Вы здесь
УМНЫЕ ИДЕИ ЖИВУТ ДОЛГО
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Совсем скоро на Западном обходе в краевом центре откроется новое девятиэтажное здание Ставропольского краевого клинического консультативно-диагностического центра (СККДЦ). Фактически оно уже сейчас готово. Современная отделка металлом и стеклом снаружи, новейшее оборудование внутри. Здание оранжево-серого цвета, по форме чем-то напоминающее раскрытую книгу. По площади новый центр примерно в четыре раза больше ныне действующего на улице Ленина. А по площади парковки для автомобилей - в десятки раз больше. По задумке именно новый центр примет на себя основной поток иногородних пациентов, а горожане продолжат пользоваться услугами действующего. Так что новый объект построен не взамен, а в дополнение к уже имеющемуся.
Полку медицинских новостроек в Ставрополе прибывает день ото дня. Детский перинатальный центр, поликлиника в Юго-Западном районе. И вот теперь - новый диагностический центр. Отличие его от двух вышеназванных объектов, прежде всего, в том, что он построен не на бюджетные деньги. Не знаю, как вы, читатель, а я подобного крупного объекта, сооруженного в новейшее время в крае на частные средства, не знаю. На них все больше жилье и торговые центры строят. Новое здание - это инвестиционный проект самого СККДЦ. И коллективу еще предстоит заработать средства, чтобы вернуть кредиты.
Но по большому счету новое здание - это своеобразный итог тридцатилетнего развития лидера диагностической медицины края, своего рода триумф философии, заложенной в его создание три десятилетия назад, и победа верно выбранного направления в практике.
Мы обязаны бедности
- Анекдот в тему, еще из того времени, хотите?
Руководитель СККДЦ Геннадий Яковлевич Хайт прищуривается в улыбке:
- Приходит пациент в регистратуру. «У вас доктор ухоглаз есть?» - «Нет. Это разные врачи. По уху - сурдолог, по глазу - окулист». «Да нет. Мне бы одного». - «А почему?» - «Да я слышу одно, а вижу - другое».
- Это вы, Геннадий Яковлевич, про страну и власти?
- И про медиков. Работа коллектива центра как раз и состоит в том, чтобы пациент доктора ухоглаз не требовал. Чтобы он и слышал только хорошее о нас, и видел на практике своего обращения к нам это же хорошее, ощущал помощь самым непосредственным образом.
Мы сидим с Хайтом в его кабинете и вспоминаем, как начинался СККДЦ. Повод - самый прямой. И не только подготовка к открытию нового здания центра. Именно тридцать лет назад начиналась реализация идеи, положенной в основу его работы.
Как это ни странно прозвучит, появлению СККДЦ в Ставрополе все мы обязаны... бедности. Да, да, именно крайней бедности советской медицины конца восьмидесятых годов прошлого века.
Укомплектовать все поликлиники новым высокотехнологичным диагностическим оборудованием страна тогда не могла именно по финансовым причинам. Помните, как загадочно и многообещающе звучали названия новых медицинских аппаратов, казалось, гарантирующих и точный диагноз, и излечение от любой болезни? УЗИ, аппарат функциональной диагностики, компьютерный томограф, аппарат МРТ... Шутка ли, увидеть на экране свои сердце, почки, мозги(!), понять с помощью доктора, почему болит и как лечить... Люди только начинали узнавать о чудо приборах, молва, как бывает в таких случаях, бежала впереди и формировала бешеный спрос.
Но все такое оборудование было, как правило, заграничным и стоило немалые деньги. На каждую поликлинику нашей необъятной Родины точно бы не хватило. И тогдашний министр здравоохранения СССР Е. Чазов выдвинул идею создавать крупные - межрегиональные, краевые и областные - центры, которые могли бы обеспечивать высококачественными услугами диагностики целые регионы. Своего рода МТС в медицине, как это ни странно прозвучит. Он знал, что предлагал. Министр, кто помнит, до назначения руководил структурой, лечившей высших руководящих чинов страны. «Кремлевка» была напичкана таким оборудованием. Он имел представление об его эффективности.
Но реально идею притащил в край в 1987 году А. Лавриненко, бывший в ту пору начальником управления здравоохранения края. Так что сейчас юбилей. В те уже далекие времена в центре города на улице Ленина планировали построить крупную центральную поликлинику. Вырыли даже котлован, но что-то не так пошло с включением в план. Деньги тогда на новые стройки выделялись централизованно. Котлован и стоял, и мозолил глаза, как символ вечных и неразрешимых проблем в медицине. А тут подоспела идея строительства в регионах диагностических центров. Которую, надо отдать им должное, горячо приняли тогдашние руководители края - первый секретарь крайкома КПСС И. Болдырев, председатель крайисполкома И. Таранов и вскоре его сменивший В. Травов. Много и ответственно занимался объектом заместитель председателя крайисполкома Н. Маслов.
