Вы здесь
ЮРИЙ БОНДАРЕВ: «ВЕРИМ, ЧТО БУДЕТ ЛУЧШЕ»
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Галюгаевская - известная казачья станица на границе Ставрополья с Чеченской республикой. Народ здесь особенный, гордый. Горячо любящий свою землю. Готовый оберегать от чужаков и недоброжелателей свои порядки, традиции, уклад жизни. Главой станицы и атаманом местного казачьего общества является Юрий Михайлович Бондарев. Глава и атаман он уже 15 лет. Три раза земляки на выборах оказывали ему доверие. Но скоро полномочия Юрия Бондарева заканчиваются, принятая законодателями муниципальная реформа поменяла схему местного самоуправления. Теперь вместо избранной станичной власти будет подразделение районной администрации. Какие серьезные проблемы Юрию Бондареву пришлось решать во время пребывания в должности главы муниципального образования Галюгаевский сельсовет, что руководителю удалось сделать за этот срок, останется ли он в новой структуре местной власти?
- Юрий Михайлович, как вы стали главой Галюгаевской?
- Меня избрали 24 апреля 2005 года. До этого я был заместителем председателя колхоза имени Ленина - главным зоотехником. Животноводство в хозяйстве сократилось, я понимал, что могу остаться не у дел, поэтому решил идти на выборы.
Моим предшественником был Анатолий Михайлович Шагров. Он был очень хорошим человеком, к сожалению, уже ушел из жизни. И когда я выдвигался на должность главы, то этот вопрос с ним согласовал. Анатолий Михайлович отработал на этом посту два срока, и он мне сказал, что если я пойду на выборы, тогда он не будет в них участвовать. Поскольку, мол, и возраст предпенсионный, да и не хотелось ему, очевидно, вникать в нюансы нового законодательства - как раз в это время в крае внедрялся новый Закон о местном самоуправлении.
Так что Шагров меня поддержал и даже помог мне провести предвыборную кампанию.
- С кем вам пришлось конкурировать на выборах?
- Всего участников в 2005 году было трое, но главным конкурентом - Лидия Васильевна Луценко, нынешний директор нашей школы. Она набрала всего на 22 голоса меньше, чем я.
И в 2010 году Лидия Васильевна, с которой мы, несмотря на то, что не раз противостояли на выборах, остаемся в хороших отношениях, была моим главным соперником. Но тогда за меня уже проголосовало на 400 человек больше, чем за нее.
А в 2015-м серьезных конкурентов не было вовсе. Я набрал тогда 96 процентов голосов.
- С какими проблемами вам пришлось столкнуться, когда вы пришли на должность?
- У меня не было опыта работы в бюджетной структуре, поэтому поначалу возникали ситуации, когда хотелось решить какой-то вопрос, но взять деньги из муниципального бюджета было нельзя, поскольку считалось бы нецелевым использованием средств. Например, помню, предложил приобрести венок, чтобы 9 мая возложить к памятнику землякам, погибшим в Великой Отечественной войне, а бухгалтерия говорит: такой расходной статьи в бюджете нет. Пришлось тогда самому покупать венок.
А ведь я обещал, что буду строить дороги, освещать улицы, создавать рабочие места. Как это все выполнять?
Посоветовался с главой района, он мне сказал: тебе надо ездить по всем инстанциям, просить. Правда, говорит, все равно тебе никто ничего не даст.
Обращался в краевое министерство финансов, в министерство строительства и дорожного хозяйства, в краевое управление МЧС. Мне культурно отказывали или отвечали, что я вообще не туда пришел.
Денег в региональной казне на решение вопросов муниципального благоустройства тогда не было. Сейчас все-таки ситуация совершенно иная. Действуют разные программы - федеральные, региональные. Участвуй в них и получишь средства.
Тем не менее усилия мои были не напрасны. Я набирался опыта, налаживал деловые связи.
Первое, что удалось сделать - установить 10 фонарей в центре станицы. Нашли такую возможность за счет свободных остатков в муниципальном бюджете, согласовали это дело с министерством финансов. В итоге все получилось, и строку соответствующую внесли в бюджет.
До этого в станице не было ни одного фонаря, установленного администрацией. На следующий год осветили еще две центральные улицы. Сегодня на балансе муниципалитета более 400 фонарей. Практически не осталось ни одной улицы, которая не была бы освещена. Пусть не везде освещение соответствует госстандартам, но оно есть.
От имевшегося в Галюгаевской асфальтового покрытия улиц к 2005 году практически ничего не осталось. Во время военных действий в Чечне по станице ездили танки и БТРы, разбивали дороги. Недалеко от моего дома однажды застрял БТР. Такие были колеи.
Но постепенно и это дело пошло. Стали ремонтировать улицы. Сначала хотя бы засыпать гравием наиболее поврежденные участки, ровнять их.
