Вы здесь

ШКОЛА НА ДОМУ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В последние годы набирает все большую популярность форма образования, предусматривающая изучение общеобразовательной программы вне школы. Это семейное образование. Дети сдают промежуточные аттестации по установленному графику и после сдачи итоговых экзаменов получают аттестат, так ни разу и не побывав на школьном уроке. И в этом вопросе, как и всегда, когда дело касается чего-то выходящего за границы нашей обычной жизни, возникают резко полярные мнения. Есть ярые приверженцы этой формы обучения, и есть те, кто продолжает считать школьное образование лучшим для ребенка. Времена меняются, меняются дети и условия их обучения. Что же нужно сегодняшним ученикам? В этом мы и попытались разобраться.

С Натальей мы знакомы давно, еще с тех пор, когда вопросы детей ее интересовали только в контексте выбора подарка на очередной день рождения племянникам. Сейчас она мама троих детей, старшему из которых через год идти в школу. И вот в школу-то мальчик не пойдет, а обучаться будет дома. Наталья, до декрета имевшая хорошо оплачиваемую работу и вполне ясные карьерные перспективы в банковской сфере, решила оставить это и заняться образованием детей сама. Ничего себе решение, подумала я и взялась за телефон.

«Шла я к этому долго, - говорит Наталья. - Кстати, такого прямо сильного негатива к школе у меня самой не было. А вот уровень образования, которое дает современная школа, невысок, она отупляет, прошу прощения за прямоту. К тому же, есть некоторые вопросы со здоровьем у сына. Еще плюс семейной формы обучения в том, что она дает гораздо больше свободного времени, которое можно потратить с пользой для ребенка. Ведь как воспитывать, когда ребенок либо в школе, либо он дома, но нужно делать домашнее задание, либо у него кружки, либо он уже спит.

Плюсом семейного обучения считаю и здоровую социализацию, ведь в школе общение только со сверстниками, а оно не должно замыкаться только на них, а быть разнородным. На мой взгляд, настоящая здоровая социализация - это просто жизнь вокруг нас. И считаю, что «сэошники» (так называют детей, находящихся на семейном обучении) к ней куда лучше приспособлены, чем их сверстники из школы. В этой связи вспоминается высказывание Альбера Камю: «Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует».

«А как же высказывание другого писателя, Эрнста Легуве: “Главная цель воспитания - научить наших детей обходиться без нас”?»

«Да, именно так, золотые слова. Но я считаю, что это роль родителей - научить обходиться без нас. Я против, чтобы моих детей учили обходиться без нас их же сверстники, такие же дети, как и мои.

Что будет, если ребенок захочет в школу? Мнение детей я учитываю всегда, и нужно будет понять, почему. Чего не хватает? Возможно, я смогу внести корректировки. Прислушаюсь обязательно. Сейчас могу сказать, что я за семейное обучение, но если ребенок захочет в школу, пожалуйста. И я знаю такие семьи, где один ребенок на семейном обучении, а другой в школе, это их выбор.

Не лишаю ли я ребенка каких-либо радостей и ожиданий, связанных со школой? Думаю, что радостей в процессе обучения дома несоизмеримо больше - при правильном настрое и организации, разумеется. А если речь о тех радостях, что есть только в школе - выбор ранца или гладиолусы на 1 сентября, то это решаемо. Например, можно вместо ранца сообща с ребенком оборудовать его рабочее место, как ему нравится. А 1 сентября моя знакомая с ребенком-«сэошником» отправились в музей - вот это, на мой взгляд, реальный день знаний: и с впечатлениями, и с пользой, можно еще и гладиолусы купить.

А ожидания детские - ведь мы сами их им внушили. Мой старший, например, очень хочет учиться дома, правда еще и потому, что многие из его друзей тоже «сэошники».

Об этой форме обучения мне рассказала подруга, у которой так учится ребенок. Я, разумеется, как и многие, сразу вынесла вердикт - что это дикая крайность и вообще так нельзя. Но стала читать об этом, присматривалась, вникала в вопросы касательно нашей школы. К тому же поняла, что со старшим ребенком нужно что-то менять, не нравился мне садовский подход. Муж почти год не хотел и слышать об этом, аргументируя: «Ну я же ходил в школу - и все нормально». Ситуация изменилась, когда, во-первых, он начал вникать во все тонкости современного образования и видеть его недостатки, ведь в наши школьные годы многих проблем, которые есть сейчас, просто не существовало. Во-вторых, одобрил программу, по которой мы будем учиться. Это совершенно другая программа, отличная от школьно-урочной, и нам она очень понравилась».