И невозможное - возможно
Спустя три десятилетия понимаешь, что успех всего мероприятия во многом связан и с человеком, сидящим напротив за столом руководителя СККДЦ. Сегодня широко известный в крае руководитель, один из лучших организаторов нашей медицины, доктор медицинских наук, профессор, академик Геннадий Яковлевич Хайт уже тогда показал себя как заметный специалист в функциональной диагностике. Был выделен краевым руководством и назначен сначала руководителем дирекции по строительству диагностического центра, а потом и главврачом самого учреждения. Под его руководством центр строился, причем фактически методом народной стройки, когда участвовали все крупные предприятия города. Это же какую настойчивость, умение договариваться да и нервы надо было иметь, чтобы свести в одно целое усилия всего города! Но Хайт смог.
Он же решал труднейшие по тем временам организационные, финансовые, снабженческие вопросы, и особенно - проблемы комплектации оборудованием. Хорошо понимая важность освоения новых технологий и методик в диагностике, настаивал на получении только самых современных приборов и аппаратов. Иначе зачем и огород городить? Ведь не на словах переходим на новый уровень медицины. Ездил по лучшим поликлиникам страны, по семинарам передового опыта, общался с лучшими диагностами, читал специализированные журналы и выбирал, выбирал. Хайт тогда торчал в Москве чуть ли не безвылазно, пробивал то лимиты, то финансирование, то контролировал поставки и отгрузку.
Если учесть, что вся эта работа пришлась на два последних года существования СССР, и вспомнить, что тогда вся сложная конструкция огромного государства, построенного на централизованном планировании, не просто скрипела, а дымилась в агонии, то станет понятен весь масштаб сделанного. Без всякого преувеличения можно сказать: перешагнули через невозможное. Всего 1 год и 8 месяцев прошло с начала закладки фундамента, а новый центр уже принимал посетителей.
Три десятка лет минуло, но фактически те же подходы и все того же неугомонного Хайта мы видели при сооружении нового диагностического центра в наше время. Конечно, это уже была не народная стройка в том ее понимании. Серьезный подрядчик, большие деньги, превышающие миллиард рублей. Современные технологии строительства и отделки. Но общее - тот же постоянный контроль Хайта, та же дотошность, та же ставка только на все новое и передовое в комплектации оборудованием. Он замахнулся построить образцовое медицинское учреждение уже с учетом современных требований двадцать первого века. И это ему удалось. Центр блистает красотой, чистотой, самым-самым оборудованием. Я теперь понимаю, почему те или иные медицинские учреждения называют именем их руководителей.
Формула выживания
Но вернемся назад. Хайт после окончания строительства центра на улице Ленина и возглавил предприятие, и сформировал коллектив. Это был март - апрель 1991 года. А уже в августе, как известно, СССР прекратил свое существование. И настали тяжелейшие, прежде всего, для социальной сферы страны и края в том числе, 90-е годы. За какие-то полгода-год более-менее выстроенная централизованная система медицинского обслуживания населения оказалась полностью развалена. А ведь наш диагностический центр был в нее встроен. Как место, где оказывается эксклюзивная высокотехнологическая медицинская помощь, такая, которую не могут оказать обычные поликлиники.
- Федеральный центр попросту сбросил с себя здравоохранение - его финансирование, кадровое, техническое, технологическое и методологическое обеспечение. Забота о лечебных учреждениях целиком легла на местные власти, - вспоминает Геннадий Яковлевич. - Они бились над тем, чтобы хоть как-то сохранить жизнедеятельность больниц и поликлиник.
Да это ведь так и было. Вспомним, что в больницы мы ложились со своими простынями, на уколы тогда ходили со своими шприцами, на перевязки - со своими бинтами, на операции - с комплектами хирургического инструмента и капельниц...
Высокотехнологичные диагностические центры, которых по стране уже к тому времени открылось несколько, как-то не вписывались во вдруг до предела упростившуюся систему, стали каким-то инородным телом и оказались никому не нужны. Как говорится, не до жиру. Если называть вещи своими именами, на них просто не было бюджетных денег. И кое-где по стране они разорились и исчезли.