А в 2007 году в рамках программы поддержки местных инициатив проложили первый асфальт - 450 метров на улицах Моздокской и Красноармейской.
И с тех пор с божьей помощью стали асфальтировать по 800-1000 метров в год.
Сейчас у нас 65 процентов улиц в станице с твердым покрытием. В этом году постелили асфальт там, где раньше его никогда не было. И приготовили еще два пакета документов на две новые дороги, которые ранее были только в земляном исполнении.
- А обещание по поводу создания новых рабочих мест удалось выполнить?
- В 2009 году в станице открыли дом-интернат для престарелых и инвалидов. Правда, он называется Курским - так и не смог я поменять название на Галюгаевский. Министр труда и соцзащиты края Алексей Павлович Карабут очень противился тому, чтобы у нас был открыт интернат для пожилых людей. Мол, мы находимся на краю региона, и у нас неспокойная обстановка из-за соседства с Чечней. Но Карабута на посту министра сменил Николай Иванович Пальцев, которого мы все же убедили в целесообразности открытия интерната. Да и наш земляк, депутат краевой Думы Юрий Афанасьевич Гонтарь помог решить вопрос.
Таким образом мы сохранили большое красивое здание (бывшая больница) на берегу нашего озера, проведя там капитальный ремонт, и создали социальное учреждение, в котором сегодня трудятся более полсотни жителей станицы.
Правда, были сомневающиеся. Мне говорили, что станичники не пойдут работать в дом-интернат. Мол, кто захочет ухаживать за стариками. Но жизнь показала обратное. И некоторые из тех скептиков через некоторое время в доме-интернате нашли себе применение и охотно трудятся там до сих пор.
А я вот думал, что станичники никогда не пойдут жить в дом престарелых, и тоже, как оказалось, ошибался. Сегодня галюгаевцев в интернате - почти треть контингента. Это те пожилые люди, которых дети оставили, уехав в крупные города. Но есть и такое, что дети живут в станице, а мать - в доме престарелых. С одной стороны, кажется, что такого не должно быть, но ведь случается, что работа связана с командировками, человек уезжает на какое-то время, а его пожилой немощный родитель остается один, проследить за ним некому. Так уж лучше пусть старики находятся в доме престарелых, в хороших условиях, под круглосуточным присмотром медиков.
Я считаю: наш дом-интернат - один из лучших в Ставропольском крае. Мы как можем помогаем, продуктами, дарим подарки. Сейчас перед соцучреждениями такого типа ставится задача не только создания комфортных условий, но и увеличения продолжительности жизни пенсионеров.
Появление у нас дома-интерната помогло нам также организовать свою пожарную часть. Тогда в стране произошло несколько случаев, когда горели дома престарелых и гибли старики. Нельзя было допустить подобного у нас.
С помещением для пожарных определились, но требовалось пристроить боксы для двух машин. Где на это взять деньги, кто будет строить? Опять пришлось общаться с Алексеем Карабутом, который вернулся через некоторое время на должность регионального министра труда и соцзащиты. Поскольку строительства дома-интерната мы добились в обход его позиции, он был критически настроен и к этой нашей инициативе.
Но в итоге все получилось. На свои средства купили кирпич и цемент, а под фундамент использовали блоки и плиты заброшенных колхозных овцекомплексов. Подобрали 15 человек из казаков, которые имели навыки строителей и которые в дальнейшем могли составить два пожарных расчета. Пришлось попросить их бесплатно два месяца потрудиться на строительстве боксов. Я как глава и как станичный атаман пообещал, что все они потом будут трудоустроены в пожарной части. Казаки согласились - все равно без работы сидели.
А через месяц руководитель краевой Противопожарной и аварийно-спасательной службы (ПАСС СК) Геннадий Васильевич Киселев уже принял наших ребят в штат.
У нас и в селе Русском были открыты первые в Курском районе пожарные части краевой противопожарной службы. Наша Галюгаевская казачья пожарная часть № 115 - одна из наиболее эффективных частей ПАСС СК.
- Раньше у вас была проблема с водоснабжением, решена ли она сейчас?
- Колхоз был уже не в состоянии содержать водопроводные сети. Трубопроводы не ремонтировались, случались постоянные порывы. Жители жаловались. Мне самому приходись выезжать на аварийные ситуации, организовывать ремонт, копать землю, перекрывать краны.
Сначала мы хотели на себя взять это дело, но лицензии на добычу недр не могли получить. И остановились. Нам помог Владимир Владимирович Владимиров, он шел тогда на свой первый губернаторский срок, приехал к нам с визитом как кандидат в главы региона, и мы его попросили помочь с передачей трубопроводов водоканалу. Он позвонил, дал команду, и вопрос тут же был решен.
Базу нашего участка водоканала по просьбе районных властей сделали в Стодеревской, но начальником по моей рекомендации поставили галюгаевского, Сергея Степановича Филиппова. И участок называется Галюгаевским.