Еще одна моя собеседница Ольга - одна из первопроходцев домашнего образования у нас в городе. У нее трое детей на семейном обучении. Изначально причиной послужило то, что семья живет за городом, и добираться каждый день в школу было проблематично, а в сельской школе невысокий уровень образования. К тому же ребенок в некоторых моментах опережал развитие, нужен был индивидуальный подход, чего в школе они вряд ли могли получить. И Ольга, сама имеющая очень хорошее образование, решила обучать ребенка дома. Первый год попробовали, понравилось, так и остались. Потом к старшему присоединились второй и третий сыновья.

«Почему все больше семей переходят на семейное образование? Тут у всех свои причины, - говорит Ольга. - Чаще всего это недовольство школьным образованием или конкретным учителем, или ребенок не дружит с коллективом, или это может быть связано с религией, или со здоровьем ребенка. Кроме того, есть дети, очень занятые другими вещами - спортом или углубленным изучением чего-либо, и на школьные уроки просто не хватает времени, поэтому для них учиться дома - это выход».

Как такового объединения приверженцев семейного обучения нет, но один раз в год они собираются вместе, обсуждают успехи, достижения, разные волнующие вопросы. Есть и проблемы. Одна из них в том, что уже длительное время стоит вопрос оплаты учителям проведения аттестаций и консультаций с детьми-«сэошниками». По законодательству, это должно финансировать министерство образования, но пока ответа на запрос нет, и занятия оплачиваются из фондов школ.

«В семейной форме обучения есть и плюсы, и минусы, - говорит Юлия Владимировна Конева, психолог, педагог и мама двоих детей-школьников. - Есть ситуации, при которых ребенку учиться дома будет проще и легче. Например, из-за здоровья. Иногда психологическая незрелость не позволяет полноценно учиться в школе. Семейное обучение позволяет уберечь ребенка от трудностей, если есть проблемы с социализацией. То есть если это не прихоть родителей, а необходимость.

Но бывает и просто позиция родителей - «я так хочу»: были трудности у самих в школе, не нравились преподаватели. Стараются своего ребенка уберечь, не желая ему такого же. Но человек должен уметь работать и общаться с другими, идти на компромиссы, понимать, что не всегда и не все справедливо, и с этим тоже нужно уметь справляться.

Важно, чтобы родители могли просчитать, что будет дальше - высшее образование или специальное профессиональное (мы же сами не сможем его дать), потом работа, поэтому ребенок все равно попадет в общество. И важно не упустить момент социализации. Чтобы быть успешным в современном мире, нужно учиться общаться.

Семейное образование - это не «хорошо» и не «плохо», главное - понимать, почему родители его выбирают. Если это просто дань моде - то быстро пройдет. Как в свое время было с вундеркиндами. А иногда маме просто трудно отдать сына или дочку чужим людям, ведь кто лучше знает, как воспитывать и учить ее ребенка. Некоторые думают, что будет нарушена связь с матерью. А некоторые просто отказываются понимать, что дети взрослеют».

Вопрос семейного обучения очень глубокий, и прежде чем решиться учить ребенка дома, стоит хорошо подумать. Семейное обучение очень сложно и для родителей, ведь оно подразумевает практически полный отказ от своей жизни и посвящение себя ребенку, по крайней мере первые несколько лет. Чаще всего одному из родителей, обычно мамам, приходится отказываться от работы, чтобы заниматься исключительно ребенком - домашние занятия, кружки, секции, досуг. И еще здесь нужно помнить о самоорганизованности в первую очередь мамы, ведь управляет процессом она, и именно от ее умения эффективно организовать обучение зависит успешное образование ребенка. Хорошо бы и обладать необходимыми знаниями, в первую очередь в педагогике, и железным терпением.

Нужно хорошо понимать всю серьезность отказа от школы. Первые годы домашнего образования даются детям легко, но дальше могут возникнуть проблемы. Каждый ли из нас сможет повторить с ребенком школьный курс химии или геометрии? И скорее всего, здесь не обойдется без репетиторов, и возможно, не по одному предмету, и вот тут уже возникает вопрос финансовый, к которому тоже нужно быть готовым.

В школе дети много времени проводят вместе и учатся дружить. Да, дети на семейном обучении тоже бывают в группах, но там не всегда хватает времени на личные отношения, ибо все оно отдано занятиям. Такое я наблюдала на примере своего сына, изучавшего несколько предметов дополнительно на групповых занятиях. Там были ровные доброжелательные отношения сверстников, объединенных одной целью - изучением конкретного предмета. Они хорошо общались, но по окончании занятий расходились по своим делам, ибо, как правило, это были очень занятые в плане учебы дети. Дружеских отношений там не складывалось просто потому, что на это не было времени. И вот здесь школа, конечно, имеет свои плюсы, давая детям возможность общаться и дружить.

Ну а по какой именно форме будет обучаться ребенок - каждый родитель решает сам с учетом потребностей и возможностей ребенка и своих собственных тоже. Главное - делать так, чтобы наши дети росли счастливыми и успешными.

Марина АПЛЕМАХ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 голос)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.