Вы здесь

ЧТО РАБОТАЛО В РЕАЛЬНОМ, ПРОВАЛИЛОСЬ В ВИРТУАЛЬНОМ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Итак, вопреки разговорам о том, что дистанционка с нами навсегда, наши дети вернулись в школы, а студенты в вузы, техникумы, колледжи. И вроде бы жизнь налаживается, все по-старому, но коронавирус серьезно изменил не только образовательную среду, но и наше отношение к учебе. Прожив год в дистанционных реалиях, мы наконец-то смогли по достоинству оценить классическое образование.

Можно много и бурно обсуждать плюсы и минусы традиционного обучения, но главное, что всегда присутствовало в нем, - стабильность и наставничество. Когда смотришь в расписание и четко понимаешь, в какой аудитории у тебя лекция, кто ее ведет, на какой паре будет практическая работа или семинар, где под контролем преподавателя общие фразы из учебника превратятся в личные знания и опыт. Причем подобная история не только про вузы, ссузы и техникумы, она и про среднюю школу с уроками, кружками, секциями, домашними заданиями, продленкой, в которой все так же ровненько, стабильно, предсказуемо.

И вдруг в марте 2020 года этого «предсказуемо» больше не стало. Мы все от мала до велика резко очутились в абсолютно другой учебной реальности, именуемой дистанционкой. Когда не стало звонков на лекции и уроки, не было стоящего у доски педагога, переполненных маршруток, аншлага в библиотеках… Зато звучали громкие лозунги чиновников, что это мера вынужденная, но своевременная, и переход на «цифру» давно был предрешен, а новые технологии лишь обогатят учебный процесс и откроют доступ к различным образовательным ресурсам. Мол, дорогие школьники и студенты, пристегните ремни, взлетаем в светлое будущее!

«Нурофен» - настольная таблетка

Однако с той поры практически минул год, но обещанного прорыва так и не случилось. А сокровищница все больше напоминает мрачный туннель с подстерегающими на каждом шагу опасностями. Вон уже и медики бьют тревогу, что наши и без того не пышущие здоровьем дети во время дистанционного обучения серьезно подорвали организм. Как отмечают в Национальном медицинском исследовательском центре здоровья детей минздрава РФ, у около 84 процентов российских школьников отмечено ухудшение психического самочувствия, у половины обследованных были выявлены депрессивные состояния, у другой - астенические.

«Можно подумать, Америку открыли! После этой дистанционки у нас теперь «Нурофен» - настольная таблетка», - вторят экспертам и родители на различных интернет-форумах, жалуясь на апатию детей, излишнюю эмоциональность и раздражительность, пока медики осторожно намекают, что это только цветочки. Ведь во время удаленки чуть ли не каждый третий обучающийся выполнял задания, не сидя за столом, а лежа на диване или уткнувшись носом в гаджеты и с бутербродом в руках. Как малоподвижный образ жизни скажется здоровье, не сложно догадаться.

 А между тем, разгулявшаяся недавно на Ставрополье непогода не только выявила очередную неготовность коммунальных служб к работе в настоящих зимних условиях, но и наглядно продемонстрировала другую любопытную особенность - новых Ломоносовых среди нас раз-два и обчелся. Давным-давно тяга к знаниям сподвигла простого деревенского паренька на то, чтобы пешком отправиться из глуши в столицу для получения качественного образования. Сегодня же вроде и школа у каждого второго ученика находится в шаговой доступности, разбитую колею сменили асфальтированные дороги, но... Стоило губернатору предложить из-за снега (!!!), еще и выпавшего зимой (!!!), оставить детей дома, как родительское сообщество с невиданным доселе воодушевлением поддержало данный учебный саботаж.

Что само по себе странно. Выступая за активный образ жизни, прогулки на свежем воздухе, закаливание детей, при первой же возможности мы спрятали их дома, на полном серьезе обсуждая высоту сугробов как уважительный повод для пропуска занятий! Мол, не дай Бог застрянут. Ой ли? Да пусть хоть раз по уши увязнут в сугробах, поваляются в снегу, поиграют в снежки с одноклассниками и получат то самое ощущение настоящей зимы, когда и нос щиплет, и щеки разрумянились, и глаза от восторга горят!

 А не болят от чрезмерной нагрузки. Мама одной из ставропольских школьниц рассказывает, что прошлой весной зрение дочки упало с 1 до минус 1,75. Связав это с постоянным сидением за компьютером, родительница стала ограничивать время пребывания за ним. Потом было лето, жалобы прекратились, но уже осенью дочка снова стала щуриться и тереть глаза, после чего семья и обратилась за консультацией к офтальмологу. «В итоге нам было рекомендовано проводить за гаджетами не более 15 минут в неделю! Тогда как у нас дистанционные уроки длились 40-50 минут и в день было четыре или пять предметов», - вспоминает Марина С., которой пришлось выбирать между здоровьем ребенка и хорошими отметками. Выбрала здоровье и услуги приходящего на дом репетитора за 5 тысяч рублей. Дорого? Так образовательный тариф резко возрос за «коронавирусные» риски.