Тут еще такой момент: когда линии были колхозные, за воду не платили. Когда же появилась необходимость оплачивать услугу, да еще началась борьба с самовольными врезками, это не всем понравилось. Многие высказывали недовольство, возмущались. Пришлось разъяснять людям, убеждать их, что за воду нужно платить.
Раньше в каждом дворе стояла подкачивающая помпа, а сегодня насосы не нужны, вода подается хорошо. Бывают, конечно, поломки. Но в целом ситуация нормальная. Люди благодарны, говорят спасибо.
Кстати, из Пенькозаводской скважины (у нас всего три скважины) вода - очень хорошего качества. Никаких отклонений от ГОСТа.
- А какова сейчас экономическая ситуация в колхозе имени Ленина?
- Никогда не был равнодушен к судьбе нашего колхоза, всегда пытался спасти сельхозпредприятие. Я подсчитал, что моя семья - я, жена, мои родители - отработала в хозяйстве почти 150 лет.
Когда дела в колхозе стали совсем плохи, я попросил своего друга Альберта Сафаряна помочь выровнять ситуацию. Он согласился, и я его порекомендовал на должность руководителя колхоза.
Кроме меня никто в станице не знал Сафаряна, но люди поверили мне и выбрали его председателем. Он очень способный, хороший организатор. Смог навести в хозяйстве порядок. Оно стало развиваться, появилась новая техника. Колхозники стали получать нормальную заработную плату.
Вообще население станицы стало жить лучше. В некоторых семьях уже по 2-3 автомобиля. Скопления машин по утрам даже случаются на некоторых перекрестках, хоть светофор ставь. И строится, вижу, народ. Когда люди строятся, это для меня показатель, что их благосостояние растет. Когда сегодня кто-то ругает власть и ностальгирует по советским временам, я предлагаю ему сравнить, что он имел тогда и сейчас.
Так что могу сказать: с моей подачи сельхозпроизводство у нас сохранилось, правда, что лично мне не нравится, так это то, что на базе нашего колхоза Альберт Саркисович развил собственное хозяйство.
- В этом году вы планировали отремонтировать памятник погибшим воинам. Успеете ли это выполнить?
- Да, приводим в порядок памятник погибшим нашим воинам в Великой Отечественной войне и во время чеченских событий. До конца августа должны завершить. Правда, возникла задержка с обустройством прилегающей к памятнику территории. Мы выделили из своего бюджета средства, чтобы плитку положить, лавочки поставить, фонари. Не один раз уже объявляли аукцион на проведение этих работ, но никто из подрядчиков почему-то не подал заявку.
Еще фонтан, надеюсь, успеем отремонтировать в этом году.
Хочу сказать, что станица меняется в лучшую сторону. Это не только мое мнение. Бывшие жители Галюгаевской, когда приезжают сюда в гости, удивляются внешним переменам.
Современные детские площадки у нас появились, антивандальные тренажеры.
- А многие станичники в курсе, что в Галюгаевской скоро будет не своя избранная станичная власть, а отдел районной администрации?
- Население знает, но не очень понимает. Впрочем, и у нас, представителей местных администраций, вопросы остаются.
Нам говорят, что будет лучше: консолидированный бюджет, все средства в одних руках, в программе «Городская комфортная среда» теперь сможем участвовать и т.д. И мы верим, что будет лучше.
У нас, в Курском районе, решили, что отделы в поселениях будут с образованием юрлица. У главы отдела по Галюгаевскому сельсовету останутся своя печать, своя смета. Но проводить аукционы, управлять Домом культуры будет уже райадминистрация.
- Когда заканчиваются ваши полномочия?
- В ноябре, после выборов руководителя муниципального округа, главы поселений сложат полномочия. Но до 31 декабря я еще буду работать в качестве председателя ликвидационной комиссии.
- Вам обещают трудоустройство в новой структуре?
- Губернатор говорил, что наш опыт будет использован, но как будет, кого возьмут, буду ли я работать - пока неизвестно.
- Юрий Михайлович, в прошлом году вас избрали в Совет при Президенте РФ по развитию местного самоуправления? Вы уже участвовали в его работе?
- Для меня высокая честь состоять в этом консультативном органе при Президенте страны. 30 января в Москве проходило заседание Совета, и я на нем присутствовал. Сидел недалеко от Президента. Задать свой вопрос, правда, не получилось, хотя дважды поднимал руку.
А еще двумя неделями ранее, 15 января, я побывал на оглашении Послания Президента РФ Федеральному собранию. Таких, как я, представителей от поселенческой муниципальной власти, в зале было всего шесть человек. Думаю, что я оказался участником этого события с подачи губернатора края. Потому что Владимир Владимирович ко мне очень хорошо относится.
Беседовал Владимир ФИЛАТОВ.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru
Добавить комментарий