У нас в крае все могло бы закончиться так же. Чтобы избавиться от больших затрат на обслуживание диагностического центра, его нового дорогостоящего оборудования, краевые власти отдали помещение и оборудование в аренду новому предприятию, в которое было преобразовано ранее бюджетное учреждение. Большую позитивную роль сыграл тогдашний глава края Е. Кузнецов. Так находившийся ранее полностью на государственном обеспечении коллектив практически «выбросили» в рынок.
Но предприятие сохранилось, правда, чуть в ином качестве, и идея диагностического центра как места обследований и высокотехнологичной медицинской помощи выжила. Думаю, не будет натяжкой сказать, что сохранилось благодаря Хайту, его заместителю В. Синюковой, другим руководителям, всему коллективу.
Тогда, по сути, и стала складываться система работы центра, которая сейчас, спустя три десятка лет, является уже своего рода образцом деятельности медицинского учреждения в рыночных условиях. Позволяющая обеспечить одновременно и доступность для простых людей современных, в том числе высокотехнологичных, медицинских услуг, и выживаемость, успешное развитие самого предприятия.
Центр с самого начала своей организации вышел за рамки собственно диагностического учреждения, очерченного приказом министерства. В нем по инициативе Хайта были организованы консультативно-диагностическая поликлиника, современная лаборатория, проводящая анализы за 2 - 3 часа, дневной стационар, а со временем - и хирургический блок, где успешно выполняются так называемые «малокровные» эндоскопические операции. Абсолютно новым направлением в крае стало создание в рамках СККДЦ центра охраны семьи и репродукции. Так называемых детей из пробирки с его помощью появилось уже полторы тысячи. Целое село среднего размера! Из этой же серии - клиника семейного врача.
Отдельная тема - кадры. Ведь оборудование, пусть и самое новейшее, без них мертво. Тем более - уникальное. Медсестер центр брал прямо с выпуска - чтобы не были «инфицированы» расхлябанностью бюджетных медицинских учреждений. Врачей - из молодых, уже проявивших себя специалистов. Посылали их в ведущие клиники, в том числе за рубеж, на стажировку. Толковые прижились, стали лучшими в своей специализации в крае профессионалами, заработали себе имя.
Конечно, зарплата специалистов в СККДЦ выше, чем в соседних медицинских учреждениях. Но они и работают с большей нагрузкой. Коллектив знает, что чем выше качество обслуживания, чем больше будет принято пациентов, тем выше доход. И деньги пойдут в дело - на зарплату, на современное оборудование. И даже - на новый диагностический центр. Чем не мотивация?
Легко ли быть первым
Сегодня в основе работы центра - выполнение государственного заказа на оказание услуг в рамках системы обязательного медицинского страхования. По тем видам медицинской помощи, на которые центр лицензирован. А лицензию он имеет практически на все виды, включая и выполнение высокотехнологичной медицинской помощи. В рамках системы ОМС центр оказывает до 70 процентов услуг. То есть выполняет исследования и даже операции по медицинским полисам, бесплатно для пациентов. И только 30 процентов - платные услуги.
Сердцевину такой работы опять же составляют отношения с поликлиниками. Нет, они не прервались. Наоборот, установились и окрепли, как и было задумано с самого начала отцами-основателями диагностических центров. Оформлены в виде долгосрочных договоров. Если в поликлинике не могут поставить диагноз, они дают направление пациенту в СККДЦ. И тот по полису выполняет заявку. Сколько лет прошло, высокотехнологичным оборудованием уже никого не удивишь, тех же компьютерных томографов, как и аппаратов МРТ, в крае уже с десяток, а аппараты УЗИ стоят уже чуть ли не в каждой амбулатории, но спрос на услуги СККДЦ остается и только расширяется.
- Как тут не сказать, что умные идеи живут долго, - улыбается Геннадий Яковлевич. - Сегодня в наш центр едут на обследование пациенты даже из столиц. Здесь дешевле, а качество обследований или высокотехнологичных операций не хуже. Мы ежедневно обслуживаем больше двух тысяч человек. По уровню СККДЦ входит в пятерку лучших в своей отрасли. Проводим мастер-классы по всей стране, показываем оперативные вмешательства. Такого еще пять лет назад представить было невозможно.
Сколько пациентов будет обслуживать коллектив СККДЦ вместе с новым зданием? Как минимум в два раза больше.
Новое медицинское учреждение - это, наверное, лучшее, что может создать человек. И оставить после себя.
Александр ЕМЦОВ.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru
Добавить комментарий