«И я ни капли не жалею о потраченных средствах. Потому что есть с чем сравнить. Например, сейчас дочка без особых проблем решает задачи по геометрии и алгебре в отличие от ее одноклассников, только прослушавших лекции, но не получивших живого общения с учителем», - рассказывает мама школьницы.

Догонялки знаний

К слову, на будущее Марина С. тоже решила, что если вдруг снова грянет дистанционка, будут рассчитывать только на себя. Доверия к школе при таком раскладе больше нет. «При всем уважении к нашим учителям, нам от них понадобится лишь перечень тем, которые Алена должна освоить за этот период. А дальше мы сами справимся вместе с классическим подходом к обучению. Это дистанционное ноу-хау, когда мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь, нас совсем не устраивает», - подытоживает ставропольчанка. И ей тихо аплодируют все учителя. Мол, если есть финансовая возможность - это меньшее из зол и лучшее, что можно сделать для своего ребенка.

Как показал этот год, главный недостаток нашего дистанционного образования состоит в том, что методы, которые существовали в офлайне, просто механически перенеслись в «цифру». Но то, что работало в классе реальном, с треском провалилось в виртуальном. «Качественное обучение требует непосредственных человеческих отношений, взглядов, эмоций, живой дискуссии. И все это сложно выложить в онлайн», - объясняют педагоги, почему любви не вышло.

Ну не построишь крепких и прочных отношений на почве без фундамента, нужно пройти все этапы от знакомства, симпатии, узнавания и привыкания до более глубокого и глубинного чувства. А мы же галопом да по Европам, когда даже учебные программы на свой страх и риск приходилось постоянно перекраивать. Ведь это в гуманитарных науках можно безболезненно недопонять какой-то период из истории, литературы, биологии, и дальше паззл не сломается. В химии, геометрии, алгебре, физике и прочих точных науках действуют совсем другие законы и есть системообразующие компоненты, основа основ. Например, в той же алгебре не понял смысл производной, дальнейшее обучение посыплется и на высокий балл по ЕГЭ рассчитывать не стоит.

«Почему мы и старались отложить часть программы со сложными темами на потом. Рассчитывали, что как только дети вернутся в реальную школу, все нагоним. Но онлайн-обучение затянулось. Качество знаний сегодня катастрофическое. И не только потому что мы упростили программы. Зачастую и сами школьники не готовы работать самостоятельно, читать тему, вникать, разбираться. Им нужен контроль. Иначе во время онлайн-урока ученики физически могут присутствовать на нем, но заниматься своими делами. Или как они пишут те же контрольные, проверочные работы? На одном мониторе задание, а в гаджете уже открыты ответы или родственники сидят под столом и диктуют фразы из учебника. Вот вам и возросший уровень знаний и красивая статистика в отчетах, тогда как классы полны недоученных с весны детей», - вскрывают больные наросты учителя. Причем не только общеобразовательных школ. О схожих проблемах заявляют и педагоги вузов, ссузов, техникумов, колледжей, говоря о реальных рисках получить целое поколение недоделанных специалистов - 2021.

Давайте честно, если у вчерашних абитуриентов есть шансы нагнать образовательную программу, то на нынешних выпускников общество уже посматривает косо и с предубеждением. Хотя бы потому, что наличие диплома предполагает, что выпускники имеют не только глубокие знания по своей специальности, но и практические навыки, которые приобретают во время прохождения практики. Однако в связи с пандемией процесс обучения проходил в удаленном формате, да и прохождение практики по отдельным специальностям стало проблематичным. Не все географы смогли поехать на полевую практику, воспитатели - в детские сады, будущие учителя - в школы, не все химики оказались в лабораториях, механики попали на заводы, да и медиками-студентами вряд ли кто-то серьезно занимался. Тогда как именно работа «на земле» и в реальных условиях выковывает из студента потенциального сотрудника, учит ответственности, внимательности, азам профессии. В нынешних же реалиях этого не было дано.

Нас всех учили понемногу чему-нибудь и как-нибудь…

И совсем не удивительно, что подобный расклад вылился в письменные акции протеста со стороны студенчества. Когда молодежь, обучающаяся на коммерческой основе, создает петиции и даже обращается с коллективными исками в суд, где просит свои альма-матер пересмотреть образовательный тариф. Мол, оговоренные в контрактах суммы мы готовы платить за качество учебного процесса, которое из-за перехода на дистанционный формат «снизилось в разы».

