал. Ну а в наши дни в краевой столице немало мест, связанных с памятью о Лермонтове. Его славное имя носят Ставропольский академический театр драмы, краевая библиотека и одна из центральных улиц города. А в Театральном сквере - в самом центре Ставрополя - установлен памятник поэту.
Большую наглядность и выразительность документальному кинорассказу придают удачно использованные кадры из художественного фильма «Лермонтов». Продолжительность ленты около 30 минут. Она стала уже второй в творческом содружестве Евгения Григоренко и телеоператора Юрия Угрюмова. Первый их часовой кинофильм называется «Два памятника одной трагедии» и посвящен революционным событиям в Ставрополе в 1918 году.
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru
Добавить комментарий