Как отмечает одно из федеральных изданий, в исковом заявлении студентов МГУ к университету черным по белому написано, что весной во время карантина студенты не могли посещать лекции, пользоваться библиотекой и были лишены возможности личного контакта с преподавателями, тогда как это предусмотрено договором на обучение. У студентов также отсутствовала возможность проведения полноценной практической и лабораторной работы, им был закрыт доступ к научно-исследовательскому оборудованию.

«В связи с чем дистанционные занятия превратились в систему самообразования. Серверы просто не выдерживали лекций с большим количеством слушателей, звук скакал, видео зависало, качество того и другого было ниже среднего. Иногда из-за проблем с нагрузкой могли отмениться все пары. Тогда как стоимость обучения на философском факультете составляет 350 тысяч рублей в год. За эту сумму можно пойти сразу на несколько лучших онлайн-курсов на платформах, которые специализируются на таком образовании уже много лет.

Что мы непременно бы и сделали, если бы хотели получать образование онлайн. Но выбирали-то мы другое», - делились наболевшим студенты. И находили отклик у таких же собратьев по несчастью со всех уголков страны.

К слову, к акции «непослушания» в конце декабря присоединились и студенты Северо-Кавказского федерального университета, также создав местную петицию о несогласии оплачивать удаленный формат по цене очного. Тем более что, по их словах, качество образования тоже оставляло желать большего - неустойчивая связь, сбои образовательной платформы, неподготовленность преподавательского состава к такой форме работы.

- Дистанционное обучение - отличная идея, но лишь для тех, кто сам его выбирает. Но перевести очников на дистанционку и повышать стоимость обучения, наказывать за нестабильную мобильную связь, за отсутствие специальной техники - это странно. Кто-то за это время посадил зрение, мой знакомый недавно едва не завалил зачет из-за сломанного микрофона на умирающем ноутбуке, а подруга дважды подхватывала вирус в компьютере и потом платила по 2500 тысячи рублей за вызов мастера», - жаловались ставропольцы, рассказывая не просто о разочаровании, а о падении мотивации к учебе. Ибо общаться через монитор компьютера или просто посылать выполненные задания преподавателю на почту не интересно. Это не учеба, это ее имитация, пребывание в праздности и лености…

Ребята вернулись другими

«…После которых так тяжело снова включиться в рабочий процесс», - характеризуют преподаватели первый месяц традиционного обучения, стартовавший в феврале этого года, когда студенты снова вернулись в аудитории. Вернулись другими. «Дисциплина на лекциях стала хуже, многие вообще опоздали на первую пару, так как привыкли никуда не торопиться. Заметно, что ребята отвыкли концентрироваться, грамотно формулировать свои мысли, на дому ведь многие занимались через пень колоду. Конечно, есть очень мотивированные студенты, которые при любой форме обучения возьмут все знания, что им дают, но таких меньшинство», - рассказывают об адаптационном периоде педагоги. Особого оптимизма не испытывают, но их обнадеживает, что студенты хотя бы дошли до родных альма-матер. Пусть и не все.

Иван, назовем парня так, учится в Технологическом институте сервиса. За плечами два года классического обучения, год дистанционного и серьезные раздумья: а надо ли возвращаться на студенческую скамью? Минувший год поменял в его жизни многое. В мае отца сократили на работе, и родители оказались не в состоянии оплачивать съемную квартиру сына, предложив на время дистанта вернуться домой. Иван домой не хотел, почему и устроился разносчиком еды в одну компанию, курьером в другую, плюс друг время от времени предлагает помочь на стройке. Благо, что свободного времени у него был вагон.

 - Сейчас со всеми подработками я на руки получаю 40-50 тысяч. И мне есть что терять, если выйду на учебу. А там же нет никакой гарантии, что через месяц нас снова не закроют, - мечется парень, в планах которого попытаться получить индивидуальный план обучения или просто потянуть время до окончательного решения. И далеко не факт, что оно будет в пользу диплома о высшем образовании. Потому как…

 - Я запутался. И не хочу снова садиться за книги, лекции, настрой пропал, - откровенно говорит об эмоциональном выгорании мой собеседник.

Тот случай, когда ты теряешься и не знаешь, что сказать в ответ. Каждый сам кует свою судьбу и набивает шишки об именные грабли, которые в этот раз оказались общими для всех. Вот только выводы все сделали разные. Для одних дистанционное образование стало тем самым отрезвляющим душем, когда они наконец-то смогли понять, что учеба - сама по себе большая ценность, которой нужно дорожить и не разбрасываться, как грязью. Другие продолжили плыть по течению, подстроившись под реалии, и только.  Но в любом случае это опыт, это очередные знания, и как воспользоваться ими - каждый решает сам.

 Марина Кандрашкина.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 голос)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 4 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.